Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственная идеология.



Проблемы формирования общенациональной идеологии

В Российской Федерации

 

Государственная идеология в истории России всегда занимала одно из ведущих мест в механизме функционировании российского общественного мнения. Естественно, в ходе исторического развития содержание и форма государственной идеологии претерпевали существенные изменения, однако вплоть до последнего времени для жизни россиян отсутствие вразумительной и относительно жизнеспособной государственной идеологии означало одно – времена очередной смуты.

В соответствии с тремя основными формами (этапами) общественно-политической жизни (Царская Россия, Советский Союз, постсоветская Россия) можно выделить три ситуации в идеологической области.

В Российской империи господствовал не вполне официальный лозунг «Православие. Самодержавие. Народность», в осуществлении которого реально на первом месте шло самодержавие, на втором – православие, на третьем – специфически понимаемая народность (до 1917 г.).

При советской власти главенствующее положение заняла коммунистическая идеология, составной частью которой было учение о пролетарском интернационализме, которое постепенно эволюционировало от лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» к лозунгу «Народы всего мира, объединяйтесь в борьбе за мир!» (1917-1991 гг.).

Начиная с 1992-93 гг. Россия живет без официальной государственной идеологии. Государственная власть все время твердит о необходимости скорейшего формирования «общенациональной объединяющей идеи» для многонациональной и многоконфессиональной России, однако в условиях «дикого» либерализма (с его установкой на крайний индивидуализм) пока этого сделать не удается.

Отсюда особенности общественного мнения в постсоветской России: постоянные колебания (нет когнитивного ядра), шарахания (постоянная погоня за временными увлечениями)[91] и т.д. Ценности больших и малых социальных групп (и особенно – личные потребности и интересы) все время оказываются важнее общегосударственных интересов. Так, согласно данным мониторинговых исследований, на первом месте стабильно россияне ставят благополучие семьи, детей (57-60% респондентов), а идеи социализма, коммунизма, либерализма, религии и иных группоцентризмов оцениваются крайне низко (5-8% респондентов).

Возможно, противоречивый опыт социальных перемен в России в последние 15-20 лет объясняется и этой причиной: раз нет единой общенациональной идеологии, то нет и единого общественного мнения (чувства единения), значит – нет и не может быть эффективной социальной мобилизации (традиционная функция идеологии) россиян на массовое общенациональное движение.

 

Выводы

 

1. Идеология лежит в основе легитимации и легитимизации узкогрупповых интересов. С помощью идеологических клише происходит объяснение и оправдание определенного институционального порядка, придание ему ценностно-нормативного характера («знаниевая» форма ценностных представлений). А отсюда, в частности, стремление к наукообразности, наблюдаемое у любого «изма».

2. Раз общественное мнение это не только «коллективно-оценочное суждение», но и «социальный институт», то функция идеологии также состоит в том, чтобы придать массе соответствующие движение (поведение). Так, К. Мангейм различал идеологию, направленную на сохранение действительности, и утопию, направленную на изменение действительности. Можно не принимать или принимать с оговорками взгляды К. Мангейма, но суть схвачена верно: идеология ценностно ориентирует общественные взгляды и даже поведение масс. «Изм» выступает как посредник между индивидуальными «Я» (выработка общих потребностей, интересов, ценностей) и превращение их в «мы»-ориентацию; между «мы» и «они» (стимуляция «советской» нации к действию по отделению); между противоречивыми интересами отдельных групп класса, нации и «они» (забудем внутренние распри ради победы над врагом).

3. Специфика идеологии (как когнитивного компонента общественного мнения) состоит в следующем: когнитивный компонент общественного мнения формируется, преломляясь через интересы. Поэтому «идеологическое» знание всегда более адекватно узкогрупповым интересам, чем действительности, т.е. подобное знание дает «субъективную» истину (ненаучную, необъективную истину). Таким образом, идеология в общественном мнении – это, конечно, cogito (знание), но это очень своеобразное знание, ибо идеология выражает оценку. Это означает, что такое cogito не может рассматриваться как gnosis.

4. Идеология не только концептуализирует интересы и ценности, но представляют такой род знаний, который мотивирует (ценностно ориентирует, побуждает к действию). Поэтому идеология – это уровень нормативных убеждений о правильном и неправильном пути политического устройства страны и т.д. Это – идеалы, знания, учения, мифы, убеждения и подобные феномены. В результате общественное мнение стабилизируется. С помощью идеологического компонента общественного мнения обретает устойчивость и нормативность. Тем самым идеология выступает в роли доминанты (система, которая суммирует, накапливает и расходует энергию совокупности индивидуальных мнений).

5. Любой идеологический каркас общественного мнения не исчезает раньше, чем не ослабеет и ему на смену не придет новый. В любом случае последствия эрозии идеологии вызывает кардинальный сдвиг (ценностный, установочный) в общественном мнении: уже новый «изм» начинает концептуализировать групповые интересы, концентрировать энергию индивидуальных мнений и канализировать в определенном направлении поведение массы.

