Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И психосемантические методы



И.Л. Соломин

Психосемантическая диагностика скрытой мотивации

Проблема диагностики мотивации человека

и психосемантические методы

 

Мотивация является одной из основных детерминант поведения человека. Выбор профессии, места работы, супруга, круга общения, рода занятий, товаров или услуг, успешность учебной и трудовой деятельности - все это, так или иначе, связано с мотивационной сферой личности. Без знания потребностей и мотивов конкретных людей вряд ли возможно прогнозировать и корректировать их поведение и состояние. Кроме того, содержание и структура мотивации человека представляет собой существенный показатель и фактор состояния здоровья и адекватности поведения. Учет мотивов, отношений и потребностей человека необходим для эффективного психологического консультирования и психотерапии, для профориентации, отбора и расстановки кадров, управления, образования, рекламы, пропаганды.

Между тем, методики исследования содержания и структуры мотивации личности наименее разработаны по сравнению с другими качествами личности

В настоящее время для изучения различных аспектов мотивации человека наиболее часто используются анкетные методы. Однако прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, часто выявляют лишь осознаваемые, а не реально действующие мотивы. Кроме того, даже адекватно осознанные мотивы могут искажаться самим испытуемым, что проявляется, например, в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых мотивов.

Другим направлением диагностики мотивации человека являются проективные методы. Они разрешают проблему искажений со стороны испытуемого, но их использование является трудоемкой процедурой, а достоверность и надежность в большой мере зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Кроме того, большинство проективных методик дает возможность лишь качественного, но не количественного определения тех или иных черт.

Таким образом, традиционные психодиагностические методы не позволяют с достаточной степенью точности выявлять содержание мотивации. Поэтому создание надежных, научно обоснованных методик исследования мотивации является исключительно актуальной задачей.

В настоящее время в диагностике мотивации личности интенсивно развивается третье направление - психосемантические методы. Эти методы используются для измерения индивидуальной системы субъективных значений различных объектов для человека.

Экспериментальная психосемантика возникла на границе разделов семиотики, психолингвистики, психологии восприятия и личности. Ее теоретические и методические основы были заложены в работах американских психологов Чарльза Осгуда «Измерение значения» (1952) и Джорджа Келли «Психология личностных конструктов» (1955). В 80-х годах появились первые книги по экспериментальной психосемантике на русском языке, написанные московскими психологами А.Г. Шмелевым, В.Ф. Петренко и В.И. Похилько, а также первые переводы зарубежных работ. В дальнейшем экспериментальные психосемантические методы получили за рубежом самое широкое распространение в области клинической психологии, профессионального и семейного консультирования, в сфере образования и т. д. Их применяют при исследовании самооценки, межличностных отношений, политики и пропаганды, СМИ, рекламы, искусства, дизайна. В отечественной психологии в настоящее время психосемантические методы наиболее часто используются в консультировании и психотерапии, а также в социально-психологических исследованиях. Такой рост популярности экспериментальных психосемантических методик обусловлен их уникальными возможностями по изучению сознания человека. Действительно, эти методы наиболее адекватны для исследования представлений человека о различных объектах действительности и его отношений к ним, что составляет суть сознания.

Условием эффективного использования психосемантических методик стала простая и удобная модель индивидуального сознания - семантическое пространство. Семантическое пространство можно представить как систему субъективных признаков, описывающих объекты некоторой действительности. При этом различные признаки можно представить как координатные оси многомерного семантического пространства, оцениваемые объекты - как точки в этом пространстве, оценки объектов по каждому из признаков - как координаты, а различия между объектами - как расстояния между точками.

Испытуемый в психосемантическом исследовании оценивает ряд объектов по специально разработанным шкалам. Поэтому в отличие от традиционных психодиагностических методик результат тестирования каждого испытуемого представляет собой не строку показателей, а целую матрицу, где в строках представлены оцениваемые объекты, а в столбцах - оценочные признаки. Измерение субъективных значений основано не на межиндивидуальных, а на внутрииндивидуальных различиях, то есть, результаты оценки испытуемым некоторого объекта сравнивается не с результатами оценки этого объекта другими испытуемыми, не с групповой нормой - эталоном служат собственные оценки этим испытуемым других объекте в. Таким образом, в психосемантике личность представляет собой не точку в многомерном

 

пространстве объективных признаков, а целое пространство субъективных признаков, точки в котором представляют различные объекты действительности (Рис. 1, 2). Психосемантические методы направлены на диагностику не столько устойчивых поведенческих черт личности, сколько динамичных ситуационно обусловленных особенностей сознания. Поэтому психосемантические методы не исключают, а дополняют традиционные психодиагностические методики, предназначенные для изучения поведения (анкеты) и бессознательных переживаний (проективные тесты), позволяя получить информацию о сознании человека.

Методы экспериментальной психосемантики традиционно используются для выявления отношений людей к себе и другим. Однако возможности психосемантического исследования не исчерпываются самооценкой и межличностными отношениями. Психосемантика позволяет получать информацию о любых представлениях и отношениях человека: профессиональных, национальных, политических, художественных и т.п.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.