Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание».



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

НА ТЕМУ

«РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

 

Выполнила студентка

Педагогического факультета

Профиль: Начальное образование

Верстеева Ирина Игоревна

 

 

Научный руководитель

Фарниева Марианна Герсановна

 

Москва

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………..3

 

Глава 1.Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании младших школьников………4-12

 

1.1. Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание»,

«семейное воспитание» …………………………………………………………………….......4-6

 

1.2. Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.………………………......7-12

 

Глава 2. Экспериментальная часть……………………………………………………………..13-16

 

2.1. Методика исследования……………………………………………………………………13

 

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………………………13-16

 

Заключение……………………………………………………………………………………...17-18

 

Список используемой литературы……………………………………………………………...19

 

 

Введение.

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших подростков. Трудности, отличительные черты воспитания детей этого возраста приобретают особую значимость и обращают на себя внимание. Проблемы в обучении, причины неудачи в воспитании побуждают нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только лишь школе (учителям, психологам), но и, конечно, отводится семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в ходе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка..

 

Младший школьный возраст – это такой период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для предстоящего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда надлежит отнести самореализацию ребёнком собственных способностей и возможностей, развитие которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, как и раньше роль семьи считается важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Данной проблематикой занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Д. Локк и др.

Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1) исследование научной литературы;

2) теоретическое представление проблематики роли семьи в воспитании ребенка 7-11 лет;

3) использование методики, направленной на диагностику и построение общей картины воспитания младшего школьника в семье.

Объект- семья.

Предмет -обсуждение роли семьи и выполнения ею функций в воспитании детей младшего школьного возраста.

Гипотеза -процесс развития ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье.

Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация.

 

 

Глава 1 . Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании младших школьников.

 

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В.А. Сухомлинский.

 

Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание».

 

Для того чтобы понять, что такое роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы должны знать, что обозначает каждое из этих понятий.Одно из первых понятий, которое мы раскроем- «роль».

Роль - способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие "роль" в 1936 году введены и описаны американским психологом Р. Линтоном. [1]

Роль (в социальной психологии) - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид. [2]

 

Следующее понятие- «семья».

Семья - малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. [3]

Ученые Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, Д. Локк, определяют семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.

 

Говоря о воспитании, необходимо знать, что существует большое количество определений этого понятия.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

 

Понятие "воспитание" в узком значении равняется понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

 

В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…». [6.]

По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той дали самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле». [15]

Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией очень широко трактовал воспитание ,как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности».

 

Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». [8]

В современной педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека». [9]

Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. [10]

 

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. [13]

 

В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». [5]

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который должен доставлять удовольствие, обеим сторонам, каждый ребенок неосознанно повторяет своих родителей, подражая им.

 

Таким образом, мы познакомились с краткой характеристикой понятий, которые дали нам общее представление о себе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.