Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет сравнительного правоведения и его соотношение с объектом исследования



Определение предмета сравнительного правоведения, равно как и любой иной учебной и научной дисциплины, означает установление круга правовых и иных явлений, институтов и учреждений, которые оно изучает. Наличие четко определенного предмета, отграниченного от сферы и приложения» смежных дисциплин, свидетельствует о научной зрелости, относительной самостоятельности и потенциальной эффективности рассматриваемой отрасли знаний и академической дисциплины.

Что изучает сравнительное правоведение как учебная дисциплина и что исследуется в рамках ее как самостоятельной отрасли знаний? Иными словами, что составляет предметсравнительного правоведения? Отвечая на этот вопрос, необходимо обратить внимание на название данной науки и учебной дисциплины. Частично оно дает ответ на поставленный вопрос, указывая на то, что сравнительное правоведение имеет дело прежде всего с такими явлениями, процессами и понятиями, как, с одной стороны, процесс сравнения, сравнительный метод, сопоставление и противопоставление, а с другой — право: правовые явления, многочисленные и разносторонние правовые институты и учреждения.

Не будет преувеличением сказать, что сравнительное правоведение в значительной степени доминирует в правовом массиве различных государств, рассматриваемом в сравнительном плане. С помощью сравнительного правоведения правовые системы


Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, принципы 25

одних государств соотносятся — сопоставляются или противопоставляются — с правовыми системам других государств.

При этом не следует забывать, что вопросами права в сравнительном плане могут заниматься и фактически занимаются специалисты в области истории государства и права зарубежных стран, философии права, социологии права и ряда других юридических наук и учебных дисциплин. Кроме того, сравнительно-правовые исследования довольно широко проводятся не только на общетеоретическом уровне, но и в рамках различных отраслевых юридических наук. Свидетельством тому являются монографии, учебники и учебные пособия по сравнительному семейному праву, сравнительному конституционному праву, сравнительному трудовому и контрактному праву и др.

Каждая из названных юридических дисциплин изучает правовые семьи или правовые системы различных стран под определенным углом зрения, рассматривает лишь ту или иную их сторону. А вместе они создают цельную картину, дают разностороннее представление о сравниваемых правовых массивах, о правовой картине мира в целом1.

Сказанное подтверждает широко известный факт: теоретически и практически важнымявляется то, что, рассматривая вопрос о предметесравнительного правоведения, необходимо также иметь ввиду и вопрос об объектеего исследования.

Что подразумевается под объектом сравнительного правоведения? Не осложняется ли процесс выявления и рассмотрения предмета сравнительного правоведения введением в научный оборот понятия «объект»? Не создаются ли при этом дополнительные трудности?

Отвечая на последние два вопроса, следует, безусловно, сказать «нет». Во-первых, использование при рассмотрении сферы «приложения» той или иной науки или учебной дисциплины понятий «объект» и «предмет» не является открытием. Данные дефиниции давно и успешно применяются, причем не только в юридических, но и в других гуманитарных науках. Сравнительное правоведение при этом не является исключением2. А, во-вторых, понятие «объект» логически вписывается в систему категорий сравнительного правоведения и органически сочетается с понятием «предмет». Введение его в научный оборот и активное использование не прибавляет и не уменьшает традиционных

1 Foreign Legal Systems: A Comparative Analysis / Ed. by N. Liebesny. Wash., 1981.

2 Lawson Fr. The Field of Comparative Law// Judical Review. 1949. Vol. LXI. P. 16-36.


26 Тема I

трудностей в определении предмета сравнительного правоведения, но вместе с тем значительно проясняет вопрос и тем самым облегчает решение проблемы.

Преодоление традиционных трудностей, ассоциирующихся, как правило, в одних случаях с множественностью подходов к определению предмета сравнительного правоведения, с «противоречивым многообразием идей и представлений о концепции сравнительного правоведения»1, а в других — с наличием огромного эмпирического материала, который должен быть охвачен при определении предмета сравнительного правоведения2, облегчается уже тем, что используется дифференцированный подход к анализу различных идей и исходного материала при определении предмета сравнительного правоведения, тем, что данный процесс становится более логичным.

