Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 7. Социально-педагогические возможности СМИ



Тема лекции: Социальное воспитание: сущность и содержание

План

 

1. Социальное воспитание с позиции государства (общества).

2. Социальное воспитание спозиции социальных институтов и самой личности как его субъектов.

 

1. Социальное воспитание с позиции государства (общества). Социальный (социальное) (от лат. socialis - общественный) - это общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. По своей сути социальное воспитание означает целенаправленную воспитательную деятельность (целенаправленное воспитание), связанную (связанное) с жизнедеятельностью людей в обществе. Его следует рассматривать с позиции общества (государства); социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, социальных учреждений, организаций), социального фактора самого человека.

Социальный смысл воспитания заключается в том, что дитя готовится для жизни, а не для какой-то искусственной, оранжерейной обстановки, а это диктует необходимость прежде всего способствовать развитию в ребенке социальных сил и потенциалов его души, подготовки к жизни в обществе. С позициигосударства (общества) проблема социального воспитания направлена на формирование гражданина. Она известна с платоновских времен. Каждое государство на разных исто­рических этапах своего развития преднамеренно или непреднамеренно осуществляет направленное (социальное) воспитание, которое оно считало необходимым для подготовки подрастающего поколения.

В разные периоды отдельные педагоги и философы, отдельные философские и педагогические течения выдвигали идеи социального воспитания. Эти идеи легли в основу разработки теории социальной педагогики и получили признание лишь в конце XIX века. В начале XX века в России они получили развитие в виде социального воспитания.

Выделяются следующие типичные подходы к пониманию сущности и содержания (направления, раскрывающие содержание) социального воспитания:

Воспитание гражданина (гражданское воспитание)- характерное для любого общества, осуществляемое под влиянием и контролем государства (В.В. Зеньковский, А.В. Луначарский, Н.Н. Иорданский и др.). Оно ориентируется на потребности государства в воспитании подрастающего поколения, в подготовке его к жизни в обществе. Государство определяет цели, содержание и пути реализации воспитания, создает институты для его реализации, а также обеспечивает контроль за их воспитательной деятельностью. Именно через эти институты реализуется социально-воспитательная миссия государства.

Под воздействием гражданского воспитания формируется личность с развитым чувством патриотизма и активной позицией по его реализации. Подобного рода задачи социального воспитания выдвигались еще Платоном (428/427-347 до н. э.). В работах «Государство» и «Законы» он обосновал видение роли государства в определении сущности воспитания подрастающего поколения и определении путей ееосуществления. Оно заключалось в том, что государство, думающее о своем благополучии, предусматривает направленную воспитательную деятельность, обеспечивающую развитие социальности подрастающего поколения. «Законодатель, писал Платон, - не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепенным и шло как попало. Напротив, это первое, с чего должен начать законодатель». К таким идеям он пришел, анализируя источники благополучия государств своего времени.

Общественное воспитание, воспитание человека для данного общества.В. Зеньковский, Н.Н. Иорданский и др.). Данное направление следует назвать общественно-государственным, т.к. ведущая роль в его реализации принадлежит государству и школе. Оно является средством совершенствования общественной жизни и самого государства. Совершенствуя воспитание подрастающего поколения, обеспечивается и соответствующее изменение общества. Более культурное, более воспитанное поколение, способствует и позитивному изменению общества, вкотором оно живет. Общество стремится к тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного развития, чем их родители. Каждое новое поколение должно быть лучше предыдущего. Как писал В.В. Зеньковский: «Воспитание должно отвечать на запросы времени, должно пойти навстречу нуждам жизни и подготовлять людей нового склада,с иными навыками, с иными понятиями».

Ведущая роль в социальном (общественном) воспитании подрастающего поколения принадлежит прежде всего школе. «Школа (как и другие органы воспитания, конечно), писал В.В. Зеньковский, должна взять на себя задачи социального воспитания, должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе, воодушевленных идеалами солидарности».

Это нисколько не устраняет ине отодвигает задач развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, но только придает этой задаче новый смысл.

Формирование человека в соответствии с социальным идеалом (Н.Н. Иорданский). В этом виделась возможность через новое поколение людей сформировать соответствующее общество. В основе подобного социального воспитания лежало положение о направленном развитии социальных сил ребенка, формировании качественно нового человека по модели социального идеала итаким образом изменении общества.

Такой подход существовал в педагогике вообще и вРоссии вчастности. Еще в XVIIIвеке Жан Жак Руссо(1712-1778) провозгласил в своих произведениях идею создания нового «человека» вне влияния окружающей среды во всей целостности его не разрушенной природы, что дало бы возможность сформировать «новую породу» людей. Главный недостаток концепции Ж.Ж. Руссо в том, что он не смог соединить личный опыт ребенка с имевшимся (накопленным) социальным опытом. Его концепция урезанного (ограниченного) социального воспитания.

