Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономическое развитие Нидерландов в XVI в.



Экономическое развитие Нидерландов в XVI в. К началу XVI в. Нидерланды были одной из самых густонаселенных и хозяйственно развитых областей Европы. На небольшой территории страны проживали 2 млн человек, к концу столетия — до 3 млн. В Нидерландах насчитывалось около 300 городов и 6500 деревень.

Крупнейшим городом и портом стал Антверпен, расположенный в устье Шельды, соединенный с гаванью 8 каналами. В первые две трети века он бурно развивался как центр мирового рынка, посреднической торговли и финансового дела. Это был город необычайной хозяйственной динамики и резких контрастов богатства и нищеты. В его гавани собиралось до 2500 судов со всех концов света, в том числе с грузами колониальных товаров из Америки, Индии, Юго-Восточной Азии. Отсюда их потоки расходились по разным странам Европы.

Из 105 тысяч жителей города (1568) 15 тысяч составляли иноземцы — испанцы, португальцы, итальянцы, немцы, англичане, датчане. В городе находились их собственные жилые дома, конторы и склады крупных торговых фирм, отделения банкирских домов,

Глава 10. ИТАЛИЯ В XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.

К началу XVI в. Италия продолжала оставаться страной с ярко выраженным полицентризмом: наметившийся в предшествующее столетие процесс территориального укрупнения ведущих итальянских государств не привел к их политическому объединению, наоборот, разобщенность усугублялась. На Апеннинском полуострове существовали десятки независимых государств, крупнейшими из которых были Миланское герцогство, Венецианская республика, Флорентийская республика, владевшая значительной частью Тосканы, Папская область и Неаполитанское королевство.

Итальянские войны 1494—1559 гг.

Итальянские войны 1494—1559 гг. Политически раздробленные, но экономически развитые, богатые итальянские земли начали привлекать взоры французского дворянства еще до окончания Столетней войны. Короли Карл VII, а позже Карл VIII поддерживали вынашиваемые воинственным рыцарством планы грабительских походов на Апеннинский полуостров — ведь они могли не только обогатить дворянство, но и резко ослабить торговых соперников французского купечества в Восточном Средиземноморье. "Юридическим основанием" этих планов служило так называемое "Анжуйское наследство": Неаполитанское королевство со второй половины XIII в. принадлежало Анжуйской династии и только в 1442 г. перешло к Арагонскому дому, потратившему многие десятилетия на борьбу за овладение им.

Вторжение войск Карла VIII на территорию Италии летом 1494 г. под предлогом возвращения французской короне "Анжуйского наследства" (после смерти в 1494 г. короля Неаполя Ферранте I Арагонского его трон оказался свободным) положило начало длительным войнам, главным театром боевых действий которых был Апеннинский полуостров. Итальянские войны можно разделить на два крупных этапа: 1494—1513 гг., время походов Карла VIII и Людовика XII, и второй этап, охватывающий 1515—1559 гг., когда французские короли Франциск I и Генрих II воевали с императором Карлом V Габсбургом.

Продвижение французских войск осенью и зимой 1494/95 г. на юг к Неаполитанскому королевству, не встретившее активного сопротивления со стороны итальянских государств, повсеместно со-

Глава 12. ФРАНЦИЯ В XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.

Франция вступила в XVI в., завершив свое территориальное объединение. С присоединением к королевскому домену герцогств Бургундия и Бретань и графства Прованс французское государство в основном приобрело географические контуры, существовавшие в течение всего XVI и первой половины XVII в. По территории и численности населения (20 млн человек) Франция не знала себе равных в Западной Европе. Объединение страны создало благоприятные условия для ее дальнейшего экономического развития и политической консолидации.

Аграрный строй.

Аграрный строй.Три региона Франции, очень несхожие между собой, определяли ее аграрный строй. На Севере (Парижский бассейн) в крестьянском хозяйстве издавна сочетались возделывание злаков, огородничество и разведение домашней птицы и животных. Юг (Аквитанский бассейн и средиземноморские провинции) был царством унаследованной от античности поликультуры — возделывание зерновых, виноградных лоз, оливы и фруктовых деревьев. Третью часть составляли горные области, там преобладало скотоводство, а земледелие играло меньшую роль.

Земля находилась в собственности феодалов. На территории своих сеньорий они взимали с крестьян, сидевших на их земле, ценз (денежную ренту) и другие феодальные платежи (баналитеты, шампар). В то же время крестьяне, рассчитавшись с феодалом, могли свободно распоряжаться своей землей и даже ее продать, уплатив сеньору продажную пошлину. При таких условиях землевладение крестьян — цензива — приобрело к XVI в. черты фактической собственности. При продаже цензивы ее новый владелец должен был уплачивать впредь все положенные с этой земли феодальные платежи. На Севере Франции все формы феодальной ренты были невыкупаемы; на Юге обычаи некоторых провинций допускали такой выкуп. Размеры феодальных платежей в зависимости от состояния феодальных отношений в целом варьировались от одной местности к другой. В северных областях с богатыми городами, развитыми товарно-денежными отношениями и господством денежной ренты тяжелым побором была церковная десятина с зерна, скота и вина. Другие феодальные платежи в зерне были невелики,

денежный ценз был ничтожен, баналитеты редки. В областях с замедленными темпами разложения феодального строя (Центр, Восток, Северо-Запад) феодальные платежи были выше и многочисленнее.

