Принцип– это всегда основополагающая идея в любой науке.
В КП принцип – основополагающая идея определяющая сущность конституционного строя.
Выделяют множество классификаций принципов КС, нижеуказанные 6 принципов содержатся почти во всех классификациях. Критерием классификации является сфера общественных отношений в которой складываются принципы конституционного строя.
1. Взаимоотношения государства и общества (все принципы по поводу источника власти или принадлежности власти).
Выделяют 2е модели этих принципов:
1.1 принцип народовластия то есть принцип народного суверенитета
1.2 двухступенчатый суверенитет (для религиозных государств):
1ая ступень: власть принадлежит Богу;
2ая ступень: вручение этой власти нации.
2. сфера взаимоотношений государство и личность (чей интерес первичен?):
1) государства;
2) общества;
3) человека (школа естественного права, принцип равноправия, ценности прав и свобод).
1 и 2 характерно для авторитарных и тоталитарных режимов, государство дарует права и свободы.
3 – школа естественного права, права человека неотчуждаемы.
3. Сфера взаимоотношений государства и народа (нации и народности). Важна для многонационального государства – право нации на самоопределение в пределах государственно-территориальной целостности, то есть нация может создавать свою государственность(система идей взглядов) но без права выхода из государства. Государственно – территориальная целостность это предел нации на самоопределение.
4. Сфера взаимоотношений государства и права (чей интерес первичен?).
2е модели:
1) Закрепляет принципы правового государства, законности;
2) Связана с социалистическими идеями: принцип законности получает окрас в связи с типом государства (социалистическим). В этой модели прямое отрицание концепции правового государства.
5. Организация публичной власти по горизонтали:
1) разделение властей (делятся функции и полномочия органов): 3+
· учредительная (создается орган для принятия новой К, если он есть значит в этом конституционном строе есть учредительная власть);
· избирательная ( то есть избирательные органы);
· надзорно-контрольная (прокуратура, уполномоченный по правам человека) –форма парламентского контроля в сфере прав и свобод;
· финансовая (ЦБ);
· президентская (РФ: ветвей 3, но органов 4 в ст. 11 К РФ закреплено);
· «информационная», СМИ влияет на власть;
2) монополизация власти:
· форма абсолютизации;
· форма самодержавия;
· форма полновластия (органа, власти).
6. Принципы определяющие территориальную организацию публичной власти по вертикали, по уровням власти:
1) унитаризм;
2) регионализм;
3) федерализм;
4) доп. субсидиарность – каждый уровень власти самостоятелен в полномочиях и материальной основе
5) доп. принцип самоуправления и местного самоуправления;
6) доп. Централизм(система централизованного управления (руководства), предусматривающая строгое (безусловное, жесткое) подчинение центру (центральной власти) всех нижестоящих или местных органов управления) и децентрализм (перенесение власти в области).
Сталинский принцип: неважно как прогласуют, важно как подсчитают голоса.
№15 Институт защиты конституционного строя
Государство обеспечивает, гарантирует защиту конституционного строя
Способы и методы защиты:
1) введение ЧП, основание (техногенная авария, природный катаклизм) только если есть угроза КС;
2) право народа на сопротивление то есть допустимость сопротивления попыткам насильственно устранить КС;
3) запрет на создание и деятельность политических партий и общественных объединений экстремисткой направленности, которые призывают к насильственному свержению КС
4) особый порядок изменения конституции
5) институт федерального вмешательства, основания – субъект не производит отчисления в фед. бюджет; вид – прямое президентское правление;
-воздействие федерации на субъекты
-прямое президентское правление
В России федеральное вмешательство было применено 1 раз в отношении Чеченской республики.
Меры вмешательства:
1. Приостановление или отмена акта
2. Приостановление или досрочное прекращение полномочий
3. Материальные или финансовые воздействия
4. Введение войск на территорию субъекта
№16. Конституционно правовые характеристики государства.
Государство- совокупность органов власти действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующееся законодательной автономией территориального сообщества.
Отличие от других институтов общества:
1. принудительный характер власти
2. монополия на применение насилия
из 1 и 2 следует что государство – основа политической системы
Функции государства можно определить как способы разрешения тех или иных общественных проблем или направление деятельности государственных органов и учреждений.
Политические функции.
-обеспечение единства нации
-обеспечение должных условий деятельности политических и иных общественных институтов
-то есть обеспечение внешней безопасности общества