Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ



План:

1. Принципы и уровни психического отражения.

2. Стадии развития психики в филогенезе.

3. Общие сведения о нервной системе и деятельности нейронов.

Принципы работы психики

Итак, мы знаем, что психика — это отражательная деятельность мозга; она отражает явления внешней и внутренней среды (т.е. создает их образы) и регулирует поведение организма на основе этих образов. Субъективно переживаемое чувство голода, а не объективное истощение запасов организма побуждает нас питаться; знающий трассу водитель снижает скорость заранее перед опасным поворотом.

Чтобы понять, как работает психика и почему она устроена именно так, зададимся вопросом: а является ли она необходимой для жизни? Нет, существуют непсихические способы регуляции. Например, растения тянутся к свету, потому что клетки с освещенной стороны растут быстрее. Корни растения тянутся вниз, потому что его рост регулируется ауксином — жидкостью, которая под воздействием силы тяжести тянется вниз. Эти способы реакции на физико-химические воздействия среды называются тропизмы (от греч. «поворот, направление»). Фототропизм — реакция на свет, хемотропизм — реакция на определенное вещество. Тропизмы могут быть положительными и отрицательными. У живых организмов такие реакции называются таксисы. Растения и животные отражают воздействия окружающей среды, то есть обладают свойством раздражимости.

Раздражимость — это универсальное свойство биосистем реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды изменением структур и функций. Там, где регуляция происходит только на основе раздражимости, психика не требуется. Критерием наличия психики является чувствительностьспособность реагировать на биологически нейтральные свойства среды.

А зачем организму способность реагировать на биологически нейтральные свойства и события среды? Это целесообразно лишь в том случае, если такие свойства и события связаны с биологически значимыми свойствами и событиями. Например, сладкий вкус пищи означает наличие в ней глюкозы, а это основной источник энергии для организма человека и млекопитающих. Изображение морды собаки или значки примерно такого вида: «Осторожно, злая собака!» сами по себе не опасны, но дают знать, что посещение территории чревато повреждением тканей организма. Следовательно, важнейшей задачей психики является выделение биологически нейтральных стимулов для упреждающего реагирования на биологически значимые стимулы. Этот способ взаимодействия с окружающей средой, конечно, более адаптивен, чем реакция непосредственно на значимые раздражители. Но как устанавливается связь между сигналом (т. е. биологически нейтральным явлением) и событием (биологически значимым явлением)?

Наш мир закономерен, насыщен причинно-следственными связями. Следовательно, психика должна (и может) отражать и учитывать закономерные связи действительности. Чем более сложные и отдаленные связи она может улавливать и использовать для регуляции поведения, тем выше уровень ее развития.

Как она это делает? Закономерные связи характеризуются большей частотой, чем совпадения. Психика реагирует на частоту повторения, и если вслед за событием А случилось событие Б, и так произошло несколько раз подряд, делается вывод, что связь существует, и надо ее учитывать. Связь обнаружится тем скорее, чем меньше временной промежуток между А и Б. Если между А и Б вклиниваются другие события, наличие связи уловить сложнее. Поэтому, даже если мы видим логическую связь между событиями, далеко отстоящими друг от друга во времени (например, непосещение занятий в университете — проблемы в конце семестра; курение в 20 лет — плохой цвет лица в 30), нам сложно в нее «поверить», мотивировать себя. Чем более развито сознание человека, тем проще ему руководствоваться отдаленными целями.

Скорость обнаружения связи между А и Б зависит и от того, насколько важно событие Б для организма; другими словами, актуализирована ли у него соответствующая потребность. Мы ловим каждое слово любимого человека, но не обращаем внимания на слова случайного знакомого. Турист любуется красотами незнакомого города, но после 5-часовой прогулки он видит не памятники архитектуры, а только продуктовые магазины и кафе. Механизмы внимания расставляют приоритеты в потоке поступающей информации.

Если событие Б очень значимо для организма, бывает достаточно одного-единственного раза, чтобы связь (есть она в действительности или нет) была установлена. Так возникают фобии и приметы. Например, человек пострадал от действий другого, имеющего характерную внешность или имя. В дальнейшем люди со схожими чертами или с таким же именем будут вызывать у него безотчетную неприязнь. «Пуганая ворона куста боится», говорят в народе, или «Обжегшись на молоке, дует на воду».

