Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мортидо направленно на других, либидо направленно на себя



Это культовые лидеры. Глава культа - победа состоит в том, что я возглавил самое прославленное учреждение, самую прославленную духовную традицию, самую знаменитую, самую известную во всем мире и при этом я крепко держу все в своих руках, небезызвестный нам Мун, чего только про него не писали, как его только не разоблачали, ничего не получается. А что ему разоблачения эти, чем больше разоблачений, тем лучше. Среди деятелей искусств или политических деятелей много людей такого типа. Эти люди обожают скандалы вокруг себя, потому что какая разница, главное что про меня, ведь правильно. Ну и что, что-то там сняли на видеопленку, так ее же показали всем - слава! слава! слава! слава! и сила.

Что для нас здесь особо существенно?

Первое. Как всегда, самоосознавание. Чем четче человек осознает образ самого себя, чем четче он себя понимает, тем больше у него шансов уйти от этого, потому, что наша задача поместить свое «Я» в нулевую позицию, а без соответствующего знания и практики это невозможно сделать.

Второе. Чтобы пережить свою агрессию, изжить ее из себя, человеку с мортидо, направленным на себя, нужна одна практика и одни усилия, а человеку с мортидо, направленным на других, нужна другая практика и другие усилия. 1 Для «бойца», «спортсмена» имеет смысл послушничество, открытое служение, смирение, а у «агента» это только разовьет его гордыню, он и так послушный - когда надо как надо, он же «агент». Ему нужно выставлять себя в открытые ситуации, подставлять под огонь разоблачений. И тому и другому в этих ситуациях нужно отлавливать свою агрессию, место, из которого она происходит и искать новые пути взаимодействия с ситуацией без агрессии. Это очень сложная работа, очень сложная.

Вопрос: Игорь Николаевич, приведите, пожалуйста, пример как «агенту» отловить агрессию?

И.Н. Давать себя разоблачать.

Вопрос: Кому?

И.Н.: Всем. Выйти на площадь и сказать - я шпион, агент. Я от вас скрывался - вот он я, вы меня поймали. Дать себя поймать.

Вопрос: А когда сам себя ловишь - это не в счет?

И.Н.: Это «само», для «агента» не в счет, это действенно для «бойца». Поэтому духовная жизнь не возможна без служения. Только через служение в различных его формах мы можем преодолевать в себе, отлавливать и преодолевать, изживать агрессию. Когда я сдавал определенный кусок учебы, мне просто показали на человека моложе меня, и сказали — «Ты должен относиться к этому человеку, как к своему учителю, но он об этом знать не должен». Этот человек так мне сел на шею, будь здоров. Большое ему спасибо. Всем, чем мог я его отблагодарил.

Вопрос: Человек, он или «шпион» или «спортсмен», а может быть есть все в человеке?

И.Н.: Нет. Величие и мужество Зигмунда Фрейда состоит в том, что он эти понятия развел.

Вопрос: То есть, если человек «агент», в нем нет качеств «спортсмена»?

И.Н.: Он может притворяться «спортсменом», как «агент», и «спортсмен» может притворяться «агентом», если ему нужно нокаутировать противника.

Вопрос: И тогда агрессия не появится?

И.Н.: Появится, еще как. Попробуйте притворяться, у вас так вспыхнет агрессия, что при первом же мало-мальски удобном случае в виде стакана водки... Я никогда не забуду, как Володя Захаров, принимая меня в своем прекрасном, мягком, уютном, замечательном доме, о котором мы все вспоминаем, в Ташкенте, в определенной дозе пережигания, подошел ко мне таким... «Ты, говорят, мастером У-Шу стал, так давай поборемся», мне ничего не оставалось делать, я сказал - «Бей». Тут он опомнился. Нормально, учитель для человека с мортидо, направленным на других, кто? - соперник, иногда превращающийся во врага. А для людей с мортидо, направленным на себя, - он тренер-инструктор. Как с Костей мы расстались? С мастером нашим Тыном, агентом известным. Пока он был моим тренером-инструктором, все было замечательно, и я ему был тренером-инструктором, он мне был тренером-инструктором, я даже получил от него посвящение - мастер У-Шу, но как только я попытался в благодарность эту границу перейти и открыть ему, продать что-нибудь - все, агент исчез. Правильно сделал. Это же логика, это же не игрушки, это глубинный и целостный механизм, который затрагивает всю целостность человека, это не то, что взять отдельный инструмент и с ним поработать, это целостная реакция, которую очень не просто вычленить.

Почему нужен мастер? Потому, что он должен подсказать, какие надо себе создавать ситуации, чтобы они меня вынимали из программированного поведения. Как самому себе создать ситуацию разоблачения? У нас есть такой замечательный человек, мастер с большим стажем, великолепно работает, но его же никто не видит. Когда он встречается со своими учениками? Никто не знает. Переговоры идут только один на один по телефону или факсу. Он «агент» ему так удобнее. Я «спортсмен», у меня все по другому.

