Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АРХИТЕКТОНИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ



БИБЛИОТЕКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ВТ. Крысько

Социальная психология

Курс лекций 3-е издание

Допущено Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности 031000 «Педагогика и психология»

ШОМЕГА-Л

Москва, 2006


УДК 316.6(075.8; ББК88.5я73

К 85

Рецензенты:

кафедра социальной психологии и педагогики Московского государственного университета сервиса;

В.Н.Селезнев, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор психологических наук, профессор;

А.В.Тышковский, доктор психологических наук, профессор.

Крысько, Владимир Гаврилович.

К85Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.) - ISBN 5-98119-390-5.

Агентство CIP РГБ.

Курс лекций в систематизированном и сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности людей, а также включает в себя структурно-логические схемы, упрощающие запоминание изложенного материала. Издание соответствует государственному образовательному стандарту по специальности «Социальная психология».

Для студентов и аспирантов психологических, социологических, педагогических и других факультетов вузов, а также для всех желающих ознакомиться с проблемами взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных социальных общностях.

УДК 316.6(075.8)

ББК88.5я73

Учебное издание

Крысько Владимир Гаврилович

Социальная ПСИХОЛОГИЯ

Курс лекций

Редактор Ю.А. Серова

Корректор А.А. Артамонова

Компьютерная верстка Ю.А. Добровольской

Подписано в печать 10.08.2005. Формат 84х 108 '/32. Печать офсетная.

Гарнитура «Newton». Усл. печ. л. 18,5. Тираж 5000 экз. Заказ № 4079.

ООО «Омега-Л»

123022, г. Москва, Столярный пер., д. 14, 2-й подъезд, оф. 23.

Тел. (095) 258-08-38

www.omega-l.ru

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленных материалов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА».

610033, г. Киров, ул. Московская, 122.

ISBN 5-98119-390-5 © В.Г. Крысько, 2005

© Омега-Л, 2006


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.Архитектоника социальной психологии как науки

Лекция 1. Структура современной социальной

психологии..............................................................7

Лекция 2. Иерархия и соотношение социально-психологических феноменов................................20

Лекция 3. Механизмы функционирования социально-психологических феноменов................................28

Вопросы для повторения...........................................................33

Задания для самостоятельной работы.....................................33

Структурно-логические схемы.................................................34

Тема 2.Психология взаимодействия людей

Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия ...............38

Лекция 5. Содержание и динамика

взаимодействия людей ..........................................40

Лекция 6. Разновидности взаимодействия ...........................51

Вопросы для повторения...........................................................53

Задания для самостоятельной работы.....................................53

Структурно-логические схемы.................................................54

Тема 3.Психология взаимоотношений людей

Лекция 7. Сущность взаимоотношений ................................57

Лекция 8. Виды взаимоотношений .......................................63

Вопросы для повторения...........................................................66

Задания для самостоятельной работы.....................................66

Структурно-логические схемы.................................................67

Тема 4.Психология общения людей

Лекция 9. Понятие и сущность общения ..............................71

Лекция 10. Виды и типы общения .........................................78

Лекция 11. Общение как коммуникация ..............................83


Вопросы для повторения...........................................................88

Задания для самостоятельной работы.....................................88

Структурно-логические схемы.................................................89

Тема 5.Психология межличностного восприятия и взаимопонимания

Лекция 12. Сущность и основные характеристики

межличностного восприятия .............................94

Лекция 13. Психологические особенности

межличностного взаимопонимания ................102

Вопросы для повторения.........................................................105

Задания для самостоятельной работы...................................105

Структурно-логические схемы...............................................106

Тема 6.Социальная психология личности

Лекция 14. Понятие личности и ее социально-психологических особенностей .......................111

Лекция 15. Социально-психологические

типы личности ..................................................117

Лекция 16. Социализация личности....................................135

Вопросы для повторения.........................................................146

Задания для самостоятельной работы...................................146

Структурно-логические схемы...............................................147

Тема 7.Психология малой группы

Лекция 17. Понятие малой группы и ее психологии ..........151

Лекция 18. Характеристика социально-психологических

процессов в малой группе .................................166

Вопросы для повторения.........................................................175

Задания для самостоятельной работы...................................175

Структурно-логические схемы...............................................176

Тема 8.Психология этнических общностей

Лекция 19. Понятие психологии нации ..............................183

Лекция 20. Структура и свойства психологии нации .........185

Лекция 21. Национально-психологические особенности

представителей некоторых наций ....................194

Вопросы для повторения.........................................................206

Задания для самостоятельной работы...................................206

Структурно-логические схемы...............................................207


Тема 9. Психология социальных классов

Лекция 22. Понятие и своеобразие

функционирования психологии классов.........210

Лекция 23. Структура социально-классовых различий ......214

Лекция 24. Содержание психологии класса ........................223

Вопросы для повторения.........................................................227

