Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды конституционного контроля



Они могут классифицироваться по различным основаниям.

По времени осуществления

  • Предварительный
  • Последующий

При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон – до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом).

Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные, акты.

 

По месту осуществления

  • Внутренний
  • Внешний

Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний – иным органом, например главой государства, к которому на подпись или для промульгации поступил принятый парламентом закон.

Внутренний контроль, как правило, – предварительный, хотя есть примеры и последующего внутреннего контроля (ниже в п. 4 настоящего параграфа мы покажем это на примере Кубы). Нередко такой контроль носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний контроль в большинстве случаев – последующий, однако может быть и предварительным. Например, все законопроекты французского Правительства, вносимые на рассмотрение Парламента, в обязательном порядке предварительно рассматриваются в Государственном совете – высшем органе административной юстиции, одновременно выполняющем функции юридического советника Правительства. «Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из палат», – гласит первое предложение части второй ст. 39 Конституции.

 

С точки зрения правовых последствий

  • Консультативный
  • Постановляющий

Решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой – юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: если оно объявляет акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу либо, реже, возвращается на рассмотрение издавшего органа. Чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль.

 

По обязательности проведения

  • Обязательный
  • Факультативный

В первом случае акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно предварительному. Так, во Франции Конституционный совет обязательно проверяет на соответствие Конституции органических законов и регламентов палат Парламента до их вступления в силу. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта. Наиболее часто конституционный контроль бывает факультативным: проводится по требованию управомоченного органа или должностного лица либо же индивида, у которого возникли сомнения в конституционности акта.

 

По форме

  • Абстрактный
  • Конкретный

Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Предварительный контроль может быть только абстрактным (но не наоборот).

Конкретный же контроль осуществляется только в связи с каким-то, чаще всего судебным, делом, при разрешении которого подлежат применению определенные норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности. Он, стало быть, – всегда последующий. Абстрактный контроль имеет, на наш взгляд, определенные преимущества перед конкретным: позволяет шире взглянуть на проблему соотношения оспариваемого акта с конституцией, обеспечивает единство и непротиворечивость контроля и в конечном счете лучше отвечает идее разделения властей. Правда, конкретный контроль создает лучшие возможности для более или менее оперативной защиты прав человека.

 

По объему

  • Полный
  • Частичный

Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на права человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.

 

По содержанию

  • Формальный
  • Материальный

При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.

 

С точки зрения действия во времени (обратной силы)

  • Первая форма – ex tunc – означает, что решение о признании неконституционности имеет обратную силу и норма или акт, объявленные неконституционными, считаются недействительными с самого начала: с момента их издания или с момента вступления в силу конституционной нормы, которой они стали противоречить. Отсюда следует, что должны быть восстановлены отношения, существовавшие до этого момента, возмещен ущерб, причиненный их изданием, и т.д. Это порождает большие сложности, а порой просто невозможно, особенно когда неконституционные норма или акт действовали длительное время.
  • Чаще применяется вторая форма – ex nunc, – означающая, что решение о неконституционности действительно только на будущее, а все прежние последствия действия неконституционной нормы или неконституционного акта остаются в силе. Конституция Румынии в ч. 2 ст. 145 прямо устанавливает: «Решения Конституционного Суда являются обязательными и имеют силу только на будущее» (предложение первое).

 

 

Объекты КК:

1) Конституционность законов и других актов парламента. Не подлежат КК законы принятые путем референдума.

2) Внутригосударственные договоры

3) Акты органов исполнительной власти и их должностных лиц, акты самоуправления, проверка соблюдения их внутренней иерархии вытекающей из конституционных положений

4) Частноправовые акты, например завещания( на предмет равноправия религий или расовой дискриминации)

5) Судебные решения

6) Соответствие национальных законов международным договорам

7) Международные договоры до их вступления в силу

Однако сложнее обстоит дело в случае, когда имеются расхождения между действующим международным договором и конституцией. Некоторые конституции содержат нормы, направленные на недопущение таких расхождений. Например, ст. 95 Испанской конституции гласит:

«1. Заключение международного договора, который содержит положения, противоречащие Конституции, потребует предварительного конституционного пересмотра.

2. Правительство или любая из Палат может предложить Конституционному Трибуналу объявить, существует такое противоречие или нет».

 

Но как быть, если, например, выявилось расхождение между вновь принятой конституцией и ранее заключенным международным договором или если в результате хотя бы даже частичной конституционной реформы ряд ранее заключенных международных договоров перестал ей соответствовать? В этом случае подлежит применению международный договор до тех пор, пока расхождение не будет устранено либо путем изменения в соответствии с международным правом международного договора, либо путем внесения соответствующего изменения в конституцию.

 

8) Нормы которые включаются в К после ее вступления в силу, но если в К есть нормы не подлежащие пересмотру (надконституционные нормы)

9) Проверка действий должностных лиц на соответствие К

10) Создание и деятельность общественных политических объединений

1-10 при понимании КК в широком смысле.

В узком смысле КК подлежат только акты законодательной власти.

 

Субъекты охраны (институты КК и надзора) можно разделить на 2 группы:

1. Органы общей юрисдикции - для них это не основная сфера деятельности

1.1 Глава государства (гарант конституции)

1.2 Парламент

1.3 Суды

1.4 Правоохранительные органы

2. Специальные органы конституционного контроля и надзора (правосудия):

2.1 Конституционный суд, во Франции Конституционный совет рассматривает соответствие конституции проектов законов.

Отличие контроля от надзора:

Органы надзоравыявляют/устанавливают противоречия между конституцией и другими нормативно-правовыми актами, правоприменительная практика – рекомендательный характер;

факт нарушения устраняет вышестоящий к органу или сам орган.

Органы контроляустанавливают и устраняют факт нарушения конституции – обязательный и окончательный характер.

 

Понятие соответствия акта конституции и не противоречия акта конституции:

Соответствие – упоминание о данном акте было в конституции, то есть акт закреплен конституцией то он должен соответствовать конституции.

Не противоречие – упоминание о данном акте нет в конституции, в таком случае употребляется термин не противоречие.

 

 


 

№11 Способы, порядок принятия и изменения конституции

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.