Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности социализации человека на различных этапах его возраста.



Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности социализации человека. Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению этих возможностей является самостоятельным предметом социальной педагогики. Специфика социально-педагогической работы с различными категориями людей по обеспечению их социального развития в зависимости от возраста нашла отражение и в специальных разделах: ювеногогике, андрогогике и геронтогогике.

Ювеногогика(от лат. junior младший + agoge -руководство, воспитание) отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания юношества (молодых людей). Данная отрасль изучает проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы: особенности гражданского, умственного, нравственного, духовного, трудового, сексуального и т.п. развития молодых людей.

Характерная проблема социализации ребенка в дошкольном возрасте это содействие ему в идентификации. Педагогическими аспектами социализации ребенка, подростка школьного возраста являются: обучение, дальнейшее воспитание и развитие; профессиональная ориентация. Особенности социализации человека на этапе его профессионального обучения (начального, среднего, вузовского): адаптация к среде; профессиональная подготовка; приобретение навыков трудовой деятельности, утверждение в перспективе профессиональной деятельности.

Андрогогика{от греч. аner, род. падеж andros - взрослый человек и agoge руководство, воспитание) отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания взрослых. Педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности включает: необходимость и особенности обучения ивоспитания взрослого человека. Проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной после профессиональной подготовки, переподготовки взрослого человека: адаптация взрослого человека в новых условиях (в системе обучения, в трудовом коллективе, в профессиональной деятельности); рост профессионального мастерства; об­щекультурное, духовно-нравственное развитие взрос­лого человек; самоутверждение человека; реализация семейной функции (формирование семьи, укрепление семейных отношений, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи и пр.); подготовка к после трудовой деятельности.

Особая роль в социализации взрослого человека принадлежит ему самому, его саморазвитию, самоутверждению и самоосуществлению.

Геронтогогика(от греч. gerontos старец + agoge руководство, воспитание) - отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы взаимодействия с людьми преклонного возраста. Особенности социального развития человека в пожилом и престарелом возрастах: адаптация к новым условиям пенсионера; реализация потенциала человека в обществе; сочетание семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым в достойной жизни; социальная поддержка человека на завершающем этапе жизни; использование опыта, знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи. Категории пожилых людей и дифференциация социально-педагогической работы с ними.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что понимается под социализацией?

2. Дайте характеристику социализации как процессу.

3. Дайте характеристику социализации как результату.

4. Дайте характеристику социализации как проявлению.

5. Каково влияние наследственных и врожденных особенностей человека на его социализацию?

6. Назовите и дайте характеристику основным этапам социализации человека.

7. Каковы возможности управления процессом социализации человека?

8. Каковы педагогические аспекты социализации человека?

9. Каковы основные факторы среды, обуславливающие социализацию человека?

10. Что понимается под десоциализацией?

11. Каковы основные причины десоциализации?

12. Что понимается под ресоциализацией?

13. Какова взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизнедеятельности человека?

14. Каковы проблемы социализации человека на различных этапах его возрастного развития?

 

Примерная тематика рефератов:

 

1. Взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизнедеятельности человека

2. Проблемы социализации человека на различных этапах его возрастного развития, с которыми сталкивается социальный работник.

 

 

Литература:

 

11.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрай-М», 2001. – 464 с.

13.Мардахаев Л.В.Социальная педагогика:Учеб-метод материалы.- М.: Изд-во МГСУ, 2003 г.

14. Мудрик А.В. Социальныя педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

15. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. -416с. – (Серия «Gaudemus»)

16.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. – М.: «Роспедагенство» , 1996. – Глава IV.

17. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Сост. и авт. Предисл. Л.ВА. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

18.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. М.: Мир, 1994. – С. 226-230.

19. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. – М.: С69 Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

20.Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. / Отв. ред. М.Н. Акимова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 327 с.

21. Теория и история социальной педагогики: Хрестоматия / Составитель М.Д. Горячев. Самара: Издательство «Самарский университет», 2000. 244 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.