Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Качественные методы в гуманитарном исследовании

Таким образом, традиционно в психологическом исследовании сочетаются и количественные, и качественные методы. Это связано, с одной стороны, с двойственной методологией науки, сочетающей в себе номотетический и идеографический подходы. С другой стороны, любое исследование предполагает два этапа:

- поисковый этап (на этом этапе необходимо описать основные характеристики изучаемого феномена);

- основной этап (доказательство гипотезы, которое предполагает использование количественных методов и статистического анализа данных).

В индивидуальной работе с клиентом преобладает качественный подход. При работе с выборкой более целесообразен количественный метод, который предполагает сопоставление испытуемых по отдельным количественным характеристикам.

Количественные и качественные методы достаточно полно описаны в социологической литературе, например, в работе В. А. Ядова «Стратегия социологического исследования». В последние годы достаточно серьезный анализ качественных методов был осуществлен в психологии и близких с ней отраслях научного знания: это работы Г. С. Абрамовой [3; 4]; А. М. Айламазян [16]; А. Ф. Ануфриева [31]; С. А. Белановского [42; 43]; Н. Н. Богомоловой, Н. Г. Стефаненко, Т. В. Фоломеевой [54; 55; 56]; Т. Н. Ушаковой, В. А. Цепцова, К. И. Алексеева [432]; Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской и О. В. Соловьевой [78]; Д. А. Леонтьева [206; 207; 208]; Е. Б. Шестопал [329]; А. Н. Славской [397]; В. Е. Семенова [394]; В. Семеновой [499] и др.

Следует отметить, что в настоящее время в психологической науке общая методология качественных методов не достаточно проработана, поэтому приходится заимствовать ее из близких наук. Такой наукой для психологии (во всяком случае – для социальной психологии) является социология. В. Семенова представляет методологию качественного исследования в работе В. А. Ядова «Стратегия социологического исследования» [499]. Ее взгляды представлены в табл. 1.2.

В. Семенова разделяет используемые в социологии методы на «жесткие» и «мягкие». Приемы шкалирования, сбора данных и их анализа относятся к так называемым «жестким» методам, которые позволяют рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность. Качественные методы позволяют приблизиться к пониманию и интерпретации смыслов, которые человек вкладывает в различные суждения и действия, и это тем более важно, что поступки человека далеко не всегда адекватно осознаются им самим. Для познания опыта, переживаний, чувств конкретных людей необходимо знание, основанное преимущественно на понимании и интерпретации.

Табл. 1.2. Различие стратегий исследования

при качественном и количественном подходах [Ядов, с. 396]

Парадигма количественного подхода Парадигма качественного подхода
Теоретико-методологическая база
Реализм Феноменология
Достоверное, объективное знание Релятивизм
Описание логических связей между отдельными параметрами Описание общей картины события или явления
Фокус анализа
Общее, генеральное Особенное, частное
Классификация путем отождествления событий, случаев Описание событий, случаев
В центре внимания – структуры; внешнее: объективное В центре внимания – человек; внутреннее: субъективное
Исследовательские цели, задачи
Дать причинное объяснение Интерпретировать, понять наблюдаемое
Измерить взаимосвязи Концептуализировать
Единицы анализа
Факты, события Субъективные значения, смыслы
Валидность (надежность)
Достоверное повторение установленных связей Реальное насыщение информации
Логика анализа
Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т.д. – к концепциям
Стиль
Жесткий, холодный Мягкий, теплый
Систематизация Воображение, представление о …

 

Общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик. Так, качественная методология успешно применялась в работе У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».

Содержание и последовательность операций в количественном и качественном исследованиях [Ядов, с. 407]

Количественные методы Качественные методы
Гипотезы
Осуществляется проверка гипотез, которые формулируются в программе до начала сбора данных. Значения фактов, явлений осмысливаются после «погружения» исследователя в данные.
Концепции (понятия)
Формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными. Концепция – результат последовательного обобщения терминологических «гнезд» (таксонов) живого языка, тем, понятий.
Измерительные процедуры
Инструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуются. Измерительные инструменты формулируются в результате полевого исследования; часто являются специфическими, отражают индивидуальный исследовательский подход.
Представление данных
Представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей. Представлены в виде высказываний, фрагментов документов, наблюдений, транскриптов (транскрипт – текст речевой информации, сохраняющий все оттенки речи).
Теории
Гипотетико-дедуктивные, каузальные. Могут быть как каузальными, так и интерпретативными, преимущественно индуктивными.
Процедуры
Стандартизированы, предполагается их дублирование. Процедуры дублируются редко.
Анализ
Осуществляется статистическими методами. Проводится путем выделения тем или обобщения идей из собранных свидетельств; организация данных нацелена на получение целостной картины.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.