Закон понимается в двух смыслах: в широком и в узком.
Закон в широком смысле:
Закон - это любая норма писанного или неписанного права, подлежащая судебной защите.
Закон в узком смысле:
Закон – это акт парламента.
Французская школа права.
Франция – континентальная система. Идет конкретизация закона, как акта парламента.
1. Закон в формальном смысле;
Акт парламента.
2. Закон в материальном смысле;
Закон – это акт, принятий парламентом в соответствии с законодательной процедурой, в сфере резервируемой ему статьей 34 конституции Франции.
(это определение содержится в действующей конституции Франции).
В ст. 34 – перечень сфер, в которых парламент принимает законы (перечень закрыт: гражданство, выборы, избир право, налоги)
Таким образом, ограничена законодательная власть парламента.
По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на
(французской школа).
три вида законов:
1. Конституционные законы (конституционные поправка, инкорпорированные …) – В РФ закон о поправке в конституцию.
Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах.
В Чехословакии было принято, что конституционные законы дополняют Конституцию, которая и сама считалась одним из конституционных законов.
Подчас конституционные законы содержат не нормы, а однократные распоряжения (например, об однократном изменении – продлении или сокращении – срока полномочий представительных органов, если в конституции такая возможность прямо не предусмотрена).
В Италии конституционные законы издаются по отдельным указанным в Конституции наиболее важным вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем обычные законы, но меньшую, чем Конституция; это аналог рассматриваемых ниже органических законов.
В Югославии принято издавать конституционные законы одновременно с принятием новой Конституции или группы поправок к ней; в конституционных законах содержатся переходные положения.
Конституционные законы
Обладают высшей юридической силой.
Среди них следует прежде всего выделить Конституции.
1. Провозглашают основные права и свободы человека и гражданина
2. регулируют основы общественного строя, форму государства
3. устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов.
4. В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения. Иногда их называют основными законами, однако в некоторых странах понятие основного закона не совпадает или не вполне совпадает с понятием конституции.
2. Законы обычные, обыкновенные. – в РФ ФЗ (федеральные законы)
Обычные законы
В тех странах, где имеются также конституционные, органические и им подобные законы с повышенной юридической силой, регулируют менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права.
Конституции, конституционные, органические и им подобные законы всегда в полном объеме являются источниками конституционного права, обычные же законы – либо в полном объеме, либо частично в зависимости от места, которое в них занимают конституционно-правовые нормы.
3. Органические законы. В России они именуются Федеральные Конституционные Законы (ФКЗ).
Особенность органических законом:
А) они все названы в конституции (их всех называют назывными.)
Б) они обладают большей юридической силой по сравнению с обычными законами
(не “высшей”, так как это привилегия конституции)
В) они регулируют наиболее важные общественные отношения. Референдум, сферы связанные с демократией, статусом личности.
Г) особый порядок принятия.
- необходимо набрать квалифицированное большинство.
Оно устанавливается конституцией. Россия: Гос. Дума - 2/3, Совет Федерации – 3/4.
- У главы государства нет права вето.
Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких государственных органов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокий суд правосудия (ст. 67), Суд правосудия Республики (ст. 68-2), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший совет магистратуры (ст. 65), порядка выборов палат Парламента (ст. 25) и др.