Как отмечает А.В. Мудрик, в науку о человеке термин “социализация” пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было “обобществление” земли, средств производства и т.п. Применительно к человеку он нашел отражение в работе американского социолога Ф.Г. Гиддингса в 1887 г. в книге “Теория социализации”. В ней термин “социализация” применяется в значении близком к современному - “развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни”.
Социализация(от лат. socialis общественный) - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.
Социальные ценностирассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности, с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальный опытпредставляет собою совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные проявления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс, она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - это свидетельство наличия того социума, который необходим человеку для естественного социциолога Ф.Г. Гиддингса в 1887 г. в книге “Теория социализации”. В ней термин “социализация” применяется в значении близком к современному - “развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни”.
Социализация(от лат. socialis общественный) -процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.
Социальные ценностирассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности, с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Социальный опытпредставляет собою совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные проявления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс, она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - это свидетельство наличия того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление это социальная реакция человека с учетом его возраста исоциального развития в системе конкретных общественных отношений. Через проявление судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом отношении социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Наследственные и врожденные особенностисоставляют определенный потенциал, определяющий предрасположенность человека в развитии. В процессе же социального развития и воспитания человека он может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не реализован. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в развитии человека, становление и его как личности. Такие предрасположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности для развития человека.
Позитивныепредрасположения эта наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного развития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Особенно это важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.
Негативные предрасположенияэто то своеобразие человека, которое либо ограничивает его а возможностях социального развития, либо имеет четко выраженный отрицательный социальный характер, что может негативно сказаться в его социальном развитии.
В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетическое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.
Сторонники биогенного (биогенетического)направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью. Они считают, что именно наследственность определяет, кем может стать в будущем этот человек. С позиции науки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследственность определяет только возможное, но еще не достаточное для социального развития личности, нужны еще соответствующие условия для их реализации и определенная, порой значительная личная роль человека.
Отрицательные предрасположения от наследования в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и другие, являются условиями,которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение и создании условий, которые могли бы стимулировать развитие у них негативных предрасположений, превращение их в личностную реальность, позволяют предупреждать или в значительной степени сдерживать возможность их социально-негативного развития и воспитания. В этом, по своей сущности и проявляется профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным, ребенком. Она предусматривает социально-педагогическую работу не только с ним, но и с его непосредственным окружением, прежде всего с родителями (лицами их заменяющими).
Сторонники социогенного (социогенетического)направления в педагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно “лепить” все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка, что хочет воспитатель. Если ребенок не имеет предрасположения к тому, что у него развивают, перспективы будутограничены. Имеют место факты, когда воспитатель, не реализовав собственный позитивный потенциал в развитии и воспитании ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутсяв саморазвитии и самореализации. Характерно, чтоесли не считаться с возможностями ребенка, то можно “сломать его, разрушить личность. Последствия такой воспитательной работы иногда могут привести ксерьезным социальным и личностным проблемам, когда потребуется значительная помощь психиатра или психолога в исправлении.
Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства не только биогенного и социогенного подходов, но и других в воспитательной работе с ребенком. В процессе социального развития и воспитания ребенка необходимо знать его индивидуальные особенности и возможности. Одновременно следует уметь создавать средовые условия, позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ребенку.
Факторы средыэто все то, что непосредственно и опосредованно влияет на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллектив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр. Бронфенбреннервыделяет четыре группы таких факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: микросредаэто все, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, обстановку в семье, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистемаэто складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые входят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема- это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе (она выступает нормативным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнедеятельности).
А.В. Мудриквыделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: макро-факторыкосмос, планета, мир; мезофакторы этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторыинституты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.
Десоциализация (от фр. dcs... - приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо + социализация) утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дискомфортные для этого человека условия самопроявления и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации, обусловлены различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.
Личностные факторыхарактеризуются потенциалами и состоянием человека, сдерживающими проявление его активности в естественной для него среде, самоограничениями, либо сменой характера привычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального опыта. Состояние организма, создает настроение, желание и способность проявлять себя в определенной деятельности. Негативное (нездоровое) состояние организма, сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность. Средовые факторыхарактеризуют нетипичные для данного человека условия, сказывающиеся на его способности проявлять естественную активность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной личности. Воспитательные факторы характеризуют результат или особенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Как результат ребенок не может проявлять себя в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую возможностям ребенка и сдерживающую его проявление в среде.
Десоциализация выполняет положительную или отрицательную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная рользаключается в том, что она помогает человеку избавиться от негативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним.Отрицательная (негативная) рольдесоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной деятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.