При таком взгляде на существующую проблему заранее резюмируется то, что объекты исследования сравнительного правоведения и других дисциплин, имеющих дело со сравнительно-правовым анализом, могут совпадать друг с другом. Если же говорить о предметах в каждой из них, то они всегда являются строго индивидуальными и служат основным критерием отграничения одних дисциплин от других. В силу этого, решая вопрос о специфике сравнительного правоведения, весьма важным представляется исходить из раздвоения процесса познания исследуемой материи, направленного на выделение, с одной стороны, объекта той или иной науки и учебной дисциплины, а с другой — ее предмета.

Обращаясь к представлению об объекте сравнительного правоведения, сложившемуся в отечественной и зарубежной литературе, к его понятию и содержанию, необходимо прежде всего отметить, что в качестве такового всегда выступает объективно существующая в разных странах сравнительно-правовая реальность.Объект сравнительного правоведения никем не придумывается и не выводится из ничего. Он существует в жизни, реальной действительности.

Ю.А. Тихомиров верно отмечает, что «объекты сравнительного правоведения — не умозрительные задачи кабинетных ученых, а реальные общеправовые явления и процессы, требующие анализа, оценки и принятия адекватных государственно-правовых мер и осуществления необходимых действий». Вполне

1 Bogdan M. Op. cit. P. 18.

2 Lav/son H. Op. cit. P. 16-18.


Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, принципы 27

естественно по этой причине, рассуждает автор, что такие объекты возникают не эпизодически, не спонтанно. Скорее всего, можно вести речь о непрерывном процессе движения, возникновения и изменения объектов сравнительного правоведения, который требует систематических наблюдений, сбора, использования информации. Необходимость в правильном осмыслении общеправовых явлений обусловливает потребность в организации серьезной работы в данном направлении1.

Соглашаясь с мнением Ю.А. Тихомирова, обратим внимание на то, что исследователь говорит не об объекте, а об объектах сравнительного правоведения.Кроме того, он не только допускает, но даже предполагает возможность выбора исследователем объектов сравнительного правоведения2.Данная, в целом не вызывающая принципиальных возражений постановка вопроса тем не менее нуждается в дополнительной аргументации и разъяснении. Она вполне приемлема, если речь идет не только об общей теории сравнительного правоведения, в научном обиходе чаще называемой просто сравнительным правоведением, но и об отраслевых сравнительно-правовых дисциплинах: сравнительном гражданском праве, сравнительном уголовном праве и др. В этом случае вполне логично и оправданно говорить не только о множественности и возможности выбора объектов, но и множественности предметов.

Когда же имеется ввиду лишь одна «обобщающая» дисциплина — сравнительное правоведение, говорить о множественности объектов данной дисциплины и о возможности их выбора даже в зависимости от «постановки целей и выборе средств их достижения», по нашему мнению, не приходится. В этом случае нарушается логика рассмотрения и изложения исследуемого материала.

Ведь если допустить, что у такой дисциплины, как общая теория сравнительного правоведения, есть несколько объектов «приложения», то логично предположить, что наряду с ними у каждой из этих дисциплин имеется одновременно и несколько соотносящихся с ними предметов исследования. А это уже нонсенс, поскольку у каждой научной и учебной дисциплины существует, как известно, лишь один предмет. Множественность же объектов и предметов исследования совместима лишь с множественностью соотносящихся с ними дисциплин.

1 См.: Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 41.

2 Там же.


28 Тема I

С учетом сказанного можно полностью согласиться с характеристикой и перечнем различных объектов сравнительного правоведения, предлагаемых Ю.А. Тихомировым.

Среди различных объектов сравнительного правоведения называется прежде всего такой «наиболее широкий по масштабам и наиболее подвижный объект», как сама «правовая действительность, правовая реальность».Вместе с тем в область исследования, по мнению Ю.А. Тихомирова, «включается и такой феномен, как государство», хотя и не в полном объеме.

