Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Десять заповедей, или Что говорил Бог Моисею на горе Синай



Десять заповедей мы широко используем в своей психо­логической и психотерапевтической работе. Поэтому при­веду их все практически без купюр, но с комментариями.

«Я, Господь, Бог твой, ...Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»(Исх. 20, 2). Блестящая заповедь! С точ­ки зрения человека науки это значит: опирайся только на факты и выводы, которые выте­кают из этих фактов, конеч­но, если мышление работает правильно.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли»(Исх. 20, 4). Очень прогрессивная и современная заповедь, которая учит нас не преклоняться перед авторитетами, а по­лагаться на себя, опираясь на знания законов природы, и не тратить средств на показуху.

Клинический анализ показывает, что большинство не­счастий у больных неврозами, да и всех тех, кто себя счи­тает несчастными, проистекает потому, что они преклоня­ются перед авторитетами, а не полагаются на законы, по которым мы устроены. А они вместо этого курят, пьют, нарушают режим дня, не занимаются физической и психо­ло­гической подготовкой, живут по принципам, которые раз­рушают их внутреннее устройство, идентифицируя себя с авторитетами и лож­ными ценностями. В современной пси­хотерапии этот грех определяет различными терминами. Родитель — в трансактном анализе, интроект — в гештальт-терапии, малоадаптивная мысль — в системе когнитивной терапии, патологическая привычка — в бихевиоризме.

«Не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третье­го и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милос­ти до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5—6). Мысль весьма глубокая. В XIX веке она нашла научное подтверждение в теории вырождения Морреля, который описал вырождение в 3—4-м поколении. В этих стихах фактически идет пропаганда здорового образа жизни. В других книгах Бытия уже идет конкретная расшифровка и указания, что значит выполнять заповеди. Не­даром Франкл подметил, что верующие реже болеют невро­зами.

Но я не думаю, что всеведущий Бог мог в такой форме дать эту заповедь: «Не делай себе кумира...». Думаю, что Бог знал принцип сперматозоида. Ведь он же знал (сам нас де­лал по своему образу и подобию), что стоит нам только что-нибудь запретить, так нам сразу же и захочется это сделать. Думаю, что Бог растолковал эту заповедь в том смысле, что­бы человек полагался только на самого себя как в плане действий, так и в формировании образа мыслей, а не на ав­торитеты.

И остальные заповеди тоже относятся к здоровому об­разу жизни.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»(Исх. 20, 7). И эту заповедь хочется нарушить, так как в ней — запрет. По‑видимому, Бог рекомендовал заниматься делом, а не тратить время на пустые разговоры. Ведь ему и так все известно.

И действительно, здесь уже прослеживаются идеи о взя­тии ответ­ственности за свою жизнь на себя, идеи психоло­гической зрелости.

«Помни день субботний»(Исх. 20, 8) — тоже хорошая за­поведь. Отдыхать необходимо.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»(Исх. 20, 12).

Эти две последние заповеди составлены в психологичес­ки правиль­ной форме. Здесь понятно, что нужно делать — отдыхать и уважи­тельно относиться к родителям. По пово­ду последней заповеди мы подчеркиваем, что Бог требует почитания, а не послушания. Ведь если дети во всем будут слушаться родителей, то прогресс остановится. Это роди­телям следует избавиться от первородного греха. Тогда они пере­ста­нут думать, что они обязательно умнее своих потом­ков. Это я сейчас больше себе говорю. Ведь я не только отец, но и дед. И отношения с детьми и внуками у меня хорошие, потому что я не заставляю их слушаться меня.

Но они меня почитают, хотя я им и не вбивал в головы эту заповедь.

«Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси лож­ного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх., 20, 9, 12-17).

Итак, все эти положения хороши, но только три состав­лены так, что их можно выполнить (Есть только Бог..., По­мни день субботний и почитай отца твоего...). Все осталь­ные начинаются с запретов. Но суть человека такова, что именно запретное будет наиболее желанным, и именно это он будет хотеть сделать.

