1. Конституционном праве как отрасли права, т.е. системе конституционно-правовых норм
2. Конституционно-правовых отношениях то есть отношениях которые возникают в результате реализации конституционно – правовых норм. (конст-правовая действительность). Система знаний о государственной власти и гражданских свободах, регулируемых нормами КП.
то есть это система знаний о государственной (публичной) власти и гражданских свободах, урегулированных нормами конституционного права.
Наука права - изучает, а отрасль права – регулирует.
Предмет КП
Предмет науки – то, на что направлена мысль в процессе изучения определенной сферы действительности, объективные закономерности, отраженные в системе теоретических понятий соответствующей науки.
Предмет науки КП – это понятие КП – предельная и наиболее конкретная категория этой науки, которая раскрывается через системное познание объектов конституционно -правовой действительности.
Объект изучения КП:
Объект науки – это то, что она изучает, познавая свой предмет.
Объект науки КП – соответствующая отрасль национального права, составляющие ее нормы и институты, а также конст-прав отношения.
1. Современное государство и его конституционно-правовые характеристики (государство – носитель государственной (публичной) власти)
2. Гражданское общество. Носитель гражданских свобод.
3. Личность. Тоже носитель гражданских свобод.
Познаются:
· Во взаимосвязи и взаимодействии
· С наиболее важных, принципиальных сторон
· Через их нормативное закрепление
Задача КП – обеспечить баланс между публичной властью и свободой.
Публичная власть <-> Свобода - Должен быть баланс.
Публичная власть – устанавливает правопорядок (правопорядок - воплощенная в жизнь законность)
Свобода – возможность для субъекта права выбрать правило поведения
Важно установить правила поведения не в ущерб свободам (личности и т.д.)
Система науки КП
Система науки КП – это отличающееся единством и целостностью взаимосвязанное упорядоченное знание о предмете и объектах изучения данной науки, структурированное в соответствии с ее познавательными и практическими задачами
Можно выделить в системе науки структурные части различной сложности по их строению:
· Простые компоненты (понятия и категории)
· Сложноорганизованные теоретические построения (принципы, концепции, теории, научные подотрасли и дисциплины)
Конституционно – правовое знание можно построить в нескольких вариантах исходя из познавательных задач и критериев систематизации.
1. Критерий: уровень обобщения материала об изучаемых объектах и характер нормативной ориентации знания
1)Общее КП (выявляет то схожее в конст-правовой теории и практике различных стран, что позволяет подняться над национальными правовыми системами и создать общую теорию КП современного государства)
2)Особенное КП (привязано к национальному КП, которое оно изучает с позиции общей теории и в связи с особенностями конст-прав практики конкретного гос-ва)
А) КП отдельного государства
Б) КП групп государства (Европейский союз, СНГ, латиноамериканские государства)
Соотношение общего и особенного КП характеризуется взаимопроникновением и взаимодополнением структурных частей единой науки КП
2. Предметно-тематический подход(обеспечивает раскрытие основных сторон предмета КП, нормативную связанность изучаемого материала и решение методических задач) включает следующие блоки знания:
· Знания о конст праве как отрасли и науке
· Конст-прав основы устройства общества и государства
· Основы правового положения личности
· Политико-территориальная организация публичной власти
· Система гос органов и их конст-прав статус
3. Критерий – статусные характеристики субъектов конст-прав отношений
· Конст-прав статус личности
· Конст-прав статус институтов об-ва
· Конст-прав статус гос-ва
Человек – высшая ценность, закрепляется через конституционно правовой статус личности.
Государство выступает через статус.
Методы
Методология – это учение о путях, принципах построения и применения теории, отражающее специфику предмета познания.
Методология науки КП: мировоззренческий и методический компоненты.
· Мировоззренческий компонент – связан с идеологическими убеждениями ученого, в частности философской основой, на которую опирается в выборе пути познания конст-прав явлений и процессов, а также соц-полит направленностью взглядов.
· Методический компонент – раскрывает, как осуществляется познание предмета этой науки, какие специальные правила и способы получения конст-прав знания при этом используются.
1. Юридический
2. Социологический
3. Политологический
4. Исторический
Все подходы и конкретизирующие их методы ( Формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, политико-правовой) используются конституционно правовой наукой комплексно, это обеспечивает всесторонность и полноту конституцинно правового знания
Факторы влияющие на развитие науки КП
1. Учения общественно-политической мысли. Выдающиеся личности и ученые о том каким должно быть государство, как оно должно быть устроено, все это оформляется в учения.
2. Споры различных юридических школ. Имеется ввиду направленность школ: позитивистская, нормативистская (Ганский)
3. Политический режим. Идеологический фактор влияет достаточно активно.
Дореволюционные авторы – Градовский, Шершеневич, Кокошкин, Чичерин (О народном представительстве).