Во времена Екатерины II(17041795) был приглашен И.И. Бецкой(17041795), который разработал про­ект через воспитание дворянской молодежи сформировать качественно новое общество. Для чего предполагалось создание закрытых учебных заведений, изолированных от влияния семьи и общества. Такие учебные заведения были созданы. И.И. Бецкой разработал организационные основы их существования, специаль­ные учебные программы. Они имели выпускников, однако число их было не так значительно, чтобы оказать существенное влияние на развитие российского общества. В то же время определенное влияние на общество они оказали. Этот проект был обречен, т.к. в условиях сохранения крепостничества невозможно было добиться качественных изменений в обществе.

В 20-е и последующие годы XX века также ставилась задача через социальное воспитание формировать людей нового типа строителей нового общества. Такое воспитание носило классовый, партийный характер, идеалом его являлось всестороннее гармоничное развитие человека. Оно предусматривало как направленное воспитание подрастающего поколения, формирование из него определенного типа человека, так и перевоспитание взрослых людей (членов семьи, членов трудовых и ученических коллективов и пр.) - Для реализации идеи социального воспитания в Советской России был со­здан соответствующий институт и академия. Государство через институты социального воспитания обеспечивало активное влияние на социальное формирование различных категорий людей.

В рамках данного подхода социальное воспитание предусматривало также формированиесоциально активной личности, приоритетомжизнедеятельности которой является общественное(В.В- Зеньковский, Н.Н. Иорданский и др.). Основная задача социального воспитания заключается в развитии социальной активности, «вкуса»к социальной деятельности, воспитание духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.

Основным средством социального воспитания в государстве выступала образовательная система, Она представляла собою орудие в руках государственной власти для достижения социальных целей. Была создана Академия социального воспитания. Она выступила научно-педагогическим центром государства, обоснования содержания и путей реализации идеи социального воспитания. Образовательные учреждения (дошкольные учреждения, массовая школа, высшая школа) осуществляли ту цель в воспитании подрастающего поколения, которую ставила перед ними государственная власть. В учебных заведениях изучалась теория и практика социального воспитания. В 1923 г. вышло первое соответствующее учебное пособие, подготовленное Н.Н. Иорданским.

Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такой подход ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную среду на отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется через средства массовой информации, негосударственные учреждения, организации, отдельные личности эмиссаров, принявших предлагаемые идеалы, ценности и образ жизни. Истоки такого подхода уходят в средние века. В этот период практиковалась активная деятельность эмиссаров христианства по пропаганде и активному внедрению учения Христа в сознание масс, расширение числа верующих в него и его учение в различных странах мира. Такая деятельность осуществлялась не только словом, но и оружием. С этой целью создавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 году, например, был создан иезуитский орден воинов Христа.

В современных условиях это направление находит проявление в деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров, общественных движений и организаций по пропаганде и внедрению американских идеалов, ценностей и образа жизни, религиозных учений з различных странах мира, в том числе и в России. Примером такой деятельности является втягивание людей различного возраста в систему ценностей и образа жизни сект. Подобные секты нередко носят деформирующий, зомбирующий характер, негативно сказывающийся на здоровье, образе жизни, поведении и материальном положении людей. Во многих странах мира деятельность подобных религиозных организаций поставлена вне закона (запрещена).

Данный подход в литературе не раскрывается как одно из направлений социального воспитания. Он представлен как культурная, идеологическая или религиозная экспансия.

Таково содержание социального воспитания с позиции государства. Государство (общество) создаст институты, призванные обеспечить реализацию социальных установок в воспитании подрастающего поколения

 

2. Социальное воспитание с позиции социальных ин­ститутов и самой личности как его субъектов.

Государство (общество) определяет требования к формированию личности подрастающего поколения, к решению социальных задач воспитания. Однако непосредственными воспитателями выступают социальные институты и сам человек. Именно они непосредственно решают социальные задачи формирования личности. Каждый социальный институт представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его в государстве (обществе). Он решает общие (государственные), специальные, характерные именно этому учреждению, этой семье и специфические социально-воспитательные задачи. Выделяются следующие подходы (направления) в социальном воспитании с позиции социальных институтов:

- официально обусловленное (государственно обусловленное), нормативное воспитание. Каждый институт руководствуется законами государства, нормами и правилами, традициями, сложившимися в обществе, и готовит людей для жизни в нем. Решает социально-воспитательные задачи он своими средствами и методами. Данное направление представляет все то социальное, что объединяет в воспитательной деятельности социальные институты одного общества (государства);

- социально обусловленное (особенное) воспитание, определяемое социальным статусом, предназначением учреждения, организации, движения. Оно направлено на формирование у воспитанника того менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет социальным своеобразием и позволяет качественно решать профессионально важные, социальные задачи, например, учителя, врача, социального педагога, социального работника, военнослужащего и др. Речь идет о формировании людей определенного социального статуса, социального предназначения.

Каждое учреждение, каждая организация имеют свою социальную среду (профессионально ориентированную). Она способствует формированию в личности того социально обусловленного, которое отличает социальный статус, менталитет человека этой среды от любой другой социального педагога от учителя, военнослужащего от служащего, социального работника от врача и пр.;

- специальное (специфическое) социальное воспитание. Оно характерно именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому типу относится воспитание по определенному социальному идеалу, модели, формирование соответствующего социального типа личности. Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологическим климатом, установками, принципами, сложившимися традициями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личностями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность формируемой личности и пр. Это то специфическое, что нарождается именно здесь, в данной среде и что отличает воспитан­ников одного учреждения от подобного ему.