Ресоциализация(от лат. rе - приставка, обозначающая повторное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие + со циализация) - восстановление у человека утраченных социальных (ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. На ресоциализацию также существенно оказывают влияние различные факторы, в том числе личностные, средовые и воспитательные. Они сказываются и на процессе и на результате ресоциализации человека.
Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Данный фактор активно используется в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности. Этот опыт позволяет осваивать способность выполнять определенные жизненно важные социальные роли.
Рольэто жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции. Социальная роль выполнение человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией и пр. Социальная роль может быть усвоена человеком на уровне знакомства {знает существо деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет ролью на уровне специалиста, опытного человека).
Выделяют различные виды социализации,в процессе которых усваиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая. Поло-ролевая социализацияпредставляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяемых с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль- есть выполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным положением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей. Профессионально-трудовая рольосуществляется на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая рольэто социальная роль, которую он усвоил и своеобразно проявляет сучетом той культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился. Каждый регион имеет социокультурное своеобразие поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума. Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружения, возраста, профессиональной деятельности и пр.
Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации человека он проходит определенные стадии (этапы) и ступени.
Существуют различные подходы к выделению этапов социализации. Например, по характеру протекания процесса социализации: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый. В 20-е годы XX века выделялись этапы, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка. В 70-е годы Д.Б. Эльконин (19041984) предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники игра; младшие школьники обучение; подростков – интимное личное общение; юноши – учебно-профессиональная деятельность В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами.
Существует подход выделения стадий социализации человека в зависимости от отношения его к трудовой деятельности:
- возрастные (Ловингер):
- 1) досоциальная (младенчество);
- 2) импульсивная (раннее детство);
- 3) самозащитная (“дельта”, раннее детство);
- 4) конформистская (позднее детство/отрочества);
- 5)сознательная (отрочество/юность);
- 6) автономная (юность/зрелость);
- 7) интеграционная (взрослость);
- 0) (Кеган): инкорпоративная (младенчество);
- 1) импульсивная (от 2 до 7 лет);
- 2) имперская (7-12лет);
- 3) интерперсональная (13-19лет);
- 4) институциональная (ранняя взрослость);
- 5) интериндивидуальная (взрослость);
- по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) - до школы, стадия обучения; трудовая - стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая - стадия выхода на пенсию, стадия самореализации на пенсии.
Основные ступени социализации человека: идентификация, индивидуализация, персонализация.
Каждый человек в отдельности - индивид - это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория “индивид” (отлат. individuum - неделимое) по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Homo sapiens. Он носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин индивид иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. identificare -отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо чем-либо. 3. Фрейд (1856-1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:
а) первичная идентификация в младенчестве – как примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;
б) вторичная идентификация - как проявление защитного механизма. По Фрейду маленький ребенок старается идентифицировать себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые особенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя по отношению к любимому лицу, или к лицам, которых он ненавидит или которым завидует;
в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект, из-за желания оказаться в положении объекта, психологически вживается в его состояние, болезненно переживая его.
В процессе социализации происходит развитие особенностей конкретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этому индивиду, получает еще большее своеобразие, уникальность, обретает неповторимую самобытность. Индивидуальность означает - особенное, самобытное, свойственное данному индивиду природное и социальное своеобразие выражения человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов.
Наряду с индивидуализацией человека имеет место и деиндевидуализация - утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном индивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах.
Подобное явление проявляется при жесткой регламентации жизни и деятельности, администрировании при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.
В процессе социализации происходит персонализация(от лат. persona личность) человека. Она характеризует процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (В.А. Петровский).
Имеет место и деперсонализациякак следствие отчуждения продукта труда от ее создателя или посредством присвоения плодов чужого труда. Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как “трансляция” своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому. Например, отделение архитектора от результатов его деятельности.
Личностьэто конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, как результат его социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность определяется включенностью в общественные отношения как системным качеством индивида, формируемым в его совместной деятельности и общении.
На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личнаяроль в саморазвитии, самосовершенствовании.
Человек выступает как объект и субъектсоциализации. Как объекту, человеку принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития. Эта роль носит осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек включается в деятельность подвоздействием различных факторов, которая обуславливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека {на ранних этапах его возраста) роль личности в социализации проявляется в естественной активности ребенка в самопроявлении. В последующем, с развитием сознания, возрастает роль направленной активности человека в деятельности, общении, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обуславливающие самопроявление личностина различных возрастных этапах: игра, учение, общение, профессиональная деятельность.