Содержание данного объекта складывается из процессов развития иностранных государств, их политики, особенно в правовой сфере, государственных институтов, политического режима. Для сравнительно-правового анализа важным является также изучение отношения к праву как явлению и фактору общественной жизни, к законотворчеству и роли закона, к эволюции системы законодательства и его отраслей. «Нельзя упускать из виду также состояние правообеспечивающих институтов — юстиции, судов, прокуратуры, органов внутренних дел, адвокатуры, правозащитных процедур»1.

В числе других объектов сравнительного правоведения рассматриваются и такие правовые явления, институты и учреждения, как правовые учения, концепции и правовые взгляды; вопросы принадлежности правовых явлений и институтов к той или иной правовой семье; правовые системы различных государств; правовые массивы и комплексы, регулирующие деятельность межгосударственных объединений; национальное законодательство: различные отрасли, подотрасли законодательства и нормативные массивы; правовые институты «как комплексы правовых актов, регулирующих однородные общественные отношения»; законы и другие нормативно-правовые акты; отдельные правовые нормы; юридическая техника, представляющая собой совокупность приемов и правил структурирования и выражения правовых норм2.

П. Круз и некоторые другие западные ученые, не проводя различия между объектами и предметами исследования, выделяют пять основных групп проблем, решением которых необходимо заниматься: а) сравнение зарубежных правовых систем со «своими», национальными правовыми системами «с целью установления их общих черт и особенностей», сходства и различия;

1 Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 42.

2 Там же. С. 42-47.


Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, принципы 29

б) анализ «объективных и систематически принимаемых решений» в различных правовых системах по сходным проблемам;

в) изучение причинно-следственных связей между различными правовыми системами; г) сравнительное исследование основных стадий развития различных правовых систем и д) раскрытие характера эволюционных изменений, происходящих в различных правовых системах на протяжении как всей истории, так и отдельных этапов их развития1.

Кроме названных групп вопросов, относящихся к сравнительному правоведению, различными авторами особо среди его объектов выделяются также правовые доктрины и правовые идеалы. Сравнительный анализ их во взаимосвязи с традиционными для той или иной страны политическими, экономическими и этическими идеалами, по мнению Р. Паунда, имеет огромное не только теоретическое, но и политико-практическое значение2. Приоритетная роль при рассмотрении объектов сравнительного правоведения отдается некоторыми авторами правовой культуре, правовым традициям, законодательной и правоприменительной технике3. В число объектов сравнительного правоведения наряду с правовыми явлениями, институтами и учреждениями иногда включаются и неправовые явления, а именно урегулированные с помощью норм права общественные отношения4.

Как показывает анализ отечественной и зарубежной научной литературы, спектр мнений о понятии и содержании объекта сравнительного правоведения весьма широк, представление о нем весьма разнообразно. Это вполне понятно и естественно, если иметь ввиду всю сложность, многоаспектность и противоречивость рассматриваемой материи, а также субъективную неоднозначность ее восприятия.

Учитывая многообразие точек зрения, можно сделать вывод о том, что в процессе определения объекта сравнительного правоведения авторы в своем подавляющем большинстве: а) за основу брали не отдельные воззрения или доктрины, а реально существующую правовую материю; б) не ограничивались отдельными нормами, институтами или отраслями права, а в той или иной степени охватывали все многообразие правовой жизни и

1 Cruz P. de. A. Modern Approach to Comparative Law. P. 5.

2 Pound R. Op. cit. P. 76.

3 Lawson Fr. Op. cit. P. 187-191; Pound R. Op. cit. P. 76-77.

4 Petrulakova J. К poimu parovnavasia pravoveda // Pravny obzor. 1970. N 6. P. 711-712.


30 Тема I

в) иногда в качестве объектов сравнительного правоведения рассматривали не только правовую, но и неправовую действительность (государство в целом, отдельные государственные органы, общественные отношения).

