Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социализация человека как социально-педагогическое явление.



Как отмечает А.В. Мудрик, в науку о человеке термин “социализация” пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было “обобществление” земли, средств производства и т.п. Применительно к человеку он нашел отражение в работе американского социолога Ф.Г. Гиддингса в 1887 г. в книге “Теория социализации”. В ней термин “социализация” применяется в значении близком к современному - “развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни”.

Социализация(от лат. socialis общественный) - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

Социальные ценностирассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности, с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальный опытпредставляет собою совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные проявления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс, она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - это свидетельство наличия того социума, который необходим человеку для естественного социциолога Ф.Г. Гиддингса в 1887 г. в книге “Теория социализации”. В ней термин “социализация” применяется в значении близком к современному - “развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни”.

Социализация(от лат. socialis общественный) -процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и соци­ального опыта.

Социальные ценностирассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности, с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Социальный опытпредставляет собою совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности лич­ности в определенном социуме. Он включает различные проявления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс, она означает социальное станов­ление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - это свидетельство наличия того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление это социальная реакция человека с учетом его возраста исоциального развития в системе конкретных общественных отношений. Через проявление судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом отношении социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Наследственные и врожденные особенностисоставляют определенный потенциал, определяющий предрасположенность человека в развитии. В процессе же социального развития и воспитания человека он может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не реализован. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в развитии человека, становление и его как личности. Такие предрасположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности для развития человека.

Позитивныепредрасположения эта наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного развития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Особенно это важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.

Негативные предрасположенияэто то своеобразие человека, которое либо ограничивает его а возможностях социального развития, либо имеет четко выраженный отрицательный социальный характер, что может негативно сказаться в его социальном развитии.

В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетическое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.

Сторонники биогенного (биогенетического)направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью. Они считают, что именно наследственность определяет, кем может стать в будущем этот человек. С позиции науки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследственность определяет только возможное, но еще не достаточное для социального развития личности, нужны еще соответствующие условия для их реализации и определенная, порой значительная личная роль человека.

Отрицательные предрасположения от наследования в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и другие, являются условиями,которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение и создании условий, которые могли бы стимулировать развитие у них негативных предрасположений, превращение их в личностную реальность, позволяют предупреждать или в значительной степени сдерживать возможность их социально-негативного развития и воспитания. В этом, по своей сущности и проявляется профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным, ребенком. Она предусматривает социально-педагогическую работу не только с ним, но и с его непосредственным окружением, прежде всего с родителями (лицами их заменяющими).

Сторонники социогенного (социогенетического)направления в педагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно “лепить” все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка, что хочет воспитатель. Если ребенок не имеет предрасположения к тому, что у него развивают, перспективы будутограничены. Имеют место факты, когда воспитатель, не реализовав собственный позитивный потенциал в развитии и воспитании ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутсяв саморазвитии и самореализации. Характерно, чтоесли не считаться с возможностями ребенка, то можно “сломать его, разрушить личность. Последствия такой воспитательной работы иногда могут привести ксерьезным социальным и личностным проблемам, когда потребуется значительная помощь психиатра или психолога в исправлении.

Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства не только биогенного и социогенного подходов, но и других в воспитательной работе с ребенком. В процессе социального развития и воспитания ребенка необходимо знать его индивидуальные особенности и возможности. Одновременно следует уметь создавать средовые условия, позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ребенку.

Факторы средыэто все то, что непосредственно и опосредованно влияет на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллектив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр. Бронфенбреннервыделяет четыре группы таких факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: микросредаэто все, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, обстановку в семье, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистемаэто складывающиеся взаи­моотношения между различными жизненными областями, определяющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые входят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема- это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес­кие позиции, господствующие в обществе (она выступает нормативным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнедеятельности).

А.В. Мудриквыделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: макро-факторыкосмос, планета, мир; мезофакторы этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторыинституты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Десоциализация (от фр. dcs... - приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо + социализация) утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дискомфортные для этого человека условия самопроявления и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации, обусловлены различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторыхарактеризуются потенциалами и состоянием человека, сдерживающими проявление его активности в естественной для него среде, самоограничениями, либо сменой характера привычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального опыта. Состояние организма, создает настроение, желание и способность проявлять себя в определенной деятельности. Негативное (нездоровое) состояние организма, сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность. Средовые факторыхарактеризуют нетипичные для данного человека условия, сказывающиеся на его способности проявлять естественную активность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной личности. Воспитательные факторы характеризуют результат или особенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Как результат ребенок не может проявлять себя в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую возможностям ребенка и сдерживаю­щую его проявление в среде.

