Власов В.И. профессор международного права Ростовского филиала ФГБОУВПО РАП, доктор философских наук, профессор.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 – Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
Одобрен на заседании кафедры международного права Ростовского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» (протокол №____ от____________).
Утвержден учебно-методическим советом Ростовского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 1 от 25 сентября 2012 г.).
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой …………...................................48
ВВЕДЕНИЕ
Сравнительное правоведение является базовой учебной дисциплиной профессионального цикла по направлению подготовки 030900.68 – Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
При составлении настоящего комплекса учебно-методических материалов, а также рабочей учебной программы по дисциплине «Сравнительное правоведение» в качестве базовых использовались Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 –Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), а также программы, подготовленные на кафедре международного права Ростовского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия». В предлагаемых программе курса и учебно-методических материалах для магистрантов очной формы обучения при сохранении традиционных подходов к изучению курса, учтены некоторые особенности сроков, форм профессионального обучения и категорий обучаемых в Ростовском филиале ФГБОУВПО «Российская академия правосудия». В связи с этим комплекс учебно-методических материалов гибко сочетает рекомендации по изучению курса магистрантами и организации самостоятельной и научно-исследовательской работы.
Сегодня в мире существует около двухсот национальных правовых систем. Их изучение, сопоставление, классификация составляют цель сравнительного правоведения.
В настоящее время сравнительное правоведение утвердилось как отдельная самостоятельная научная и учебная дисциплина. В системе юридических наук и юридического образования оно занимает свое особое место в ряду таких юридических дисциплин, как теория государства и права, философия права, социология права, история государства и права, юридическая антропология и др.
Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость сравнительного правоведения, являются:
- многообразие правовых систем современности;
- развитие правовых взаимосвязей и расширение международных, экономических, политических, культурных и иных связей между государствами;
- появление на правовой карте мира правовых систем новых независимых государств;
- деятельность международных организаций.
В структуре курса и его программе учитываются требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, новейшие научные разработки в данной области знаний. В списке основной литературы указаны учебники и учебные пособия по данной дисциплине, а также сборники документов, поскольку магистрант должен ознакомиться с текстами важнейших правовых памятников. Дополнительная литература рекомендуется для углубления знаний по тем или иным темам, подготовки к семинарским занятиям, для написания рефератов, курсовых и научных работ.
В связи с необходимостью приведения учебного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ВПО, формирования интегральных профессиональных компетенции магистрантов; перехода от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося; формирования учебной автономности магистранта, его ответственности за процесс и результат обучения; обеспечения обучения в сотрудничестве, взаимодействия обучающихся друг с другом; обеспечения комфортных условий обучения, при которых магистрант чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность планируется проведение семинарских занятий по некоторым темам и вопросам в активных формах.
Задача настоящего курса заключается в том, чтобы ознакомить магистрантов с основами современного сравнительного правоведения. Его основное назначение – научить свободно ориентироваться во множестве правовых систем современности и облегчить задачу тех юристов, которые предпринимают изучение какой-либо системы зарубежного права.
Требования к уровню подготовки:
- знать правовую карту мира, ориентироваться в основных правовых семьях современности, понимать положение правовой системы Российской Федерации среди других правовых систем мира;
- уметь оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса, уметь получать новые знания и систематизировать их; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):
- способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
- способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; (ПК-2);
- способность квалифицированно нормативные правовые акты (ПК-7);
- способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
- способность преподавать юридические дисциплины международно-правового содержания на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
- способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).
В ходе непосредственного изучения учебной дисциплины отдельные структурные части данного учебно-методического комплекса могут изменяться и дополняться.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
(по учебному плану)
Количество зачетных единиц и часов по формам обучения