Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОНИМАНИЕ СИНТАГМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ



Наряду с овладением парадигматически построенными кода­ми языка существует еще и процесс усвоения плавной, синтагма­тически развертывающейся речи; нарушение понимания этой стороны организации речевого высказывания представляет не меньший интерес, чем нарушения декодирования фонологичес­ких, лексических и логико-грамматических кодов языка.

Мы уже говорили о том, что плавное синтагматически постро­енное высказывание, являющееся результатом превращения ис­ходного замысла в развернутое речевое сообщение, обеспечивает­ся передними отделами мозговой коры, при поражении которых предикативная структура высказывания замещается номинатив­но построенным «телеграфным стилем».

Возникает вопрос: ограничиваются эти нарушения лишь по­рождением речевого высказывания или они отражаются также и на понимании развернутого речевого сообщения?

Долгое время исследователи считали, что поражение нижних отделов премоторной зоны (зоны Брока) и лобно-височных от-


делов мозга существенно нарушает лишь процесс порождения речевого высказывания и экспрессивную речь, но не влияет на процесс понимания речи. В течение многих десятилетий господ­ствовало представление о том, что понимание речи у этих боль­ных остается сохранным.

Факты, указывающие на кажущуюся сохранность понимания речи больными этой группы, объяснялись тем, что исследовате­ли искали нарушения понимания, подобные тем, которые на­блюдаются у больных с поражением задних, гностических отде­лов мозга в виде нарушений понимания лексического и логико-грамматического состава речевого высказывания. Действительно, понимание парадигматически построенных речевых структур (даже довольно сложных) у больных этой группы остается без суще­ственных изменений. Однако стоит перейти к анализу понима­ния других синтагматических форм организации речи, чтобы убе­диться, что здесь далеко не все благополучно.

В опытах, проведенных в последнее время, больным предлага­лись грамматические структуры, частью правильные, частью не­правильно построенные. Ошибки в грамматических структурах были двоякого характера: в одном случае это были неправильно парадигматически построенные речевые конструкции, в других — ошибки имели чисто синтагматический характер.

К первой группе ошибок относились такие, как «Солнце осве­щается Землей», «Муха больше слона», «Стол стоит на лампе» и т.д.; ко второй — такие, как «Пароход идет под водой», «Ружье стреляет пули» и т.п. Как показали результаты опытов, больные с поражениями передних отделов речевых зон резко отличались от больных с поражением теменно-затылочных отделов коры.

У «передних» больных ошибки носили чисто синтагматичес­кий характер. Больные не могли различить фразы с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов. Они начи­нали испытывать существенные затруднения при определении имеющейся во фразе ошибки и считали, что фраза «правильная» или «почти правильная». Когда больным предлагалось все же из­менить предложение, они вносили ошибочные поправки, напри­мер, вместо фразы «Пароход плывет под водой» писали «Пароход плывет по водой» или «Пароход плывет на водой» и т.п.

Нарушение понимания речевого высказывания, характерное для больных этой группы, состоит в невозможности восстано-


вить нужный синтагматически организованный порядок элемен­тов речи, уловить ошибки в правильном синтагматическом пост­роении речевого сообщения.

Второй особенностью больных этой группы является тот факт, что они проявляют значительные дефекты и в понимании инто­национно-мелодической (просодической) структуры устной речи, которая остается полностью сохранной у больных с поражением задних гностических отделов коры головного мозга.

Эти наблюдения показывают лишь ту сферу, в которой нужно продолжать изучение нарушений понимания речи у больных с поражением передних отделов мозга. Есть все основания пред­полагать, что дальнейшие поиски в этом направлении дадут су­щественные результаты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.