Десоциализация выполняет положительную или отрицательную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная рользаключается в том, что она помогает человеку избавиться от негативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним.Отрицательная (негативная) рольдесоциализации зак­лючается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной деятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.

Ресоциализация(от лат. rе - приставка, обозначающая повторное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие + со циализация) - восстановление у человека утраченных социальных (ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. На ресоциализацию также существенно оказывают влияние различные факторы, в том числе личностные, средовые и воспитательные. Они сказываются и на процессе и на результате ресоциализации человека.

Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Данный фактор активно используется в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе соци­ализации человек усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности. Этот опыт позволяет осваивать способность выпол­нять определенные жизненно важные социальные роли.

Рольэто жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции. Социальная роль выполнение человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией и пр. Социальная роль может быть усвоена человеком на уровне знакомства {знает существо деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет ролью на уровне специалиста, опытного человека).

Выделяют различные виды социализации,в процессе которых усваиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевая, семейно-бытовая, профес­сионально-трудовая, субкультурно-групповая. Поло-ролевая социализацияпредставляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяемых с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль- есть выполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным положением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей. Профессионально-трудовая рольосуществляется на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая рольэто социальная роль, которую он усвоил и своеобразно проявляет сучетом той культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился. Каждый регион имеет социокультурное своеобразие поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума. Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружения, возраста, профессиональной деятельности и пр.

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации человека он проходит определенные стадии (этапы) и ступени.

Существуют различные подходы к выделению этапов социализации. Например, по характеру протекания процесса социализации: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый. В 20-е годы XX века выделялись этапы, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка. В 70-е годы Д.Б. Эльконин (19041984) предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники игра; младшие школьники обучение; подростков – интимное личное общение; юноши – учебно-профессиональная деятельность В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами.

Существует подход выделения стадий социализации человека в зависимости от отношения его к трудовой деятельности:

- возрастные (Ловингер):

- 1) досоциальная (младенчество);

- 2) импульсивная (раннее детство);

- 3) самозащитная (“дельта”, раннее детство);

- 4) конформистская (позднее детство/отрочества);

- 5)сознательная (отрочество/юность);

- 6) автономная (юность/зрелость);

- 7) интеграционная (взрослость);

- 0) (Кеган): инкорпоративная (младенчество);

- 1) импульсивная (от 2 до 7 лет);

- 2) имперская (7-12лет);

- 3) интерперсональная (13-19лет);

- 4) институциональная (ранняя взрослость);

- 5) интериндивидуальная (взрослость);

- по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) - до школы, стадия обучения; трудовая - стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая - стадия выхода на пенсию, стадия самореализации на пенсии.

Основные ступени социализации человека: идентификация, индивидуализация, персонализация.

Каждый человек в отдельности - индивид - это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория “индивид” (отлат. individuum - неделимое) по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Homo sapiens. Он носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин индивид иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. identificare -отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо чем-либо. 3. Фрейд (1856-1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:

а) первичная идентификация в младенчестве – как примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;

б) вторичная идентификация - как проявление защитного механизма. По Фрейду маленький ребенок старается идентифицировать себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые особенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя по отношению к любимому лицу, или к лицам, которых он ненавидит или которым завидует;

в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект, из-за желания оказаться в положении объекта, психологически вживается в его состояние, болезненно переживая его.

В процессе социализации происходит развитие особенностей конкретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этому индивиду, получает еще большее своеобразие, уникальность, обретает неповторимую самобытность. Индивидуальность означает - особенное, самобытное, свойственное данному индивиду природное и социальное своеобразие выражения человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов.

Наряду с индивидуализацией человека имеет место и деиндевидуализация - утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном индивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах.

Подобное явление проявляется при жесткой регламентации жизни и деятельности, администрировании при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.

В процессе социализации происходит персонализация(от лат. persona личность) человека. Она характеризует процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (В.А. Петровский).

Имеет место и деперсонализациякак следствие отчуждения продукта труда от ее создателя или посредством присвоения плодов чужого труда. Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как “трансляция” своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому. Например, отделение архитектора от результатов его деятельности.

Личностьэто конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, как результат его социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность определяется включенностью в общественные отношения как системным качеством индивида, формируемым в его совместной деятельности и общении.

На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личнаяроль в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъектсоциализации. Как объекту, человеку принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для раз­вития и саморазвития. Эта роль носит осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек включается в деятельность подвоздействием различных факторов, которая обуславливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека {на ранних этапах его возраста) роль личности в социализации проявляется в естественной активности ребенка в самопроявлении. В последующем, с развитием сознания, возрастает роль направленной активности человека в деятельности, общении, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обуславливающие самопроявление личностина различных возрастных этапах: игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.