Способность психики улавливать события в окружающей среде зависит от врожденных способностей организма (см. п. «Этапы развития психики в филогенезе»). Если организм существует в сложной, богатой событиями среде, он должен быть способен улавливать связи соответствующего уровня. У организмов, способных к обучению, психика начинает функционировать более активно, на более высоком уровне отражения, если усложнилась окружающая среда. Так, интеллект человека является примерно на 50% врожденной способностью, но в остальном зависит от условий обучения, воспитания, частоты его применения и разнообразия выполняемых задач.

Уровни психического отражения

Как воспринимается информация из внешнего мира? Это происходит на трех уровнях, соответствующих трем этапам развития психики в филогенезе.

На первом уровне деятельность животных отвечает отдельным свойствам объектов в силу существенной значимости этих свойств с воздействиями, от которых зависит жизнь животного. А.Н. Леонтьев в своей работе «Очерки развития психики» приводит такой пример: если жабу некоторое время кормить червями, а потом положить перед ней кусочек мха и палочку, она набросится на палочку; если же предварительно кормить ее пауками, то она больше заинтересуется кусочком мха. То есть она будет реагировать на форму, так как обычно ее пища имела подобную форму. В данном примере очевидно, что у жабы есть память, но можно обходиться и без способности фиксировать прижизненный опыт. Это возможно благодаря инстинкту — врожденной гибкой программе специализированного поведения, которая активируется при определенных условиях и даже способна корректировать себя в определенных пределах, в зависимости от наличных условий. Например, пишет Л.Б. Ительсон, старшие птицы вьют гнезда более умело, чем молодые; а брачное поведение животных рассчитано не просто на представителей другого пола, но на наиболее привлекательных особей из доступных. Ведущим психическим процессом является ощущение.

На втором уровне совокупность значимых свойств объекта объединяется в комплекс признаков, то есть образ объекта. Поскольку выделяются именно значимые свойства, образ, формирующийся в результате, подходит для всех объектов данного класса (карандаш вообще; яблоко вообще). Следовательно, навык(условный рефлекс), приобретенный во взамодействии в одним объектом данного класса, можно переносить на все подобные объекты. Это существенно повышает адаптивность организма. Такой уровень деятельности обеспечивают психические процессы восприятия, памяти и представления.

На третьем уровне организм реагирует не на сам предмет, а на значение этого предмета в данных условиях. То есть поведение субъекта обусловлено не биологическим значением объекта, а его практическим значением. Для этого необходима способность устанавливать связи между объектами, видеть, как этот объект соотносится с другими. Например, палка сама по себе обезьяне не интересна. Но если нужно снять пищу, подвешенную высоко, то обезьяна воспользуется палкой. Деньги сами по себе — это куски бумаги или металла. Но мы видим в них возможность удовлетворить многие наши потребности; и т. д. Способность вырабатывать новые для особи формы поведения называется интеллектом. Психический процесс, отвечающий за такое поведение — это мышление.

Итак, каждому из трех уровней психического отражения соответствует свой тип приспособительного поведения: I — инстинкт, II — навык, III — интеллект. Четкой границы между соседними уровнями нет; высшие формы I уровня обладают зачатками II; высшие формы II уровня имеют элементы поведения III уровня (интеллектуальными). Эти три уровня и соответствующие им три стадии развития психики представлены далее в таблице.

Стадии развития психики в филогенезе:

сенсорная, перцептивная, интеллектуальная

Ниже приведенная таблица основана на концепции развития психики А.Н. Леонтьева, уточненной и доработанной К.Э. Фабри. Согласно этой концепции, для каждой стадии характерно определенное сочетание двигательной активности и формы психического отражения. Повышение эффективности движений увеличивает адаптивность организма. Чем большими жизненными ресурсами располагает организм, тем больше его возможности развития нервной системы. Это, в свою очередь, делает возможным развитие новых видов деятельности и новых форм отражения. Так происходит эволюция – от низших форм, управляемых на основе раздражимости и элементарных форм чувствительности, до высших, вооруженных интеллектом.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.