Я помню, как я работал, какие ситуации создавались, для того чтобы изжить агрессию. Я «спортсмен», я этого не скрываю, а что скрывать, это конструкция. По конструкции я спортсмен-продавец, полный нонсенс. Калашников - попродавал, вышел, врезал на кулачном бою, прославился, опять скрылся, популярный, но не очень. Каждый раз, когда надо снимать клип, у меня такие переживания на этом уровне. Это же все будут видеть мое лицо, меня фотографию уговорили на книжку поместить уже когда... Вы что, смеетесь, что ли? Это же серьезное дело, кто же будет покупать, нужен большой рынок. Это конституция, как бы.

Вопрос: Мортидо и либидо всегда представлены парой?

И.Н.: Да.

Вопрос: Они равны по силе?

И.Н.: Нет, конечно. Во взаимоотношениях этих двух аспектов существует сложнейшая динамика. Мы сейчас это вопрос трогать не будем. Это большая и очень серьезная тема для продолжительного исследования. Эта проблема сразу отразилась в ваших вопросах - «а как-нибудь нельзя из этого выскочить? а нельзя как-нибудь пройти между?» — можно, но в результате серьезной многолетней работы.

Реплика: Есть «между»?

И.Н.: Есть. Это «путь хитрого человека». Это информационные традиции. В обычной жизни нет «между». Лучше не обманывайте себя, тогда вам не нужны знания, тогда не ходите ни на какие лекции, тогда не читайте никаких книг на эту тему, если вы боитесь знаний...

Кто там у нас боится знаний? -

Знаний боятся люди с либидо, направленным на себя. Людям с либидо, направленным на других, оно не нужно. Знание всех уравнивает. Знание - это уравниловка. Зачем человеку с либидо, направленным на себя, знание - я такой, такой, такой, а вдруг это не принесет славы, надо быть в любой момент никаким, у них с этим ,с никаким проще.

Вообще социальные оценки, конечно, вещь относительная. Сегодня ты «цаца», завтра «бяка», послезавтра опять наоборот. Жалко, что вы не работали со спортсменами и не были сами в большом спорте. Там все просто, сегодня ты герой, завтра ты проиграл, ты - полное ничто, тебя никто не замечает, хоть ты Олимпийский чемпион, ты только что выиграл Олимпийские игры - ну и что? Зато сегодня ты проиграл первенство Мухосранска. Это происходит мгновенно, автоматически. Понимаете эту жесткость?

Не выкручивайтесь, если вы хотите с собой разобраться, не выкручивайтесь, вы уже начали выкручиваться, а я еще не рассказал про вторую, главную заготовку к сегодняшней беседе.

Колесо жизни

Сейчас будет великое открытие мистера Калинаускаса, может быть последняя лебединая песня. Вот Коля, как ученый, он понимает, он сидит и думает, так же как сидит и думает Аркадий - почему великое? С такими мозгами, с такой интуицией заниматься всякими глупостями, вместо того, чтобы писать, писать, писать, писать и писать. Я не для самовосхваления, я объективно говорю, здесь можно написать энное количество трудов, а если сюда еще включить динамику, плюс весь мой жизненный опыт и осмыслить...

А ведь вот простой пример - я сам, вы же сразу все про меня поняли в общих чертах, т.е. про конституцию. А если бы я ее не знал, я бы и жил в иллюзиях, аристократизм - это плохо, эзотеризм - это плохо, жизнь - это вечная война. Я вам очень советую, попробуйте не выкручиваться, попробуйте это принять как данность, это очень поможет. Если вы будете выкручиваться, ну выкручивайтесь, опять же это ваше дело.

Вопрос: А что получается, что покупатель ищет продавца ?

Реплика: Я думаю, что они в жизни находятся автоматически.

И.Н.: Конечно.

Ну, держитесь. Сейчас вас ждет просто приятная вещь - ключ к проблеме социального давления. Помните, я когда-то вам говорил, что меня очень интересует тема социального давления, которое создает форму человека. Я нашел ключ.

Вопрос: Я такое слышал, что вы дважды говоря о мортидо упоминали об изживании агрессии, но относительно либидо, касательно изживания...

И.Н.: Либидо изживать не надо. Либидо - это энергия приближения, т.е. энергия любви, в потенции энергия духовная. Но либидо нужно уравновесить, нужно путем практики служения, выйти на сочетание и переключение в себе как направленного на других, так и направленного на себя. В привычной для нас терминологии - это звучит как сочетание реализма и романтизма, беспощадного реализма в сочетании с беспощадным романтизмом. А агрессию надо изживать. Энергию как жизненную активность оставить, а агрессию убрать.

