Несчастный чужим счастьем воспользоваться не сможет. Он при виде чужого счастья становится еще более несчастным. Несчастный психотерапевт – это не психотерапевт. Он и своим счастьем поделиться не смеет, и счастью больного не сможет порадоваться. Поэтому формулой жизни несчастного психотерапевта становится следующая: «Я все сделаю для твоего счастья при условии, если ты останешься несчастным». В общем, к несчастному психотерапевту на прием идти нельзя. Наконец, до меня со всей полнотой дошел тезис Гиппократа «Врач, да исцелися сам!».
И еще немного об этом.
Самая большая мука, если не пытка, для несчастного человека – видеть чужое счастье. А необходимость поздравить счастливого человека превращается в самоистязание. Тогда несчастный человек не столько хочет стать счастливым, сколько сделать несчастным другого человека. Тогда он злорадствует или мстит счастливому только за то, что тот счастлив. Злорадство – это счастливое мгновенье несчастного человека.
А счастьем обязательно поделиться надо. Еще Ницше писал, что «сорадость, а не соучастие создает друга».
Дорогой мой читатель, если вы стали счастливым, пишите мне. Я буду рад вашему счастью!
117. Если ты не становишься самим собой, ты изменяешь Богу. (По мотивам Лейбница. «Для того чтобы мир сохранил Божественную гармонию, человек не должен изменять себе – иначе реальность в ответ начнет изменять ему».)
118. Человеку, у которого есть цель, никогда не бывает скучно.
Он или идет к цели, или ищет дорогу к цели, или приобретает навыки, которые помогают ему эту цель достичь. Учитель должен помочь ученику приобрести навыки и при этом не сбить его с цели, а помочь эту цель ему найти и поддержать в трудную минуту.
Итак: человеку, у которого есть цель, никогда не бывает скучно.
119. Образование будет только тогда эффективным, когда оно сможет вызывать интеллектуальное наслаждение.
Тогда происходит удовлетворение не потребности в знании, а потребности делать открытия. Их ты получишь только тогда, когда сам будешь делать открытия. Задача педагога – помочь учащемуся делать эти открытия, задавая наводящие вопросы и, тем самым, заставляя думать. Просвещение – это посвящение. К сожалению, просвещение приобрело смысл накопления информации. В общем, нужно почаще задавать вопросы и на них отвечать, чем рассказывать. Вы не представляете, как светятся лица учащихся, когда они сами додумались до того правила, которое им нужно освоить.
Итак: образование будет только тогда эффективным, когда оно сможет вызывать интеллектуальное наслаждение.
120. Претендовать нужно на первое место, тогда как большинство претендуют на второе, а главное, довольствуются этим.
121. Не нужно завоевывать мир. Нужно завоевать себя, и весь мир будет у твоих ног.
122. Формула счастья по О. Хайяму:
Если есть у тебя для житья закуток – В наше подлое время – и хлеба кусок. Если ты никому ни слуга, ни хозяин – Счастлив ты и воистину духом высок.
Обратите внимание – насчет секса ничего не сказано, ибо это следствие, а не причина. При наличии жилья и куска хлеба, да еще и полная независимость всегда приведут к тому, что сексуальный партнер, не пытающийся тебя скрутить и не старающийся служить тебе, обязательно отыщется.
123. Одномерность – это неспособность отдельного человека вырваться за границы общественного мнения или принятой в обществе системы взглядов.
Эта личность, если пытается выйти за принятые в данном обществе рамки мышления, полностью разрушается (диссоциируется). К одномерным личностям можно отнести и такую личность, которая стоит в оппозиции всем взглядам общества лишь только потому, что это – взгляды общества. «Одномерный человек – это человек, над сознанием которого полностью доминирует общество», – писал Герберт Маркузе.
124. О соотношении зависти, злорадства, счастья и не счастья.
Тот, кто завидует, смотрит по сторонам и видит, как другим хорошо.
Тот, кто злорадствует, смотрит по сторонам и видит, как другим плохо.