Анализируя различные точки зрения по данному вопросу и соотнося их с реальной правовой жизнью, следует прийти к общему выводу: в качестве объекта общей теории сравнительного правоведения следует рассматривать не отдельные составные части (нормы, правосознание, правоотношения и пр.) или фрагменты правовой жизни, а всю реально существующую в различных странах правовую действительность.Таковой можно назвать юридическую надстройку или юридическую структуру общества, включающую в себя все без исключения правовые явления, институты и учреждения,в том числе правовые нормы как основу любой юридической надстройки, правовую культуру и идеологию, правосознание, правовые отношения, правовую практику, правовую психологию и т.д.

В теории государства и права и философии права подобный «целостный комплекс правовых явлений», складывающийся в результате взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов юридической надстройки, нередко именуют правовой системой общества. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что правовая система не является случайным набором юридических элементов, существующих в том или ином обществе. Она представляет собой органическое целое, комплекс, «обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей»1.

Правовые системы общества разных стран как объект исследования общей теории сравнительного правоведения, с одной стороны, объединяются в более общие правовые комплексы, называемые правовыми семьями, а с другой — вбирают в себя менее общие правовые комплексы, именуемые системами права и системами законодательства.

Система права,согласно сложившемуся представлению, выступает как целостное образование — единство правовых норм, распределенных по институтам и отраслям права в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанных между собой иерархическими и координационными отношениями и

1 Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1998.


Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, принципы 31

имеющих своим центром правовые принципы. В концентрированном виде система права отражает социально-классовую сущность, основные цели и задачи, а также функции права на том или ином этапе его развития1. Система законодательствапредставляет собой совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются основные характеристики права.

Говоря о правовых системах разных стран как об объекте исследования сравнительного правоведения, не следует упускать из виду специфику данной дисциплины, а именно тот факт, что общая теория сравнительного правоведения имеет дело с правовыми системами разных стран не в традиционном, общепринятом плане, как «обычные» правовые дисциплины, занимающиеся различными аспектами права, а исключительно в сравнительном плане. Правовые системы разных стран интересуют сравнительное правоведение лишь в одном — сравнительном плане, как исходная база, основа сравнительно-правовых исследований. Все иные исследования, проводимые в пределах отдельных правовых систем, или же изучение самих по себе национальных и иностранных правовых систем не будут относиться к сравнительному правоведению.

М. Богдан верно подмечает, что, согласно сложившемуся в юридическом мире представлению о сравнительном правоведении, ни у кого не вызывает сомнения, что само по себе изучение «своего» или зарубежного права в отдельности еще не означает прямой причастности к сравнительному правоведению2. Это лишь подготовительная стадия изучения сравнительного права, тот исходный материал, из которого строится все здание сравнительно-правовых исследований.

Сказанное в полной мере относится как к общей теории сравнительного правоведения так и к отдельным сравнительно-правовым дисциплинам. Изучение каждого в отдельности «своего» (национального) или зарубежного конституционного, гражданского, коммерческого, финансового права еще не означает их исследования в сравнительно-правовом плане. Это означает лишь подготовку объективно необходимых для проведения сравнительно правовых исследований условий; выявление всего того правового массива, на основе и с использованием которого вдальнейшем будет вестись сравнительно-правовой анализ; наконец, определение объектов исследования различных отраслевых сравнительно-правовых дисциплин.

1 Теория государства и права/ Под. ред. М.Н. Марченко. М., 1987. С. 343.

2 Bogdan M. Op. cit. P. 19.


32 Тема I

По аналогии с процессом определения объекта общей теории сравнительного правоведения можно сказать, что если он охватывает собой всю реально существующую в разных странах правовую действительность, то объектами изучения отраслевых сравнительно-правовых дисциплин выступают соответствующие ее части.

Каждый из этих объектов является целостным правовым комплексом, складывающимся из системы соответствующих норм: конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, — а также соотносящихся с ними правовых идей, взглядов, юридической практики, правоотношений и др.

Данный подход к определению общего объекта сравнительного правоведенияи входящих в его состав частных объектов отдельных сравнительно-правовых дисциплинобусловлен закономерностями развития сравнительно-правовой материи и вытекает из самой логики научных сравнительно-правовых исследований.