Задания для самостоятельной работы...................................227

Структурно-логические схемы...............................................228

Тема 10. Психология толпы i

Лекция 25. Определение понятия «толпа» ..........................230

Лекция 26. Виды и основные характеристики толпы .........232

Лекция 27. Особенности поведения толпы .........................237

Вопросы для повторения.........................................................243

Задания для самостоятельной работы...................................243

Структурно-логические схемы...............................................244

Тема 11. Психология политики

Лекция 28. Сущность и содержание политико-психологических феноменов............................246

Лекция 29. Психологическая характеристика

политической власти.........................................252

Лекция 30. Психологические особенности

политической активности.................................260

Вопросы для повторения.........................................................270

Задания для самостоятельной работы...................................270

Структурно-логические схемы......v.......................................271

Тема 12. Психология религии

Лекция 31. Психологическая наука

о сущности религии ..........................................273

Лекция 32. Психологическая характеристика

субъектов и объектов религии ..........................282

Лекция 33. Содержание психологии верующих..................293

Вопросы для повторения.........................................................303

Задания для самостоятельной работы...................................303

Структурно-логические схемы...............................................304


Тема 13. Психология конфликтов

Лекция 34. Общая характеристика конфликта ...................307

Лекция 35. Структура и содержание конфликта.................312

Лекция 36. Завершение конфликта .....................................318

Вопросы для повторения.........................................................322

Задания для самостоятельной работы...................................322

Структурно-логические схемы...............................................323

Тема 14. Психологическое воздействие

Лекция 37. Понятие и виды

психологического воздействия ........................325

Лекция 38.Закономерности

психологического воздействия ........................330

Лекция 39. Методы психологического воздействия ...........335

Вопросы для повторения.........................................................348

Задания для самостоятельной работы...................................348

Структурно-логические схемы...............................................349

Литература.............................................................................351


АРХИТЕКТОНИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Лекция 1. Структура современной социальной психологии

Краткая история развития социальной психологии.Социальная психология^ — это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социальная психология прошла длительный путь развития. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются древнегреческие и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Ток-виль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей.

В середине XIX в. за рубежом появились три социально-психологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард,

Следует различать понятия «общественная психология» как явление (нижний уровень) общественного сознания и «социальная психология» как наука, изучающая явления общественной психологии. На практике же чаще употребляется термин «социально-психологические явления», а не термин «общественно-психологические явления».


С. Сигиле и Г. Лебон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний. После этого началась активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии. На разработку их содержания направляются усилия представителей основных школ психологической науки на Западе: сначала бихевиоризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когни-тивизма^и интеракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.

Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX в. и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов (страх, паника, снижение сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальная дезорганизация и дезинтеграция, социальные конфликты и т.д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.

В 1920—1940-е гг. социальная психология постепенно превращается в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей.

Внутри социальной психологии начинают зарождаться и в 1960—1990-е гг. наиболее продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. К сожалению, в СССР социальная психология в 1930—1950-е гг. по политическим причинам практически не развивалась. Сегодня социальная психология и у нас в стране, и за рубежом востребована во всех сферах жизнедеятельности людей.

Как и любая другая область знаний, социальная психология имеет свою структуру: объект, предмет, задачи, теоретические основы, категории и методы исследования, определенные функции, а также ее составные части — отрасли.

Классификация социально-психологических явлений.Объектом социальной психологии являются конкретные соци-


альные общности (группы) или отдельные их представители (личности), а ее предметом — определенные социально-психологические феномены.

Последние можно классифицировать по многим основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к тем или иным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т.д.

Главной выступает классификация социально-психологических феноменов по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам. i

Во-первых, обычно выделяют социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые социальные группы.

В больших группах — нациях (этносах), социальных классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях) — возникают и функционируют сложные социально-психологические феномены, которые получили названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики».

В малых группах функционируют и проявляются в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

Во-вторых, кроме организованных общностей, существуют и общности неорганизованные (или слабо организованные), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Социально-психологические явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей — стихийным. К таким явлениям обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникационных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и др.

В-третьих, социальная психология изучает также и личность, которая является субъектом взаимодействия и общения с другими людьми.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориента-


ции, традиции), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные), функционирующие в обычных или необычных условиях (например, конфликтных, экстремальных).

Кроме того, по этому же критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования, — все зависит от того, какие цели преследуются при их изучении. Например, социальные чувства — это эмоциональная составляющая поведения и деятельности людей (явление), имеющая свою динамику (процесс) и включающая в себя их различные настроения, состояния и переживания (сложное образование).

По устойчивости социально-психологические явления делятся на: динамичные (например, различные виды общения), относительно изменчивые (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) (Сухов А.Н., 1995).

