Разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями речи.
Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. «Игры для Тигры» позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развития Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной. Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
звукопроизношение;
просодические компоненты устной речи;
фонематический слух и восприятие;
фонематический анализ и синтез;
лексико-грамматического строя речи;
коммуникативные навыки;
артикуляционная моторика;
мелкая моторика (работа с мышью, клавиатурой);
слуховое и зрительное восприятие;
внимание;
словесно-логическое мышление.
Программа «Домашний логопед» позволяет демонстрировать детям яркий картинный материал для автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах, содержит артикуляционные упражнения для постановки звуков, описывает правильные артикуляционные уклады звуков речи. В структуру программы входят 2 мини-игры: «Угадай-ка», которая помогает развивать фонематический слух детей на материале неречевых звуков, и «Звуковичок», который позволяет ребенку услышать образец правильной речи и воспроизвести по образцу чистоговорки и скороговорки с автоматизируемым звуком.
Необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, – одна из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу также может компьютер. Лабораторией компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработаны специальные программы для учителей-дефектологов:
«Видимая речь»
Программно-аппаратный комплекс "Видимая речь-3" (производитель IBM) предназначен для коррекционно-развивающей работы с людьми, страдающими различными речевыми нарушениями. Персональный компьютер как идеальное средство визуализации каких-либо скрытых от непосредственного наблюдения процессов позволяет с помощью специального оборудования увидеть голосовую и речевую активность на экране дисплея. Ряд забавных, занимательных заданий придает обучению игровой характер. Именно поэтому "Видимая речь-3" эффективна на самых ранних этапах постановки речи у детей слабослышащих, глухих, с нарушениями сенсомоторных речевых функций. Многие модули эффективны в работе с заикающимися, ринолаликами и с нарушениями по типу дизартрии. Программа рассчитана на использование специалистами: логопедами, фонопедами, учителями иностранного языка.
Предназначен для выработки и закрепления навыков правильного произношения, а также формирования речи у глухих и слабослышащих. Тренажер рекомендован Институтом Коррекционной педагогики Минобразования РФ для занятий с детьми в детских садах, школах, в клиниках и дома. При занятиях с ребенком дома желательны регулярные консультации со специалистом.
Тренажёр содержит упражнения, большинство из которых представляют собой игры с картинками. Эти упражнения позволяют отрабатывать различные составляющие речи от тренировки речевого дыхания до коррекции произношения трудных и "скоропортящихся" звуков.
Тренажёр содержит такие группы упражнений:
длительность звука - закрепление навыка экономно выдыхать воздух во время речи;
слитность - отработка правильного речевого дыхания для слитного произнесения слов и фраз;
слоговой ритм - отработка слитного произнесения слогов, слов и фраз;
гласные звуки - устранение гнусавости и коррекции отклонения высоты голоса.
И много-много других обучающих и развивающих программ на CD.