1) ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от «14» декабря 2010 г. №1763
2) Учебный план магистерской подготовки по направлению 030900.68 «Юриспруденция», одобрен Ученым Советом ААЭП, от «___»__________20___г., протокол №____
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Теории и истории государства и права от «_____»___________2014г., протокол №____
Заведующий кафедрой Теории и истории государства и права С.И.Нефедов
Разработчик:
профессор ______________________________ М.Х.Матаева
подпись
Рецензент:
профессор ______________________________ А.Л.Тен
подпись
Председатель методической комиссии направления подготовки /специальности:
профессор ______________________________ Е.А.Казьмина
подпись
1. Область применения
Действие рабочей программы учебной дисциплины распространяется:
- на студентов, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция» (магистратура), магистерская программа«Реализация конституционного законодательства в социально-экономической сфере» заочной формы обучения;
- на преподавателей и сотрудников кафедры Теории и истории государства и права.
2. Цели освоения дисциплины «Сравнительное правоведение»
В настоящее время Россия переживает сложный процесс коренной ломки своего правопорядка и его адаптации к новым социально-политическим и экономическим условиям. Важную роль при этом может сыграть сравнительное право. Действительно, законодателю, с одной стороны, необходимо учитывать национальные особенности и юридические традиции собственной страны при осуществлении в ней кардинальных правовых реформ. Но, с другой стороны, он должен знать опыт, накопленный другими странами при решении аналогичных задач в этой области, уметь правильно оценить его и применять на практике в соответствии с местными реалиями. Решения, предлагаемые правовой наукой по улучшению и реформированию правопорядка, станут эффективными лишь в том случае, если будут опираться на сравнительно-правовой метод. Именно этот метод позволяет выявить, как решается данная проблема в иностранных правовых системах, и определить, в какой мере ее решение может оказаться полезным и применимым в интересах национального правопорядка.
Многие факторы свидетельствуют о пользе применения сравнительно-правового метода в такой стране, как Россия, перед которой стоит сложная задача - создать правовые предпосылки для дальнейшего развития в условиях политической и экономической свободы. К числу таких предпосылок относится и формирование правового механизма, цель которого - расширить сферу осуществления свободной деятельности и волеизъявления граждан. Поэтому вполне естественно возникает необходимость тщательно изучить вопрос о том, с помощью каких правовых средств в других странах эта свобода обеспечивается и в то же время ограничивается
В соответствии с государственным образовательным стандартом от студента требуется знание целостной правовой картины мира: методологии сравнительного правоведения; механизм сближения национальных правовых систем; классификацию основных правовых систем современности; основные правовые системы современности: Романо-германскую правовую семью, правовые системы скандинавских стран, правовые системы стран Латинской Америки, правовую систему Японии, социалистическую правовую семью, правовую систему Англии, США, религиозные и традиционные правовые семьи и т.д.
Цель изучения курса состоит в том, чтобы дать студентам целостную систему взглядов на государственный уклад жизни народов и обществ, познакомить их с теми учреждениями и институтами без которых немыслима подлинная современная юридическая культура, и знание которых составляет основу любого современного юридического рассуждения и обоснования.
Знание данного курса необходимо, прежде всего, для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем обозримом будущем. Она призвана создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, а также всех других юридических дисциплин, включая цивилистику, уголовное право и процесс.
На лекциях излагаются основной фактический и теоретический материал, основные понятия курса, их обоснование характерными примерами. Изложение материала должно быть логически стройным, систематизированным, наглядным и ориентированным на практическое значение.
На семинарских занятиях студенты овладевают основными понятиями, получают разъяснения к теоретическим положениям, изложенным на лекциях, совершенствуют приемы самостоятельной работы с юридической литературой, историко-правовыми актами, отрабатывают навыки публичных выступлений, ведения полемики, культуры речи.
В течение всего периода изучения дисциплины в часы самостоятельной работы регулярно проводятся консультации, которые носят как групповой, так и индивидуальный характер.
Изучение учебной дисциплины сравнительного правоведения завершается зачетом, проходящим в форме экзамена.
В результате изучения курса студенты должны
иметь представление:
- о типах государственно-правовых систем различных стран мира, этапах их становления и развития;
- о реальном вкладе правовых систем в развитие права и юриспруденции; - об общих тенденциях развития государственно-правовых систем на современном этапе; - об источниках историко-правового знания правовых систем современности.
знать:
- объективные закономерности развития общества, неизбежно приводящие к образованию правовых систем;
- основные факторы, определяющие развитие государства и права, каналы взаимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, идеологией, религией.
- основные исторические типы и формы права, особенности правового развития отдельных стран;
- основополагающие понятия, термины и категории сравнительного правоведения как науки, методологические основы ее изучения;
- конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендованной литературе;
уметь:
- анализировать и оценивать формы организации и эволюцию правового устройства различных стран на различных этапах развития человечества;
- выражать и обосновывать свою позицию и взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным правовым системам;
- выявлять и обосновывать значимость тех или иных правовых систем для анализа современных правовых институтов;
- ориентироваться в перспективах государственно-правового развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране.