Выполнение и оформление курсовых работ – один из важнейших видов исследовательской деятельности в системе подготовки социальных педагогов. Успешность выполнения курсовой работы зависит от творческого взаимодействия студента и преподавателя, в результате которого формируется личность будущего специалиста, развивается умение решать актуальные социально-педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической, философской, психологической, социологической литературе, успешно применять теоретические знания.
Цель выполнения курсовой работы: показать готовность студента к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью ему не обходимо:
- научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;
- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе её анализа;
- собрать, проанализировать и обобщить передовой социально-педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений, а так же учреждений системы социальной защиты населения;
- выполнять фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.
Тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать задачам подготовки специалистов;
- учитывать направления и проблематику современных научно педагогических исследований;
- приобщать студентов к работе над проблемами, которая исследуют отдельные преподаватели и коллектив факультета «Социальная педагогика»;
- учитывать разнообразие студентов в области педагогической теории и практики.
Тема исследования - лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области.
Объект исследования - сфера (область) поиска.
Предмет исследования - ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта.
Проблема исследования - тот вопрос, который возникает, на который надо ответить.
Цель исследования - выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п.
Гипотеза исследования - предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы.
Логика исследования
1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования.
2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.
3. Определение методики и методов исследования, базы исследования.
4. Составление списка литературы по проблеме исследования.
5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование).
6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике, отображенного в литературе.
7. Сбор констатирующего материала.
8. Формулировка гипотезы.
9. Определение сущности и структуры ключевых понятий рассматриваемой проблемы.
10.Анализ сравнение и сопоставление различных толкований одного и того же понятия.
11.Оформление выводов о тех толкованиях теремных, которые будут приняты в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятиях работы.
12.Если работа носит практический характер, то дается характеристика выборки исследования.
13.Результаты теоретического и практического исследований могут быть представлены в таблицах графиках диаграммах.
14.Оформление и литературная редакция работы.
Характеристика структуры исследования
Объем работы: 25-30 стандартных машинописных страниц через два интервала.
Структура работы: Введение. Основная часть. Заключение. Список литературы.
Во Введении (2-3 с), как правило, должно быть: обоснование актуальности избранной проблемы, формулировка проблемы, цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования. Сделано обоснование избираемым методам исследования. Представлена структура работы. В последнее время все чаще стали включать краткий обзор основной использованной литературы, что, на наш взгляд, представляется не очень целесообразным, так как вся теоретическая часть работы и делается на основе изученных и проанализированных источников, авторы которых указываются по ходу работы, в необходимых случаях делаются сноски. Есть смысл, как в диссертациях, при обосновании актуальности избранной темы назвать ведущих специалистов и исследователей данной проблемы и направления их поисков.
Основная часть курсовой работы не делится на главы. Параграфов должно быть немного: 3-4. Это определяется незначительным общим объемом работы.
Как правило, первый параграф - теоретическое обоснование общей проблемы, второй - конкретный теоретический аспект проблемы исследования, третий - изложение и анализ опыта решения данной проблемы, представленный в литературе; четвертый - небольшая экспериментальная работа или описание элементов изученного опыта.
Например:Тема: Психолого-педагогическая коррекция нарушений социального поведения подростков.
§ 1. Особенности социального поведения подростков.
§ 3. Методы и средства психолого-педагогической коррекции нарушений социального поведения подростков.
§ 4. Диагностика социального поведения подростков и педагогические пути коррекции девиантного поведения.
Каждый параграф заканчивается выводом, который является лаконичным ответом на название параграфа.
В Заключении, не повторяя дословно выводов по параграфам, делаются общие выводы по изученному вопросу в соответствии с поставленными задачами исследования, формулируется положительный или отрицательный вывод по выдвинутой гипотезе (если она формулировалась).
Оформление работы
В тексте Введение, Основная часть, Заключение, Список литературы и Приложение начинаются с НОВОЙ страницы. Параграфы обязательно озаглавливаются, нумеруются и выделяются интервалами. Названия параграфов должны полностью соответствовать их формулировке в содержании работы.
Список литературы в курсовой работе должен быть достаточно представительным и содержать не менее 15-20 названий использованной и проработанной литературы. Он оформляется в полном соответствии с библиографическими требованиями. Весь список составляется в строгом алфавитном порядке авторов и названий работ, которые написаны коллективом авторов.(смотреть образец)
Например;
1. Мухаметзянов Ф.К. Педагогическая профориентация учащихся общеобразовательных школ. Казань; Татар. Кн. изд-во, 1991. 159 с.
2. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/ Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. 104 с.
3. Автореферат или диссертация:
4. Найденов МИ. Групповая рефлексия творческих задач при различной степени готовности к интеллектуальному труду: Автореф. дисс.... канд. псих. наук. Киев, 1989. 14 с.
5. Статья из журнала или сборника:
6. Костяшкин Э.Г. Профессиональная типология педагогов // Народное образование. 1981. № 8. С. 70-73.
7. Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. С.297-318.
Названия всех городов, где издана книга, пишутся полностью, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (М., СПб.).
В Приложении, если оно есть, помещают исследовательские материалы, таблицы и графики, если они излишне перегружают основной текст. Приложение нумеруется, продолжая счет после списка литературы, но его объем не ограничен и не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.
Нумеруется курсовая работа начиная с титульного листа, но первая пронумерованная страница, как правило, или первая страница Введения, если нумерация проставляется внизу, или следующая его страница. Нумерация - сквозная. Считаются все страницы, что бы на них ни было: текст, схемы, таблицы, графики, примеры детских работ, список литературы, материалы Приложения. Приложение, как правило, разбивается на группы включенных материалов, которые получают дополнительную нумерацию, кроме постраничной: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.
Курсовая работа пишется на стандартных писчих листах формата А4 с одной стороны листа. Работа должна была напечатана (шрифт 14, через 1,5 интервала).