 

Основные понятия и термины

 

Воздействие на общественное мнение, государственная идеология, дискурс, идеология, конструкт, лобби, миф, повседневные идеологии, социальное движение, традиция, утопия, функции идеологии.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте сущностные черты идеологии.

2. Покажите отличие идеологии (как теоретического компонента всякой формы общественного сознания) от науки, мифа, утопии.

3. В чем состоит сходство и различие политической идеологии, религиозной идеологии и других идеологических конструктов в различных формах общественного сознания.

4. Приведите разновидности идеологии и дайте развернутую типологию идеологий.

5. Опишите функции идеологии. Охарактеризуйте механизм взаимосвязи различных функций идеологии.

6. Раскройте роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения.

7. Опишите характер взаимосвязи идеологии с чувственно-эмоциональным компонентом общественного мнения.

8. Что такое государственная идеология? Каковы место и роль государственной идеологии в общественной жизни любой страны?

9. В чем состоят основные проблемы формирования общенациональной идеологии в России?

 

Проблемные задания

 

1. Взаимосвязь различных компонентов, представляющих когнитивный уровень политического сознания, можно представить в виде взаимосвязанных между собой кругов (каждый из них обозначает политическую науку, политическую идеологию, политическую психологию и т.д.). Дайте интерпретацию представленной модели механизма взаимосвязи элементов когнитивного компонента общественного мнения.

2. Ниже представлены некоторые афоризмы, касающиеся формирования и функционирования общественного мнения.[92] Дайте свою трактовку этим афоризмам. Попробуйте отыскать и предложить для обсуждения другие изречения.

Глас народа – глас Божий (Алкуин).

Если тысяча людей говорит одно и то же, то это либо глас Божий, либо грандиозная глупость (Кароль Ижиковский).

Каждый рассуждает об общественном мнении и действует от имени общественного мнения, т.е. от имени мнения всех минус его собственное (Гилберт Кит Честертон).

Общественное мнение – это публичная девка (Наполеон).

Последнее слово всегда остается за общественным мнением (Наполеон).

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни (Андре Моруа).

Никогда не пророчествуйте: если пророчество ложно, никто этого не забудет, если оно правильно, никто об этом не вспомнит (Генри Уилер Шоу).

Бывают времена, когда нет мнения зловреднее, чем общественное мнение (Никола Себастиан Шанфор).

Даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться (Бертран Рассел).

Общественное мнение торжествует там, где дремлет мысль (Оскар Уайльд).

Журналисты извещают общественность об общественном мнении (Лешек Кумор).

Интересно, какое влияние оказывает общественное мнение на формирование общественного мнения? (Веслав Брудзиньский).

Исследования общественного мнения базируются на ложной предпосылке, что общественность имеет мнение (Тото).

Общественное мнение – последнее убежище политиков, которые не имеют собственного (Морис Картер).

Общественное мнение – это мнение тех, чьего мнения обычно не спрашивают (Кшиштоф Теодор Теплиц).

Общественное мнение похоже на привидение в старинном замке: его никто не видел, но им всех пугают (Зигмунд Графф).

Общественное мнение формируют не самые мудрые, а самые болтливые (Владислав Беганьский).

То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств (Бенджамин Дизраэли).

Общественное мнение: то, что люди думают о том, что думают люди (юмор).

3. Государственная идеология – это один из элементов когнитивного компонента общественного мнения граждан данной страны. Перечислите и охарактеризуйте другие элементы. Подумайте, из каких элементов состоит когнитивный компонент структуры общественного мнения других социальных общностей (национальных, конфессиональных, территориальных и т.д.).

 

Рекомендуемая литература

 

Алексеев С.В. и др. Идеологические ориентиры России. В 2 т. М., 1998.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. № 4.

Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность. М., 1988.

Гусейнов Г. Д.С.П. Советские идеологемы в новом русском дискурсе. М., 2002.

Иванов В.А. Политическая психология. М., 1990.

Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994.

Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-Логос. Вып. 1. М., 1991.

Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 13. С. 18-46.

Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 2.

Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.

Михайлов В.А. Идеология: категориальное содержание (на примере национализма) // Философия в современной культуре: состояние и перспективы. Ульяновск, 1998. С. 109-116.

Михайлов В.А. Национальный «изм» в зеркале нацияза // Политические исследования. 1995. № 4. С. 77-85.

Национальная доктрина России. М., 1994.

Панова И.М. Социальные представления в обыденном сознании. // Социологические исследования. 1991. № 11.

Сирота Н.М. Современные политические идеологии. СПб.,1995.

Федотова Л.Н. Паблик релейшнз и общественное мнение. СПб., 2003. С. 94-116.

Энгельс Ф. Письмо Ф. Мерингу // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 32.

Юрьев А.И. Системное описание политической идеологии. СПб.,1996.



Глава 6

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.