Вопрос о предметесравнительного правоведения так же, как и вопрос о его объекте, в отечественной и зарубежной научной литературе не имеет одинакового решения.

В одних случаях, отождествляя предмет сравнительного правоведения с его целью, в качестве предмета-цели называется выяснение общих черт развития права.Такой точки зрения придерживался еще Г.Ф. Шершеневич. В своем «Учебнике русского гражданского права», изданном в 1907 г., он писал: «Сравнительное изучение современных законодательств с целью сопоставления их с отечественным правом в видах выяснения и улучшения последнего не следует смешивать со сравнительным правоведением, которое ставит своей целью, путем сравнения права различных народов на разных ступенях культуры, выяснить общие законы развития права»1.

В других случаях под предметом сравнительного правоведения подразумевается процесс выявления и анализа общих принципов, заложенных в различных системах права. Всвязи с этим Р. Паунд подчеркивал, что сравнение существующих в различных правовых системах норм так же, как и юридической практики разных стран, — это всего лишь первый шаг на пути сравнительно-правового познания. Следующим и наиболее важным этапом на этом пути является проведение глубокого анализа сравниваемого нормативно-правового материала и определение(«формулирование») общих принциповправа2.

1 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. СПб., 1907. С. 16.

2 Pound R. Op. cit. P. 70.


Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, принципы 33

Об определении общих принципов права как предмете сравнительного правоведения говорят и другие авторы. Простое толкование закона, как это традиционно практикуется юристами, вряд ли может быть отнесено к сфере научных исследований. По-видимому, правовое исследование приобретает по-настоящему научный характер только тогда, когда оно поднимается выше исследования норм любой национальной системы, как это имеет место в философии права, истории права, социологии права и в сравнительном правоведении.

В настоящее время сравнительное правоведение позволяет опереться именно на общие принципы. Оно может помочь юристу, раскрывая перед ним социальные предпосылки какой-либо конкретной нормы права, а путем сравнения различных эпох — и историку права1.

Наконец, предмет сравнительного правоведения рассматривается в развернутом виде и формулируется как: а) сравнительный анализ различных правовых систем с целью выявления их сходных черт и различий; б) оперирование этими сходными чертами и различиями с целью группирования правовых систем в правовые семьи, выявления общих основ различных правовых систем и пр. и в) решение методологических проблем, возникающих в связи с изучением зарубежного права и его сравнительного изучения в сопоставлении с национальным правом.

Разделяющий данное определение предмета сравнительного правоведения М. Богдан замечает, что при таком подходе становится особенно ясным, что «в принципе сравнительное право фактически не имеет границ и что оно не может рассматриваться как обычная дисциплина. Ведь «весьма трудно себе представить все возможные двусторонние и многосторонние варианты сравнения, которые могут возникать между различными правовыми системами». В силу этого конкретный научный анализ, проводимый в рамках сравнительного правоведения, обычно ограничивается определенной группой вопросов и правовыми системами нескольких стран2.

Развернутого видения предмета сравнительного правоведения придерживаются и некоторые другие авторы.

Подчеркивая, что сравнительное правоведение многоаспектно и многофункционально и что оно «призвано и может давать как собственно научные (теоретико-познавательные), так и прак-тико-прикладные результаты», отечественные компаративисты

1 ЦвайгертК., Кётц X. Указ. соч. С. 11.

2 Bogdan M. Op. cit. P. 18.


34 Тема I

исходят из того, что предмет сравнительного правоведения как научного направления «правовых исследований в целом» включает в себя: методологические проблемы сравнительно-правового исследования (при этом значительное место занимает теория сравнительно-правового метода); сопоставительное изучение основных правовых систем современности, или, другими словами, систематизированное изучение зарубежного права; обобщение и систематизацию результатов конкретных сравнительно-правовых исследований; разработку конкретных методических правил и процедур сравнительно-правовых исследований; исследование историко-сравнительных правовых проблем; и др. К предмету сравнительного правоведения относят также такой «большой и сложный вопрос», как вопрос «о рецепции иностранного права»1.

