2.1. Программа экзамена по дисциплине «Социальная педагогика»
2.2. Вопросы для экзаменов
2.3. Образец экзаменационного билета.
III. Содержание средств диагностики знаний студентов:
3.1. Тематика курсовых работ
3.2. Темы семинаров
3.3. Активные методы обучения.
3.4. Тестовые задания
IV. Методические рекомендации преподавателю.
4.1. Подготовка к лекции
4.2. Подготовка преподавателя к семинару
4.3. Подготовка тестовых заданий
4.4. Игровые формы обучения
4.5. Проектирование
V. Методические рекомендации студенту.
5.1. Рекомендации по освоению программы учебной дисциплины и организации самостоятельной работы.
5.2. Методические указания к:
5.2.1. семинарам;
5.2.2. практическим занятиям;
5.2.3. подготовке докладов, сообщений, рефератов;
5.2.4.подготовке к экзаменам
5.3. Образцы оформления.
5.4. Методические рекомендации к написанию курсовых работ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная педагогика
(блок “Дисциплины предметной подготовки”; раздел “Федеральный компонент”; основная образовательная программа специальности 050711 Социальная педагогика)
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цели и задачи дисциплины.
Цель дисциплины – изучение сущности социально-педагогической теории и практики, формирование у студентов гуманного мировоззрения, необходимого для решения социально-педагогических, научно-методических, организационно-управленческих и личностных задач.
Задачи дисциплины:
§ уточнение тезауруса социального педагога;
§ формирование научного представления об основных направлениях и перспективах развития социально-педагогической науки;
§ формирование знаний о социальном воспитании как общественном явлении и целенаправленном социально-педагогическом процессе;
§ обучение отбору и интегрированию знаний психолого-педагогического и социально-педагогического профиля в прикладных целях;
§ развитие учебно-профессиональной и личностной рефлексии студентов.
Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины.
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
Иметь представление:
§ Об актуальности данной области знания для социально-педагогической теории и практики;
§ о логике развития социально-педагогической науки;
§ об основных проблемах социально-педагогической теории и практики и способах их решения;
§ о современных методах поиска, обработки и использования информации.
Знать:
§ тезаурус социального педагога;
§ основные направления и перспективы развития социально-педагогической науки и практики;
§ об особенностях развития ребенка в социуме
§ теоретические основы социально-педагогической работы с ребенком и различными группами населения;
Уметь:
§ вычленять, интегрировать и использовать междисциплинарные знания в решении социально-педагогических задач;
· выявлять проблемные зоны социально-педагогической работы;
§ моделировать и проектировать социально-педагогическую деятельность, направленную на профилактику, реабилитацию, коррекцию проблемных зон (ребенка, группы, среды );
§ находить адекватный социально-педагогическим ситуациям способ взаимодействия с различными группами населения;
§ осуществлять анализ социально-педагогической деятельности с точки зрения ее целесообразности и эффективности.
Связь с предшествующими дисциплинами.
Для усвоения курса требуется обладание знаниями следующих дисциплин:
- культурология (об этносе как социокультурной единице, различии культурного и социального, единстве и многообразии культур);
- педагогика (о человеке как предмете воспитания, о закономерностях педагогического процесса, о средствах обучения и воспитания ребенка);
- возрастная психология (об условиях и движущих силах развития личности периодизации и кризисах психического развития, социальной ситуации развития ведущей деятельности и основных новообразованиях);
- социальная психология (о психологии общения, взаимодействии личности и общества, содержании процесса социализации, формировании и изменении социальных установок личности, прогнозировании социального поведения человека);
- педагогическая психология (о стилях педагогического руководства, структуре педагогической деятельности, приемах и технике управления учащимися, психологии воспитания).
- специальная психология и коррекционная работа (о норме и отклонениях в физическом, психическом, интеллектуальном развитии человека, о системе социальных институтов для оказания помощи детям и подросткам);
- основы управления педагогическими системами (о системном и ситуативном подходах в методологии управления, основах управления социальным коллективом);
- психология семьи и семейного консультирования (о семейных отношениях, их культуре, психологическом климате, профилактике супружеских конфликтов, структуре и особенностях родительско-детских отношений);
- социальная педагогика (о социальном воспитании и развитии человека. О влиянии макро, мезо, микрофакторов на воспитания человека, о сущности социализации );
- управление системы социальной защиты детства (о федеральных и региональных законодательных и нормативных актах по защите прав детей, механизмах их реализации, системе социальной защиты детства и учреждениях ее реализующих).
Студент должен владеть основными представлениями о базовых теориях развития и воспитания человека, о человеке как био – психо-социо- природо- космическом существе, об особенностях развития человека в различных макро, мезо и микросоциальных группах; знаниями основ Конституции Российской Федерации, этических и правовых норм, реализующих отношения человека к человеку и умения учитывать их при проектировании технологий социально-педагогической деятельности.