Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 9. Папство в период гуманизма, реформации и римо - католической реакции XV-XVII веков



 

После Ферраро-Флорентийского собора папство вышло, казалось бы, победителем: преодолен был раскол, и император был в единстве с папой. 1450 год был объявлен юбилейным, и множество людей направлялось в Рим за индульгенциями. Но это - внешняя сторона.

Соборные теории подорвали веру в незыблемость папства. Находилось уже мало верующих в авторитет Римского престола. Он сохранился по традиции, само же папство подверглось перемене. Если в средних веках папы видели в светских владениях лишь гарантию церковной независимости, внешнее средство для лучшего исполнения своих обязанностей, то их преемники в XV-XVI вв. сделали из средства цель и превратили духовный авторитет в простое оружие для политического усиления. Апостольский авторитет превратился в финансовый источник постоянных доходов. Индульгенции сделались вывозным товаром. Одной из забот Римских епископов были династические интересы, и папский непотизм достигает огромных размеров (непотис - «племянник»; непотизм - практика, когда на высшие церковные и государственные посты устраивали своих родственников).

Папа Сикст IV (1471-1484 гг.), например, преследовал одну цель — образование для своего племянника княжества. Он был гуманистом: при нем построена и расписана Сикстинская капелла, заложена основа Ватиканского музея, организовано было общество антикваров.

Папа Иннокентий VIII (1484-1492 гг.) с огромной энергией заботился об устройстве судеб своих семи сыновей: двое из них стали кардиналами, трое других заключили выгодные браки.

Папа Александр VI Борджиа (1492-1503 гг.) не останавливался ни перед чем в достижении своих династических целей, даже отравлял некоторых кардиналов, чтобы новых принять за деньги. Правда, и сам он отравился, и его сын по той же причине не стал принцем (отравился).

В XV-XVI вв. в Западной Европе намечались два движения:

— одно за религиозное обновление, реформацию; будучи подготовлено в РКЦ, оно должно было проявиться во вне ее (Гус погиб на костре, чем подготовил победу Лютера);

— другое за гуманизм - идейное содержание культуры Возрождения; его исходным пунктом было не религиозное чувство, а стремление личности воспользоваться без каких-либо ограничений всем тем, что ему предоставляет жизнь и природа.

Гуманисты ставили на первое место свободу мысли и свободу чувства, желали критически относиться ко всякому традиционному авторитету, отталкиваясь от традиционных античных ценностей.

Гуманисты предпочитали скрывать свои убеждения и выступали под другим знаменем. Против монашества они выступали с монашеских идеалов, критикуя, что монахи не живут, как должно, и иногда говорили, что монашество вредит. Папы этого не замечали, пользуясь их услугами, когда надо было кого-либо обличить. Попадали гуманисты и в руки инквизиции, но отказывались от своих слов, говоря, что их неверно поняли.

Постепенно гуманизм становится чертой Римских пап и клириков РКЦ. Этим путем папство шло к самоотречению.

Так, папа Лев X (1513-1521 гг.), второй сын герцога Флоренции Флоренца Великолепного по традиции был посвящен Церкви: с детства — в клире, с семи лет - священник (не служил, но получал доходы). В 13 лет он стал кардиналом, а с 17-ти лет переселился в Рим. Отец советовал ему иметь хорошую конюшню, давать больше банкетов, чем принимать. Джованни Медичи (мирское имя папы) любил охоту, раскопки античности, хорошие книги. Выше всего он ценил удовольствия и страстно развивал все свои способности, чтобы сделать себя восприимчивым ко всему красивому, чтобы можно было наслаждаться природой, музыкой, литературой и т.д. К религиозным вопросам он относился с равнодушием. Хотя и имел элементарное чувство справедливости, на первом месте у него стоял эгоизм. В 37 лет, вступая на папский престол, он сказал: «Насладимся папством, потому что Бог дал нам его». Так он и папствовал (есть портрет Льва X кисти Рафаэля). Но с возрастом возможности уменьшались, а потребности росли. Папа стал меценатом художников, писателей. В Рим стекаются деятели искусства. Даже из Португалии папа вызвал математика, который писал в стихах. Лев X сам любил петь, выступал перед малой аудиторией, был поклонником театра,

и все новые пьесы ставились сначала перед ним (в том числе и комедия «Мандрагора», которая позже, в XX в. снята по нравственным причинам). Особо ценил папа остроумие, охотно участвовал в пирах, банкетах, охоте. Папа передвигался в сопровождении целой кавалькады, и когда это видели не римляне, то они становились на сторону Лютера. Паломинки, входя в Рим, целовали землю, а уходили с чувством неправоты папства.

Папе требовались большие средства: одна только кухня требовала 1/2 доходов всей Италии. Начинает широко возрождаться индульгенция (даже без связи с таинством покаяния). Широко продаются церковная утварь, сосуды, должности. Лев X говорил: «Христианство есть доходная басня». Поэтому появилась поговорка после смерти папы: «Папа умер без Причастия, потому что продал все Святые Дары» (он действительно умер без Причастия).

Папа был не злым, но в трудный момент казнил близких людей, захватил их имущество, продал их должности. Умер папа великим должником. Продана была и тиара. Римские банки им были разорены.

При Льве X сохранился индекс запрещения книг. Но причиной этого была не идея сохранения достоинства Церкви, а то, что авторитет папства должен сохраниться ради него самого.

При Льве X проходил еще один Вселенский Католический собор (XVIII-й). Начался он еще в 1512 г. и длился до 1518 г. Целью собора было упорядочение церковной жизни. Многие указывали папам, что практика индульгенций вредна, но этот V Латеранский собор ничего не предпринял.

Когда архиепископ Магдебургский Альберт стал по совместительству еще и архиепископом города Майница, то вынужден был заплатить за это 29000 дукатов. Папа Лев X 31 марта 1515 г. особой буллой организовал в епархии этого архиепископа 5-летнюю продажу полных индульгенций. 1/4 вырученных средств от их продажи должны были идти на строительство собора Святого Петра в Риме (в современном его виде), а часть — императору Максимилиану. В 1517 г. в Виттенберг прибыл доминиканский монах Тецель с этими индульгенциями. Он был поэтичным человеком и составил особую песенку об индульгенциях: «Как только монета упадет в ящик, душа тотчас выпрыгивает из огня». Это услышал Лютер, прибивший затем к дверям храма табличку с 95-ю тезисами.

Так 1517 г. положил начало реформации. Лютер начал с борьбы с индульгенциями, а кончил ее отрицанием папы (как слугу антихриста), отрицания РКЦ как Церкви. За 100 лет с начала реформации от РКЦ отошло около 90 млн. чел. - большая часть Германии, Голландии, Швейцарии, Англии, Шотландии, часть Франции (гугеноты), Скандинавские страны, часть Чехии. За РКЦ остались лишь южная Европа и Франция.

Стало ясно, что если не принять каких-либо мер, то РКЦ может развалиться. И меры были приняты - решения Тридентского собора и образование ордена Иезуитов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.