Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Связь логопедии с другими науками.



Современные аспекты логопедии

Предмет и задачи логопедии.

Логопедия – наука о нарушениях речи, их преодоления и предупреждении посредством специального коррекционного обучения. Логопедия является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии.

Предметом логопедии как научной дисциплины является:

- нарушения речи;

- процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности, система коррекционного воздействия.

Л. подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых. Основы дошкольной логопедии как науки разработаны Р.Е.Левиной и базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.А.Леонтьева о сложной иерархической структуре речевой деятельности.

Основные задачи логопедии:

- изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых расстройств;

- определение распространенности, симптоматики и степени проявлений наруш. речи;

- выявление динамики развития детей с наруш. речи, влияние речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на различные виды их деятельности;

- изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с отклонениями в развитии;

- выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений;

- разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и их систематизация;

- совершенствование методов профилактики речевых расстройств;

- разработка организации логопедической помощи.

Из лекций Орловой: Л. – наука, которая в первую очередь изучает проблему коммуникации. Л. объединяет 2 составные части: медицинскую и педагогическую.

Принципы л.: общедидактические и специальные

Из учебника Беккер, Совак: «Главное состоит в том, что эта наука объединяет в себе две основные части — медицинскую и педагогическую. Обе эти части, несмотря па специфику, тесно связаны между собой. Педагогиче­скую часть данной научной дисциплины, целью которой является изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их коррекции и профилактики, мы называем логопедией. Медицин­ская часть включает фониатрию и другие специальные разделы медицины»

Связь логопедии с другими науками.

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Различают внутрисистемные и межсистемные, связи:

К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.

К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией.

Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).

Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагности­ка возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога.

Эти данные имеют важное значение для правильного педа­гогического анализа речевого нарушения и организации ло­гопедической работы выбора профиля специального учреждения.

Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.