Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование методики репертуарных решеток



Для диагностики потребностей,

Возникающих в разных ситуациях

Общие положения

 

В модифицированном варианте методики репертуарных решеток в качестве оцениваемых объектов, или элементов, выступают названия различных жизненных ситуаций, а оценочными признаками, или конструктами, служат те или иные переживания, которые являются субъективными индикаторами различных потребностей. Ситуации представляют собой различные сферы жизнедеятельности человека, в т. ч. работу, быт, досуг, общение с различными людьми, конфликты, болезни и т. д., а состояния являются субъективными индикаторами различных биологических и социальных потребностей: пищевых, половых, потребностей в безопасности, чувственных впечатлениях, двигательной активности, сне и отдыхе, эмоциональных контактах, самоутверждении и др.

В результате предварительного исследования были составлены тестовые списки, позволяющие, во-первых, представить наиболее типичные биологически и социально значимые ситуации, характерные для большинства здоровых взрослых людей обоего пола в оптимальных условиях существования, во-вторых, отразить всевозможные субъективные состояния, соответствующие эмоциональным реакциям на эти ситуации и характеризующие актуализацию потребностей разного уровня. Из списков были исключены элементы, во-первых, слабо дифференцирующие испытуемых, то есть, указываемые слишком редко или часто и имеющие малую дисперсию, во-вторых, сильно коррелирующие между собой, то есть, не несущие самостоятельной смысловой нагрузки. Таким образом, был составлен список из 23 ситуаций и 26 состояний, который выступает в качестве базового (и, конечно, может модифицироваться в зависимости от задач исследования).

В список вошли следующие ситуации:

Вечером после работы

Среди друзей

Во время ссоры

В детстве

В выходной день

В незнакомой компании

Когда я болею

Сегодня

Наедине с собой

С мужчинами

С женщинами

На работе

В большинстве случаев

В интимной обстановке

В трудной ответственной ситуации

Когда я занят увлекательным делом

Со своими родителями

Когда я читаю

В постели

В кругу семьи

При денежных затруднениях

Во время праздничного застолья

Когда меня критикуют

Список состояний и соответствующих им потребностей представлен в табл. 2.

Испытуемый должен оценить, как часто в каждой из ситуаций встречается каждое состояний. Таким образом, данные модифицированного варианта методики представляют собой оценочную решетку с заданными экспериментатором элементами и конструктами, где элементами являются ситуации, а конструктами - состояния.

Процедура диагностики, как и при исследовании с помощью метода семантического дифференциала, может осуществляться как с помощью бланков, так и на компьютере с помощью программы KELLY Эта программа позволяет также осуществить всю дальнейшую обработку данных.

Таблица 2.

 

Перечень субъективных состояний, являющихся индикаторами

различных потребностей и входящих в модифицированный

вариант методики репертуарных решеток

 

 

Состояние     Потребности Эмоциональное неблагополучие
В климатическом комфорте Пищевая   Половая В отдыхе Во впечатлениях В безопасности В общении В самоутверждении
Чувствую себя бодрым и полным сил             •~                    
Хочется вкусно поесть   +              
Рад общению             +    
Тревожно на душе           +      
Мне жарко +                
Чувствую усталость и                  
желание отдохнуть       +          
Получаю удовольствие                
Хочется побыть одному             -    
Мне скучно         +        
Хочется подышать                  
свежим воздухом +                
Я спокоен и                  
уверен в себе           -      
Нуждаюсь в                  
понимании, сочувствии                  
и поддержке             +    
Я мерзну •*•                
Хочется тишины                  
и покоя       +          
Возмущаюсь                 +
Стараюсь сохранить                  
независимость               +  
Чувствую физическое                  
влечение     "•"            
Настроение грустное                 +
Хочется выпить чаю                  
или кофе   +              
Стремлюсь познакомиться поближе             +    
Хочется повеселиться         +        
Я волнуюсь                  
и нервничаю           +      
Хочется побыть вместе             +    
Обижаюсь                 +
Хочется выспаться       +          
Мне неприятно                 +

 

Результатом диагностики является построение модели семантического пространства испытуемого, на основе которой делаются выводы об основных потребностях испытуемого, актуализирующихся в различных ситуациях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.