Может быть, если бы Бог не запретил есть с древа по­знания Добра и Зла, Адам и Ева и не подошли бы ни разу к этому дереву. Бог, если считать его всеведущим, не мог не знать, что заповеди, составленные в форме запретов, обя­зательно будут нарушаться. Поэтому он, по‑види­мому, не только запретил, но и указал, что делать, однако Моисей то ли не полагался на разум своих соплеменников, то ли в спешке, в основ­ном передал только запретительную часть заповедей. Затем психотерапевтам пришлось воссоздавать и их указующую часть. Поэтому в процессе психотерапев­тической работы мы стараемся придать этим заповедям ут­вердительную, а не отрицательную форму. Я думаю, что именно так, как мы сейчас опишем, и диктовал Моисею Бог свои заповеди.

Тогда «Не делай себе кумира» превращается в «Живи своим умом», естественно, соблюдая законы природы; «Не убивай» — в «Налаживай отношения с близкими» (вот тут-то как раз психология общения и нужна); «Не прелюбодей­ствуй» — в «Наладь сексуальные отношения со своим (-ей) супругом (-ой)» (и в голову не придет прелюбо­действовать). (См. «Легенды и мифы современного секса»); «Не кради» — в «Учись зарабатывать» (некогда и незачем будет красть); автоматически выполнится и заповедь «Не произноси лож­ного свиде­тельства на ближнего твоего» и «Не желай дома ближнего твоего...».

Вот эту позитивную часть заповедей Моисей не передал своим подопечным. А запреты он придумал сам. Не мог же Бог ошибиться!

Далее идут подзаконные акты, носящие в основном за­претительный характер. Вот один из них, весьма мудрый для любителей брать взятки: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих». Многие поняли эту заповедь сле­дующим образом: «Давай подарки — и не увидят твоих гре­хов». Так появилась коррупция.

Многие заповеди, касающиеся диетологии, гигиены поло­вой жизни весьма разумны и укрепляют семью. В частности, длительное воздер­жа­ние после месячных при соблюдении заповеди «Не прелюбо­дей­ствуй» — лучшая профилактика пресыщения собственной женой.

Естественно, выполнить заповеди эти, изложенные в запрети­тельной форме, исполнить невозможно. Наоборот, они провоцируют людей делать именно то, что запрещено. Вот мы их и переделали в положительные. Но ведь и поло­жительные могут выполнять наоборот.

Тогда появилась мысль составить правила так, чтобы в них были одновременно и указания, и запреты. Кроме того, появились и пра­вила-приметы, которые помогают выбрать направление движения. Например, совет собирающимся выйти замуж (жениться): «Не бери полуфабрикат — бери готовую продукцию». Но в этом разделе нет примет, по ко­торым можно узнать, где готовая продукция, а где полуфаб­рикат Тогда я советую прочитать научные приметы. Если молодой человек, объясняясь в любви, говорит: «Такой кра­сивой, как ты, я никогда не видел», — значит, это бабник. Вас бабник устраивает — тогда вперед! Помните, что пере­воспитать человека невозможно! Или: «Я без тебя не могу обойтись», — это объяснение сопляка. Настоящий мужчи­на, хоть ему и будет трудно, без вас обойдется. «Ты мне нуж­на» — это объяснение потребителя. Выясните, в каких ва­ших качествах он нуждается, чтобы не обмануть его ожиданий. И если вы согласны иметь дело с бабником, со­пляком и потребителем — тогда вперед!

В правилах и афоризмах я стараюсь перечислить все ва­рианты. Дело в том, что мудрость организма такова, что если есть все вари­анты, то организм выберет наилучший, как собака в семье всегда правильно выбирает себе хозяи­на. Если есть только плохие варианты, то организм выбе­рет лучший из худших. Хочу проиллюстрировать это при­мером. Я приведу рассказ одного из своих подопечных, человека зрелого и разумного.