В начале XVI в. сложилась гораздо более однородная, чем в предшествующие века, масса крестьянства. Главной фигурой французской деревни стал цензитарий — лично свободный наследственный держатель своей цензивы. Лично зависимые крестьяне (сервы и менмортабли) остались в незначительном числе лишь в некоторых восточных и центральных провинциях. Для французской деревни

XVI — первой половины XVII в. характерно сохранение крестьянской общины. Верность традиции объяснялась главной хозяйственной функцией, которую играла община в условиях местных ландшафтов и климатических различий. Общины Северной Франции обладали наиболее развитой системой коллективной организации сельскохозяйственного производства: открытые поля, чересполосица, принудительные севооборот и выпас, строгая регламентация использования общинных угодий, общие для всех хозяев сроки сева, сенокоса, жатвы, сбора винограда. Община Южной Франции была другого типа: регион поликультуры требовал иного хозяйствования. Там не было чересполосицы и принудительного севооборота, но существовала регламентация использования общинных угодий, сроков жатвы и сбора винограда. В общинах горной части Франции регламентация выражалась прежде всего в установлении порядка использования горных пастбищ.

В XVI — первой половине XVII в. крестьянская община значительно расширила свои административные функции и укрепила самостоятельность в сношениях с окружающим миром. До конца

XVII в. она фактически осуществляла местное самоуправление: защищала через прокурора в королевском суде свои права пользования лесами и пустошами, рассматривала и утверждала расходы и раскладку государственных налогов, следила за соблюдением общественного порядка.

Арендные отношения.

Арендные отношения. В начале XVI в. на землях вблизи городов стала распространяться краткосрочная аренда. Она приобрела две основные формы, определявшиеся характером арендной платы: с фиксированными платежами — чисто денежными или в соединении с натуральными (денежная, или фермерская аренда) и с натуральными платежами, которые составляли ту или иную долю реального урожая (испольщина, испольная аренда). Фермерская аренда развивалась в местностях с повышенным плодородием почв и вблизи больших городов. Испольщина господствовала в районах с разными природными условиями близ средних и малых городов, как правило, она была распространена в южных областях Франции.

НОРВЕГИЯ

Норвегия отставала от сильных соседей. К началу XVI в. это была бедная страна, с малочисленным и редким населением, со слабым дворянством и несложившимся национальным бюргерством. После разрыва Кальмарской унии Норвегия осталась под властью датских королей, хотя формально считалась королевством, имела свое правительство в виде Государственного совета — риксрода из местных дворян и высшего духовенства.

Незначительность пахотных площадей, горный рельеф не бла-

гоприятствовали развитию зернового хозяйства. Хлеба всегда не хватало, его ввозили, в частности, из Дании. Главным занятием населения, жившего преимущественно хуторами, были отгонно-пастбищное скотоводство и промыслы: рыбная ловля, охота на морского зверя. Сохранялась значительная прослойка свободного крестьянства, владельцев наследственной земли — одаля. Одальбонды были связаны обычаями большой семьи (в частности, сохранялось преимущественное право родичей на покупку одаля) и общинными правами на угодья; они несли государственное тягло. Верхушка одальбондов пополняла низшее дворянство, духовенство и чиновничество, а в торговле и промышленности соперничала с горожанами. Поземельно зависимые крестьяне также были лично свободными. Большинство их составляли срочные держатели дворянской, церковной, коронной земли, которые платили преимущественно продуктовую ренту. В отличие от них хусмены, получив в держание хижину с клочком земли, несли барщину. Хусмены и наемные работники использовались также богатыми хуторянами. Немногочисленное и небогатое дворянство, включавшее немало датчан и немцев, сохранило свои односословные собрания.

Достоянием Норвегии были лес и рыба, вывоз которых издавна монополизировала Ганза. В немногочисленных городах немцы составляли основную массу купечества, ремесленников, судовладельцев и домохозяев, они держали в руках магистраты. Складской город Ганзы — крупный порт Берген целиком находился в их руках. К XVII в. ганзейцы были вытеснены из коммерческой жизни Норвегии датчанами и голландцами.

Реформация.

Реформация. Закрепление господства датских королей. Государственные повинности в пользу датского короля и произвол его чиновников вызывали непрерывные крестьянские волнения, в которые вовлекались другие сословия страны. Восстания 1502 и 1508 гг. приняли национально-освободительный характер, в их подавлении участвовали датские феодалы. В 30-е годы XVI в., во время "графской распри", норвежская знать во главе с архиепископом Олофом приняла сторону Кристиана П. И одной из первых акций пришедшего к власти Кристиана III было лишение Норвегии остатков политической независимости, причем большая роль здесь отводилась королевской Реформации по датскому образцу.

Норвежцы упорно сопротивлялись реформе церкви, справедливо связывая ее с усилением власти датских королей. Лютеранство закрепилось в стране лишь с конца XVI в., когда оно получило опору в лице окрепшего местного бюргерства. Церковно-монастырские земли вместе с множеством крестьянских дворов достались датским монархам; часть этих земель получили датские дворяне. В богослужении в качестве государственного и литературного языка

утвердился датский. Во главе реформированной церкви встал датчанин, из датчан и немцев составлялось местное лютеранское духовенство. Книги ввозились из Дании; своего книгопечатания в Норвегии не было до XVII в. Но основная масса населения — крестьяне и низы привилегированных сословий — хранили национальный язык и богатую народную культуру.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.