И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.

Задачи и строение социальной психологии.Социальная психология как отрасль научных знаний решает свои конкретные задачи, включающие в себя:

1) изучение и всестороннее осмысление сущности, содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов;

2) теоретический и практический анализ источников и условий возникновения и развития, исторического и социального фона функционирования социально-психологических феноменов;

3) поддержание всесторонних связей с представителями других наук в интересах разъяснения (координации) своих позиций и усилий в совместном исследовании социально-психологических явлений и процессов;

4) прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.

Социальная психология выполняет определенные функции, к которым обычно относят:

• теоретико-методологическую, связанную с выявлением принципов, методов и путей познания сущности исследуемых


ею явлений и процессов, закономерностей и механизмов их зарождения и проявления; формированием концептуального и инструментального аппарата науки; определением направлений практического применения в общественной жизни результатов изучения социально-психологических феноменов;

• мировоззренческую, с одной стороны, заключающуюся в синтезировании современных научных представлений о природе психологии людей и ее месте в системе духовной жизни общества; с другой — показывающую, как должен осуществляться процесс формирования правильных представлений о психологических составляющих системы: человек — группа — общность — общество;

• регулятивную, показывающую, какое непосредственное воздействие и как социально-психологические явления и процессы оказывают на развитие и функционирование общественных отношений, а также пути, формы и средства эффективного управления ими;

• прогностическую, позволяющую на основе учета специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов правильно оценить и раскрыть динамику и перспективы развития общественного сознания и духовной жизни общества;

• аксиологическую, дающую возможность определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей, общества в целом.

Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых ею феноменов предопределили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей.

Психология религии — это отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

Политическая психология — отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.


Психология управления (организационная психология) — отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Психология социального воздействия — слабо пока развитая отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Социальная психология личности — отрасль социальной психологии, исследующая человека, включенного в различные общественные и межличностные отношения.

Психология масс — отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов, рекламы и др.

Психология конфликтных отношений (конфликтология) — бурно развивающаяся отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологической специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Для того чтобы продуктивно развиваться, социальная психология должна поддерживать закономерные и прочные связи с другими науками, которые выстраиваются на взаимной основе.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к осмыслению сущности самих социально-психологических явлений и процессов, их происхождения и роли в жизни и деятельности общества.

Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психо-


логические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществлялось развитие сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на социальную психику людей в условиях политической жизни и деятельности. η

Экономические науки, раскрывая сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают социальным психологам, как они влияют на общественные отношения и сознание людей.

Культурология, этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.

Педагогические науки представляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования общественной психики людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием объективной действительности, экономических и социальных отношений.

Исследуя закономерности формирования и развития социально-психологических явлений и процессов в своеобразных общественно-исторических условиях, социальная психология оказывает определенную помощь и историческим, и экономическим, и политическим наукам.

Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей функционирования социально-психологических особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.


Методологические и теоретические основы социальной психологии.Социальная психология как наука существует в двух ипостасях. Во-первых, она разрабатывает социально-психологическую теорию, в рамках которой оформляются ее идейные позиции, отношение к изучаемым явлениям и процессам. Во-вторых, она представляет собой сферу социальной практики, в ходе которой осуществляется деятельность ученых и исследователей по распознаванию и измерению социально-психологических феноменов.

Ядро социально-психологической теории составляют методологические и теоретические основы социальной психологии, которые кратко можно представить в виде исходных положений, сводящихся к следующему:

• по своей сущности социально-психологические явления представляют собой идеальный (в смысле — нематериальный) образ окружающей социальной действительности, возникающий как результат отражения в сознании людей ее влияния и выступающий регулятором их отношений с ней;

• непрерывное взаимодействие социальной среды и индивидов, в ней находящихся (под влиянием условий жизни человек проявляет активность, трудится, совершенствуется), с одной стороны, и взаимодействие самих людей и их групп между собой (в интересах преодоления трудностей существования они объединяются, обмениваются мыслями и переживаниями, положительным и отрицательным опытом) — с другой, способствуют формированию и развитию общественных отношений;

• среда, общение и совместная деятельность определяют специфику психологии различных групп (повышают их организованность), однако с ростом численности этих групп роль общения и совместной деятельности уменьшается, а значение среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает (снижается уровень организованности людей);

• характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия людей, конкретными целями, преследуемыми ими в его ходе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе;

• все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т.е. субъективные


связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже эмоциональными переживаниями (симпатиями и антипатиями и т.д.) индивидов, в них участвующих (Андреева Г.М., 1980);

• как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное (массовое) сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений.