Строго говоря, высшее достижение в серьезных внутренних стилях школ восточных единоборств состоит в том, что выходя на поединок, боец не имеет никакой агрессии, абсолютно, вообще. Это считается идеальный мастер, а мы даже комара без агрессии прихлопнуть не можем.

Проблема как раз в том и состоит, что мы пользуемся агрессией вынужденно, в силу своего несовершенства. Всякая агрессия - это, на самом деле, в соответствии с фундаментальным психологическим законом есть признак слабости, т.е. за всякой агрессией спрятана слабость. Естественно, что она не может быть показателем развития, только адаптации.

Реплика: Но слабость - это же не плохо.

И.Н.: Нет. Агрессия плохо, потому, что это показатель адаптации, а не показатель развития. Мне однажды один боец, толковый, говорит - «Что ты... в тебе же агрессии вообще нет. Мерзопакостное существо». Я говорю - «Ну, понимаешь, некоторые, которые считали меня своим врагом - где они?» Дело же не в агрессии.

Итак, обещанное Великое открытие мистера Калинаускаса.

Колесо жизни

Мы все помним формирование дихотомических, оценочных критериев. Те из вас, кто имел отношение к театру, знают, что в профессии актера один из самых главных показателей мастерства - это умение сыграть оценку, потому что оценка, на самом деле, совершенно спонтанная вещь, которую человек без специальной подготовки скрыть не может. Как гениально подметил Петр Михайлович Ершов человек либо легчает, либо тяжелеет, и это скрыть не возможно. Либо в плюс идет оценка, либо в минус - это не возможно скрыть от нормального внимательного глаза. От ребенка вообще не возможно, все попытки родителей изобразить радость там, где ее нет, или возмущение там, где его нет - это настолько смешно. Если бы дети смели, они бы хохотали с утра до вечера. В этом месте родители безумно смешные, они думают, что они кого-то обманывают. Ребенок реагирует на эмоцию, а эмоцию скрыть не возможно. Оценка - это такая же глубинная и целостная характеристика человека, как, скажем, мортидо и либидо.

Итак, мы помним -

первое: приятно - неприятно;

второе: хочу - не хочу;

третье: правильно - неправильно; (родительское начало)

четвертое: надо - не надо (взрослое).


- требования (не надо)

«Хочу - не хочу» я выделяю, потому, что у взрослого человека это уже суммарный момент, скорее даже не оценочный. Вспомним «штурвал Калинаускаса».


А вокруг - социальный мир, который знает только один критерий по отношению к нам - должен. Я тебя породил - ты мне должен за это, я тебя обучил - ты мне должен, я тебе дал гражданство - ты мне должен. Социальный мир, как известно как бы ничего не берет, он берет только жизнь. Никакие другие моменты его не интересуют, расплачиваемся мы всегда какой-то стороной своей жизни или всей жизнью. Но! Социальный мир не только требует должного, он еще манипулирует человеком. Манипулирует он через что? Через плюсы и минусы, выдаваемые на ту или иную пару критериев - «молодец, хорошо поступил», «плохо поступил», «это не надо было делать», «а это правильно, это надо», «ты вот этого хочешь? а я тебе сделаю «не хочу», неприятно тебе будет» или «приятно тебе будет», «никаких проблем», «одни проблемы», «ищи решение, ищи решение, ищи решение...».

Практически мы принимаем как данность, что мы должны, (я понимаю, что это не приятно слышать), но загляните в глубину своего существа, вы увидите, что вы давно смирились с тем, что вы должны, потому, что вам дали. Есть только один ход, при котором мы освобождаемся от долга - религиозный, ибо благодать не требует, «я тебе дал благодать, ты мне теперь должен», (только церковь так иногда рассуждает).

Социальный мир на этом уровне всегда выступает оппонентом, об этом мы говорили неоднократно, когда мы говорили о проблеме диалога. Он выступает оппонентом, он агрессивен, враждебен, он давит. Но ошибка наша состоит в том, что мы думаем, что он давит требованием долга. Мы это не осознаем, потому, что мы давно это приняли и в глубине успокоились. Мы должны. Поэтому познать себя как часть мира не так уж и сложно, но познать мир как часть себя очень сложно. Познать, а не просто уверовать, пережить - это очень сложно, это очень спорно для большинства мыслящих людей.

На самом деле это самое дискуссионное место в нашей традиции. Я вам советую подумать над этим - почему? - оно действительно самое дискуссионное - не как заявление, как реальность.

Теперь давайте посмотрим, как выглядит жизнь с точки зрения тех или иных наших критериев.

С точки зрения «приятно» жизнь — удовольствие.Как их называли? Гедонисты.

С точки зрения «хорошо-правильно» жизнь - движение к цели,т.е. от одной цели к другой, от одной цели к другой, это хорошо, правильно, это удовлетворяет.