Кроме обозначенных представлений о предмете сравнительного правоведения существуют и иные мнения. Отечественный компаративист В.А. Туманов в качестве предмета сравнительного правоведения как самостоятельного направления правовых исследований берет «специализированное изучение зарубежного (иностранного) права»2. Другие авторы рассматривают содержание предмета сравнительного правоведения дифференцированно, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в понятие этой научной и учебной дисциплины (сравнительное правоведение как метод, как самостоятельная научная и учебная дисциплина и пр.) и на каком уровне оно было исследовано (микро- или макроуровень)3.

Не вдаваясь в анализ высказанных точек зрения, обратим внимание лишь на следующие два обстоятельства: во-первых, при развернутом определении предмета сравнительного правоведения невольно допускается его полное или частичное отождествление с объектом данной научной и учебной дисциплины; во-вторых, предмет сравнительного правоведения иногда приравнивается к стоящим перед ним целям, задачам, к его назначению.

Разумеется, предмет данной научной и учебной дисциплины не является изолированным ни от ее объекта, ни и от стоящих перед ней целей, ее функций и задач. Как отражение реальной действительности он находится в постоянной взаимосвязи с этими правовыми явлениями. Однако это не

1 СаидовА.Х. Введение в сравнительное правоведение. С. 28-29.

2 Туманов В.А. О развитии сравнительного правоведения // Сравнительное правоведение. М., 1978. С. 44.

3 A Socialist Approach to Comparative Law. Budapest, 1977. P. 42-42.


Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, принципы 35

означает, что предмет сравнительного правоведения может подменяться или отождествляться с его объектом или же с его целевым и функциональным назначением. Между ними существуют определенные различия.

Предмет сравнительного правоведения характеризует эту дисциплину не только с содержательной (функциональной), но и с сущностной стороны. Он позволяет выявить специфику сравнительного правоведения, его основное отличие от других правовых наук. Точное определение предмета сравнительного правоведения — необходимое условие эффективности данной дисциплины, залог упорядоченности и успешности проведения сравнительно-правовых исследований.

В процессе определения предмета и объекта сравнительного правоведения необходимо исходить из того, что нет единой науки и учебной дисциплины под таким названием. В реальной действительности формируется общая теория сравнительного правоведения, именуемая просто сравнительным правоведением, и есть отраслевые сравнительно-правовые дисциплины. У каждой из них имеются свои собственные объект и предмет исследования.

Если объектом общей теории сравнительного правоведения является реально существующая в разных странах правовая действительность, правовые системы разных стран, то в качестве предмета ее исследования выступают общие принципы и закономерности возникновения, становления и развития различных правовых систем.

На основе изучения и обобщения огромного и весьма разнообразного эмпирического материала, касающегося отдельных норм, институтов и отраслей права, в рамках сравнительного правоведения определяются общие традиции, направления, закономерности и перспективы их развития.

Выявляя общие принципы и закономерности возникновения, становления и развития различных правовых систем, определяя в их развитии и функционировании общее,не представляется возможным избежать проблем, касающихся особенногов их развитии и функционировании, а также единичного.И не только потому, что данные философские категории, применяемые в рамках сравнительного правоведения, неразрывно связаны между собой и взаимодополняемы. Но еще и потому, что самой логикой исследования различных правовых систем выявление у них общего (общих черт, принципов, закономерностей развития) с неизбежностью влечет за собой необходимость и


36 Тема I

потребность выявления у них также особенного (присущих каждой из них особенностей) и единичного (неповторимого и присущего только данной правовой системе).

В свете сказанного следует согласиться с утверждением, что проведение сравнительно-правовых исследований предполагает «не простое сопоставление правовых систем,а исследование закономерностей их развития», выявление у них общего, особенного и единичного1.Оно в полной мере отражает специфику сравнительного правоведения как научной и учебной дисциплины и особенности его предмета.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.