Представленный выше методологический подход отечественных ученых к пониманию сущности и особенностей проявления социально-психологических феноменов, разумеется, не является единственным в своем роде. Зарубежная психологическая наука придерживается нескольких таких подходов, реализованных ее самыми известными научными направлениями: психоанализом, бихевиоризмом, гештальтпсихологией и когнитивизмом, интеракционизмом.

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в., основателем которого был 3. Фрейд.

Он поначалу скептически относился к социальной психологии, однако изменил отношение к ней под воздействием работ Г. Лебона. Фрейд пришел к выводу: изучая с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходимо воспринимать личность более реалистично, как целостный организм, многие действия, поступки, поведение которого обусловлены социальными причинами. Зная последние, можно составить социально-психологический (психоаналитический) портрет этой личности. Впоследствии полученные им наработки были применены для анализа социально-психологической атмосферы многих политических эпох, осмысления роли и значения различных факторов в формировании социально-психологических характеристик личности многих выдающихся политических лидеров.

Бихевиоризм — направление в западной психологии, ориентировавшее исследователей на изучение не собственно общественного сознания людей, а различных форм их поведения, понимаемых как совокупность реакций организма человека на стимулы внешней среды.

В 1930-е гг. ему на смену пришла необихевиористская теория («смягченный» бихевиоризм), Связанная в первую очередь


с именами американских психологов — Э. Толменом и К. Хал-лом, которые включили в формулу «S — R» так называемые промежуточные переменные (навык, потенциал возбуждения и торможения — К. Халл; намерение, ожидание, знание — Э. Толмен). Предпринятая затем сначала Б. Скиннером, а потом Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой попытка применить новую концепцию «оперантного обусловливания» для объяснения и формирования социального поведения привела к созданию теории социального бихевиоризма.

Гешталътпсихология и когнитивизм в противовес бихевиоризму старались объяснить социальное поведение с помощью описания процесса познания человека. В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и др. внесли серьезный вклад в социальную психологию.

Интеракционизм — одно из новейших направлений западной социальной психологии, которое сводит социально-психологические явления к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом, которые должны пониматься как системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаимоотношения и личность, по мнению его идеологов (Э. Гофмана, Р. Линтона, Т. Ньюкома, М. Шерифа и др.), являются ничем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособления друг к другу.

Общественное сознание, общественные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов исследования, разработанных социально-психологической практикой. Обычно различают следующие основные методы социальной психологии: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опрос, тестирование, социометрию.

Наблюдение — наиболее распространенный способ, с помощью которого исследуют социально-психологические явления


и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованной обстановке, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в обычных условиях; констатирующим — когда оцениваются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документов представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на контент-анализ, включающий в себя математическую и статистическую обработку результатов.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или из различных источников.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным {анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в


форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование делится на прессовое, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания; почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или адресной книге учреждений коммунальных услуг; раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешев, но и менее эффективен (3—5%). Второй предполагает уже 10—25% возврата анкет. А третий — наиболее предпочтителен, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестирование —- метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия — метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связи между ними.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений людей в группе).

Кроме основных, социальная психология использует также дополнительные методы, к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).

Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающие эффективное использование технических устройств — аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о про-


явлении изучаемых характеристик; в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.

В современной социально-психологической диагностике разработано множество различных модификаций гомеостати-ческих аппаратурных методик, например «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф, групповой волюнтограф», «Сенсорный интегратор» и др. Все они предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия, согласования действий между членами группы, приспособления их друг к другу.

Изучение социально-психологических явлений всегда осуществляется на основе специально разработанных программ исследования конкретных феноменов. Обычно они включают в себя следующие разделы, в которых:

— формулируется главное направление исследования, определяются его объект и предмет, указываются цели и задачи (особое внимание при этом уделяется эмпирическому определению основных понятий, используемых в исследовании, и выдвижению гипотез, разработке плана-графика исследования);

— осуществляется выбор необходимых методов и методик изучения выбранных для анализа явлений; здесь же может иметь место и первичная апробация этих методик на небольшой пробной выборке (что же касается самостоятельно разработанных методик, то они, как правило, нуждаются в специальной предварительной апробации);

— выполняется сбор фактических данных, от которого зависят качество и надежность полученных выводов;

— производится качественная и количественная обработка данных, осуществляется их интерпретация, имеет место формулирование выводов, практических рекомендаций, строится прогноз развития социально-психологических явлений на будущее.

В любом случае на заключительном этапе социальный психолог, руководствуясь своей программой, доказывает или опровергает выдвинутые перед исследованием гипотезы, переходит к научным обобщениям, абстрагируясь от частностей, деталей, единичных фактов и наблюдений.

Часто применяется и дополнительный этап, в ходе которого осуществляется уточнение проблемы, корректировка или смена методов или методик при неудовлетворительных результатах.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.