«Я с женой и младшим сыном пришел в гости к своему старшему сыну, у которого кроме нас были еще родители и младший брат его жены. Все гости, как могли, терзали (т. е. задаривали, тискали, подбра­сывали, сюсюкали и т. п.) двух моих внуков шести и двух лет. Я же занимался своими де­лами. Через час-полтора внуки крутились возле меня, от­гоняя других родственников. Я их удерживал, используя правило, вытекающее из принципа сперматозоида; «Удер­живай, отпуская». Как это получилось? Я занимался свои­ми делами, каждый раз меняя их, до тех пор, пока не занял­ся делом, которое их заинтере­совало. Так они оказались возле меня. Когда они от меня отдалялись, я менял род за­нятий, и они опять проявляли интерес к ним, а заодно и ко мне».

Когда вы прочтете эту книгу, то убедитесь сами, что все они вытекают из одного принципа — принципа спермато­зоида. И можно вывести из него еще массу правил. Очень умные могут ограничиться прочтением этого предисловия, проанализировать свои ошибки и победы и вывести для себя правила. Они будут совпадать с тем, что я здесь напи­сал. Просто умные могут ограничиться чтением только афо­ризмов. Поэтому я советую им не приобретать этой книги, а ознако­миться с ней в библиотеке и просто выписать пра­вила.

Тугодумам вроде меня я бы порекомендовал приобрес­ти эту книгу, ибо после почти каждого правила я объясняю, откуда я его взял, привожу конкретные примеры его при­менения, почему на него, после хорошего продумывания, можно положиться, не проверяя каждый раз, соответству­ет ли оно истине.

Имею я еще и свои тайные помыслы. Очень хочется прославиться и пристроится к такому ряду, где стоят Сократ, Аристотель, Сенека, Моисей, Данте, Шекспир, Ларошфу­ко, Блез Паскаль, Пушкин, Шопен­гауэр, Ницше, Фрейд, Хорни, Фромм, Франкл и Козьма Прутков. Отсюда кажу­щиеся иногда необоснованные повторы. Так, знаменитое «Нельзя объять необъятное» Козьма Прутков повторял не­сколько раз. «Обнимая полную женщину, помни, что нельзя объять необъятное», и еще несколько раз подобным обра­зом. Повторялись и Фромм, и Ницше, и Шопенгауэр, и Франкл.

Кажется, Низами говорил, что все идеи стары как мир, — лишь в терминах звучит волнующая новизна. В на­уке мне удалось, не придумывая ничего принципиально но­вого (не потому, что я не хочу этого сделать, а потому, что это НЕВОЗМОЖНО) создать свое направление. В науке я претендую на Нобелевскую премию. Как мне кажется, я уже все сделал для того, чтобы ее получить, но не дают. Обидно, конечно! Я допустил промашку. Оказывается, за психологи­ческие новшества еще никому Нобелевских премий не давали. Но, слава Богу, здоровье не страдает! Не по­лучилось и не надо! Сейчас я хочу оставить свой след в афо­ризмах. И если опять ничего не получится, меня утешит мысль Шопенгауэра, который утверждал, что временная слава испаряется со смертью ее носителя. И только истин­ная слава постоянно растет. Жалко только, что ее носитель обычно к этому времени уже находится в лучшем мире. А как хотелось бы все это прочувствовать при своей жизни! Но что делать: закон есть закон. Сам же все время об этом говорю.

Как составлены афоризмы, правила и «заморочки»: в них есть запреты и указания, а также приметы. Так я вынужден был сделать, чтобы нейтрализовать вредное действие прин­ципа сперматозоида. Запрет может толкнуть на его наруше­ние, указание на невыполнение. На какое-то мгновение принцип перестает действовать. В это время подключается разум, и вы принимаете правильное или по крайней мере свое собственное решение и в соответствии с ним действу­ете, помня афоризм Сенеки: «Кто хочет подчинить себе обстоятельства, тот должен подчинить себя разуму».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.