Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

При выполнении заданий пользоваться «Определителем для высших споровых растений» и «Учебным пособием №1».



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России )

 

Кафедра фармтехнологии и фармакогнозии с курсом ботаники

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ

ЗАНЯТИЯМ ПО БОТАНИКЕ

(для студентов 1 курса)

 

Систематика растений

 

 

Тюмень, 2012

 

 

Методические указания подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2011 г.),требованиями квалификационной характеристики провизора по специальности 060108 Фармация, действующим учебным планом и «Программой по ботанике» (2011 г.)

 

Методические указания подготовлены доц. Шамыриной А.А. и доц. Григорьевой Л.М.

 

Рецензент – доцент кафедры

фармацевтической химии Чурина Т.П.

 

Методические указания утверждены на заседании ЦМК фармдисциплин

29 сентября 2011г. Протокол № 1

 

Методические указания утверждены на ЦКМС ГБОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия»

 

« ___________ » ___________г Протокол №.


ТЕМА: РАСТЕНИЯ ОТДЕЛОВ МОХОВИДНЫЕ, ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ.

ЗАНЯТИЕ 1

Объем темы: 3 часа

Целевые задачи:

- Усвоить систематику растений отделов Bryophyta, Lycopodiophyta, Equisetophyta;

- усвоить особенности развития, основные морфологические признаки растений отделов Bryophyta, Lycopodiophyta, Equisetophyta;

- научиться определять по морфологическим признакам и описывать от­дельные виды;

РАЗДЕЛ I. САМОПОДГОТОВКА.

Требования к исходному уровню знаний.

Знать систематику, характеристику и особенности биологического развития высших споровых растений (ВСР) отделов Bryophyta, Lycopodiophyta, Equisetophyta.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

1. Отличия высших и низших растений.

2. Способы размножения растений: вегетативное, половое, бесполое.

3. Чередование поколений, понятие о гаметофите и спорофите.

4. Равноспоровые и разноспоровые растения, понятие о физиологичес­кой и морфологической разноспоровости.

5. Систематическое положение мхов, плаунов и хвощей.

6. Морфологические особенности мхов, плаунов и хвощей (строение по­бегов и подземных органов, органов спороношения, гаметофитов).

7. Распространение в природе и места обитания мхов, плаунов и хвощей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Ответы записать в альбом

1. Назовите признаки, по которым отличаются высшие и низшие рас­тения.

2. Дать определение спорофита и гаметофита.

3. Назвать отличия гаметофита мхов от гаметофитов плаунов и хвощей.

4. Назвать отличия спорофита мхов от спорофитов плаунов и хвощей.

5. Описать строение спороносных колосков плаунов и хвощей.

6. Назовите морфологические признаки, по которым отличаются различные виды плаунов.

7. Назвать морфологические признаки, по которым отличаются различные виды хвощей.

8. Записать циклы развития для Polytrichum commune, Lycopodium clavatum и Equisetum arvense.

9.1. Какие виды имеют одинаковые циклы развития?

9.2. Назвать отличия в циклах развития Polytrichum commune и Sphagnum.

10.Назовите отличия спор хвощей от спор других высших споровых растений.

11.Назовите виды, для которых характерна физиологическая разноспоровость.

12. Назовите виды мхов, плаунов и хвощей, которые могут размножаться вегетативным способом.

13. Назовите виды мхов, плаунов и хвощей, которые используются в медицинской практике и укажите группы биологически активных веществ.

14. Назовите места обитания мхов, плаунов и хвощей.

 

РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.

План занятия.

1. Проверка исходного уровня знаний 30 мин.

2. Самостоятельная работа 95 мин.

3. Тестовый контроль 10 мин.

При выполнении заданий пользоваться «Определителем для высших споровых растений» и «Учебным пособием №1».

Задание I.

1.1. Определить вид мха. Ход определения записать в альбом.

1.2. Записать систематику вида.

1.3. Рассмотреть гербарий, обратить внимание на наличие и характер подземных органов, особенности строения и расположения листьев, местоположение спорогона.

1.4. Зарисовать внешний вид растения и обозначить в рисунке:

1 - гаметофит

2 - спорофит (спорогон)

3 - листья

4 - ризоиды

5 1.5.Записать цикл развития. Указать места обитания.

Задание 2.

2.1. Определить вид плауна. Ход определения записать в альбом.

2.2. Записать систематику вида.

2.3. Рассмотреть гербарий, обратить внимание на характер подземных органов, особенности ветвления и строения надземных побегов (расположение и форма листьев, количество и строение спороносных колосков).

2.4. Зарисовать внешний вид растения и обозначить в рисунке:

1 – вегетативный побег с листьями

2 - придаточные корни

3 - спороносный колосок

2.5. Записать цикл развития. Указать места обитания.

 

Задание 3.

3.1. Определить вид хвоща. Ход определения записать в альбом.

3.2. Записать систематику вида,

3.3. Рассмотреть гербарий, обратить внимание на строение подземных органов, надземных побегов (тип ветвления, характер листьев и местоположение спороносного колоска).

3.4. Зарисовать внешний вид растения и обозначить на рисунке:

1 – тип побега (весенний или летний)

2 – боковые побеги

3 - редуцированные листья

4 - спороносный колосок

5 - корневище с придаточными корнями

3.5. Записать цикл развития. Указать места обитания.

 

Задание 4.

Заполнить таблицу для рассмотренных видов мха, плауна и хвоща.

 

 

Вид Поколение, преобладающее в жизненном цикле Особенности морфологии
Подземные органы Строение побегов Строение листьев Органы спороношения
           

 

Задание 5.

Ответить на вопросы тестового контроля.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.