Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наличие общих правоотношений – одна из характерных особенностей всей совокупности общественных отношений, регулируемых конституционным правом.



 

Природа конституционно-правовых отношений раскрывается в содержании субъективных прав и юридических обязанностей.

 

Субъективное право управомочивает субъект действовать в границах, определенных нормой конституционного права, по своему усмотрению, но в установленном направлении для удовлетворения своих интересов и в необходимых случаях требовать соответствующего поведения от других, включая государственные органы. Интересы органически слиты с субъективными правами. Субъективные юридические обязанности в конституционно-правовых отношениях властно предписывают субъекту права должное поведение. Между субъективными правами и юридическими обязанностями существует неразрывная связь.

 

Что касается государственных органов, организаций, должностных лиц, то в отношении одних и тех же объектов они нередко имеют как права, так и обязанности.

 

Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе. Именно на уровне правового регулирования конституционно-правовые нормы воплощаются в общественную практику, происходит формирование целенаправленности общественных отношений.

 

Конституционно-правовое регулирование завершается актами реализации права. На стадии реализации субъективных прав и юридических обязанностей происходит «перевод» предписаний конституционного права в фактическое, действительное поведение участников общественных отношений.

 

Важным компонентом конституционно-правового регулирования являются акты применения конституционного права. Под ними понимается властная деятельность органов государства, выражающаяся в издании в пределах их компетенции актов индивидуального значения (например, глава государства издает акт о предоставлении лицу гражданства). Применение права конкретизирует властные предписания отдельных норм конституционного права: властность конституционно-правовых норм дополняется властностью их применения органами государства. Эти акты носят императивный характер. Следует, однако, иметь в виду, что реализация конституционного права выражается не только в актах его применения, но и также в его соблюдении, исполнении, использовании, которые могут не иметь властного характера.

 


№4 Нормы, институты и подотрасли КП

 

Система права :

Отрасль

Подотрасль

Правой принцип

Правовой институт

Правовая норма

Система КП – это отрасль национального права совокупность структурных элементов данной отрасли и существующие между ними связи.

 

Основные части системы КП:

1. Первичный элемент системы конституционного права – конст-прав норма. (учредительный характер, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, отсутствие или особенности санкций)

2. Конст-прав институты (кп нормы, направленные на регулирование близких по содержанию отношений, связанные одним правовым состоянием, складывающиеся в определенной области правовой деятельности или устанавливающие процедуры такой деятельности, но в рамках общего предмета КП, составляют институты)

Могут быть простыми и сложными.

3. Подотрасли КП (образуются путем соединения институтов в систему по признаку общей области правового регулирования) например: избирательное, парламентское право.

4. Принципы конституционного права - его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений.

Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.

 

В конституционном праве можно выявить

  • общие принципы, которые декларируются конституциями:

ü народный суверенитет

ü народное представительство

ü разделение властей

ü равноправие

ü неотчуждаемые права

Эти принципы не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм.

  • Принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности:

ü независимость депутатов от избирателей

ü судебная защита конституционных прав

ü неответственность главы государства

 

В странах, где в конституциях провозглашены социалистические идеи в качестве основы общественного развития, наряду с общепризнанными демократическими принципами (равноправие, народное представительство и др.) подчас конституционно провозглашаются такие новые общие принципы, которыми по существу отрицаются предыдущие: руководящая роль марксистско-ленинской партии, распределение по труду и т. п.

 

 

Институты КП

Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одной стороны, объективно, а с другой — по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относится к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата граждан­ства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов президента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья — личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют институты конституционного права.

Институт конституционного права — это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права.

Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни об­щества, правового статуса личности, формы государства, избирательно­го права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например: институт прав человека, форм правления, правового положения депутата, институт ответственности правительства), кото­рые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют, однако, не во всех зарубежных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где в соответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается, политическая система ограничивается, по существу, госу­дарственными органами и особый институт политической системы не складывается. С другой стороны, есть страны, где реально существую­щая социально-экономическая структура общества не нашла достаточного выражения в нормах конституций, не стала особым институтом конституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе с тем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нет в России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии. Особые институты, связанные с провозглашением господства социалистической собственности, идеей советов как единственных полновластных органов, с руководящей ролью коммунистической партии в обществе и государстве, существуют в странах тота­литарного социализма (КНДР, Куба и др.).

Примеры:

ü правовой статус человека и гражданина

ü основы общественного строя

ü форма правления

ü избирательное право (в объективном смысле)

ü народное представительство

ü конституционный контроль (надзор) и др.

 

Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных.

Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.), которые представляют собой еще более частные институты конституционного права.

 

В то же время крупнейшие институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.