Для семьи подобный тип социального воспитания можно назвать «родительским* воспитанием по опреде­ленному социальному идеалу. Каждая мать и каждый отец задумываются о целях воспитания своего собственного ребенка. Они решают его различно, но всегда узкоэгоистически, мысленно рисуя себе картину будущего, в котором придется жить их дочери или сыну, отыскивают в нем теплое место под солнышком, и все свои силы направляют к тому, чтобы их ребенок получил то воспитание, те навыки, которые дадут ему возможность занять это местечко. Но это будущее рисуется ими различно. Воспитать сына так, «чтобы он блистал в обществе», «продолжал дело», «вышел в люди», сделался инженером, ученым и т.д.

Специфическая среда семьи, учреждения порой способствует социально-негативному формированию личности воспитанника, вследствие чего он становится объектом воспитания улицы, негативной среды, отдельной негативной личности. Другими слонами, имеют место факты, когда либо сама средаспособствует формированию социальных отклонений, либо она стимулирует уход воспитанника на улицу, определяя характер его социального формирования. В этом случае возникает необходимость направленной деятельность специальных государственных учреждений по перевоспитанию (исправлению) результатов воспитания улицы и семейного воспитания (А. В. Луначарский. А.С. Макаренко (1888-1939), В.Н. Сорока-Росинский (1882-1960) и др.). Такой подход в социальном воспитании можно назвать, как социально контролируемая социализация, осуществляемая в специально созданных воспитательных организациях. Это направление получило широкое развитие во многих странах мира, в том числе и в России. Особенно ему стали уделять внимание с 1918 г., когда волна детской преступности и безнадзорности захлестнуло Россию. Оно оказалось востребованным и в современных условиях в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Направленная социальновое питательная деятельность имеет место и в случаях, когда речь идет о категориях детей, подростков с особыми нуждами. Имеется в виду направленное социальное воспитание человека с учетом его личностно-социальиых проблем, возможностей и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности. В каждом конкретном случае возникают свои социально-воспитательные цели и способы их достижения.

С возрастом ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой человек задумывается о смысле жизни,о будущей профессии. Он сам ставит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким образом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосовершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспитании с позиции субъекта самосовершенствования направленное (осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) человека (В.Н. Шульгин). Оно определяется результатом его предшествующего социального воспитания и характерно подростку, молодому человеку на этапе социального выбора и практической деятельности по его достижению. Отсюда необходимость определения, каким должен быть молодой человек и как этого можно достичь посредством социального воспитания в школе и семье, превращая его из объекта в субъект социального самовоспитания.

Социальный выбор молодого человека во многом зависит от результата его пред шествующего социального воспитания. Именно поэтому ведущая роль в со­циальном воспитании должна принадлежать государству, которое осуществляет его через институты образования и семьи. Однако на молодого человека в формировании его социального выбора оказывает существенное влияние пример социально значимого для него лица, кинофильм или видеофильм, литература или другой фактор, которые далеко не всегда носят позитивный характер. Все это свидетельствует о том, что социальный выбор человека может быть как позитивным, так и негативным. Следовательно, все то, что влияет на социальный выбор человека, носит не частный, а государственный характер. Данный факт диктует необходимость заботы государства об источниках социального воздействия на подрастающее поколение.

Изложенное раскрывает различные типы (направления) социального воспитания. Другими словами, социальное воспитание включает комплекс основных направлений воспитательной деятельности в зависимости от того, кто определяет направление и кто определяет направление и кто обеспечивает его решение (см. схему 3).

Таким образом, социальное воспитание характеризуется следующими факторами: кто его организует; направленность; содержание; результат (тип формируемой личности как результат социального воспитания) (см. схему 4)

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте общее понятие сущности социального воспитания.

2. Дайте общую характеристику понятия социального воспитания с позиции государства.

3. Каковы типичные подходы к определению сущности и содержания социального воспитания?

4. Дайте общую характеристику социального воспитания с позиции социальных институтов.

5. Дайте общую характеристику социального воспитания с позиции семьи.

6. Раскройте особенности социального воспитания с позиции интернатного учреждения.

7. В чем смысл и значение социального воспитания человека как субъекта?

8. В чем заключается необходимость социального перевоспитания и его сущность?

9. Раскройте особенности направленного социального воспитания людей с особыми нуждами.

Примерная тематика рефератов:

1. Социальное воспитание в семье и его особенности.

2. Общественная организация и социальное воспитание.

 

Литература:

1.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440 с.

2. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика:Учеб-метод материалы.- М.: Изд-во МГСУ, 2003 г.

3. Мудрик А.В. Социальныя педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. -416с. – (Серия «Gaudemus»)

5. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Сост. и авт. Предисл. Л.ВА. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

6. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

7. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. – М.: С69 Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

8.Социальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

9. Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. / Отв. ред. М.Н. Акимова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 327 с.

10. Теория и история социальной педагогики: Хрестоматия / Составитель М.Д. Горячев. Самара: Издательство «Самарский университет», 2000. 244 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.