Естественно, что большую плату нужно платить за удовольствия и здесь плюсы и минусы извне играют колоссальную роль в социальной жизни, потому, что чтобы получить жизнь, как удовольствие, нужно очень угодить социальному миру, т.е. если мы рассмотрим это как мотив «хочу удовольствий» и попробуем решить эту умственную задачку.

С точки зрения «надо» - жизнь - работа.Для одних надо, это приятно, для других это раздражитель, но так и есть. При таком подходе у социального мира минимальная возможность манипулирования человеком. Социум не может сказать: «не работай»? Он как бы заинтересован в том, чтобы человек работал, но он может отнять любимую работу.

С точки зрения «не надо» жизнь- борьба.Профессиональный борец получается.

С точки зрения «не хочу - не приятно» жизнь - страдание.Кстати говоря, сошлюсь на большие авторитеты, в первую очередь на Будду, т.е. на буддизм, как учение, о том, что наши «хочу» есть порождение страдания, потому, что мы не хотим последствий.

С точки зрения «плохо - не правильно» жизнь - бегство.Бегство в секту, бегство в монастырь, бегство в пустыню, бегство в дворники, кочегары, истопники, потому, что все вокруг плохо.

С точки зрения наших проблем или проблемного поля жизнь- загадка.

Иди и разгадывай.

С точки зрения возможных решений жизнь- задача.Условия, требования, формулы, уравнения - решил задачку и свободен. «Зачем живем, почему живем?» - формулируй задачку и узнаешь.

Естественно, что каждый из нас вертится в этом колесе. Это и есть то самое колесо сансары, на нашем простом, бытовом, всем понятном, русском, народном языке. Вот оно вертится. Почему колесо, почему из него нельзя выйти? Потому, что кругом социальный мир, он давит, регулирует, манипулирует, вый-

 


ти можно только встав, как известно, на спицу, т.е. в центр, тогда вокруг все вращается, а тут спокойненько стоишь, но это уже издругой оперы. Для того, кто стоит на спице, жизнь - игра.

Вопрос: Не зависимо от мортидо и либидо?

И.Н.: Вообще независимо ни от чего. Он же тут не крутится. Мы про жизнь говорим, а не про внутренний мир. Ребята, не путайте внутреннее и внешнее. Жизнь - это вещь внешняя в данном случае. А тот, кто стоит в центре, он стоит в центре, а кто находится на окружности, тот вертится на большой скорости, со страшной силой, только и перепрыгивает из «хочу» в «не хочу», из «надо» в «не надо», «приятно», «неприятно». Некоторым удается застрять, закрепиться, и всю жизнь страдать, например, или всю жизнь бороться, или всю жизнь решать задачи, или всю жизнь работать и получать от этого удовольствие, такие счастливчики, «лаки». Некоторые в ученые поддаются и решают загадку или к цели двигаются.

Я даже не знаю, что теперь говорить, стою потрясенный величием этого открытия, сделанного давным-давно и переведенного, наконец, на русский, на простой человеческий язык. Лично я был потрясен, когда вот это пришло. Потрясен почему?

Я сразу понял, что это и есть колесо жизни.Оно держится на наших оценках. Мы не можем не оценивать. Никто не может не оценивать, камень не может не оценивать, образно говоря, это тоже оценка, когда по нему бьют, он раскалывается, у него остается вмятина, это тоже след, оценка, но мы привязаны, потому, что это для нас ценность, это составная часть нашей мотивации, привязанность не в желаниях, как таковых, живое не может не иметь желаний, оно потому и живое, что желает, и мир этот существует благодаря желанию, возжелал господь и все, а в ценности.

Почему мы скажем жизнь как работа - прекрасно? Прекрасно, но не любая же работа нравится каждому. Мы же хотим, чтобы была не просто работа, еще и с удовольствием и чтобы двигала к цели, вот и понеслось, как только попали в колесо, и пошло крутить и поехало...

Чем хорош инструментальный подход, дифференцированный? При дифференцированном, инструментальном подходе все это как бы не очень задевает. Стою я, понимаете, и так же как и вы, на это смотрю. Некоторый появляется даже экзистенционализм, некоторая инфернальность, если бы не вот это место. Центр. Но представляете, как те, кто еще не попал в центр, смотрят на того, кто уже там - «мы тут крутимся, в буквальном смысле, как белки в колесе, а он играет». Вот, собственно говоря, ключ к социальному давлению, формированию, проблемному отношению внутреннего и внешнего в человеке, к форме, к границам. Он найден не мною и давно, но вы понимаете, когда мы слышим -«колесо сансары» - это такая красивая картинка, которая все равно как бы не имеет к нам отношения. А когда вот наконец простыми словами... Все, вопросов нет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.