Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хабаровский край, пос. Ванино 12 страница



Проявленные чувства образуют внешнюю картину человеческих контактов – невидимую паутину, обеспечивающую «перетекание» энергий между индивидами. Они окрашивают любое действие радостью или болью, надеждой или отчаянием. Без этих чувств не совершается ни один поступок, не проходит ни одна мысль, ни одно душевное движение, но в результате у нас либо прибавляется дополнительная энергия, либо мы теряем ее.

ОСОЗНАНИЕ

Чем тоньше, душевнее, становится наше восприятие окружающих, тем глубже мы начинаем проникать в их миры сознания. Так у нас развивается способность ощущать состояние другого. Между нами возникает качественно новый способ взаимодействия. Теперь нам приходится соблюдать баланс чувств, отслеживать более тонкие состояния собственного сознания и сознания тех, кто нас окружает. Без непривычки это трудно. Помню, как первый раз плавал с водолазной маской. Пока был на поверхности воды – мир был ясным и плоским. Но стоило, нырнув, изменить угол зрения, как мир стал многомерным, грозно-таинственным, прекрасным и бесконечным. И если раньше я мог беспечно плыть на поверхности не напрягая внимания, то теперь я ощутил, как все мои органы чувств пришли в состояние максимальной концентрации, ловя незнакомые тени, блики, шумы. Таков иной способ видения мира. Это не сказка, а ближайшая задача развития.

Пока мы можем общаться только одним способом – создавая образы и передавая их друг другу словами. И если у тебя и у него «муть» в голове и каждый за словами видит разные образы, то о чем выходящем за рамки обыденности мы можем договориться в общине?

Открыть сознание как канал общения для души, очистить его, чтобы не было никаких помех. Душа просто не может пробиться к управлению сквозь то, что мы называем «жизненным опытом». Сознание – первое материальное тело души – оно и защищает, оно же и передает команды. И эта среда засорена болью воспоминаний, детскими обидами – в результате не выполненный договор с самим собой.Можно сказать, что сознание большинства людей в процессе жизни становится плотным и непроницаемым, как панцирь. Где уж тут пробиться интуиции, внутреннему видению! Прежде чем начать ощущать тонкую ткань сознания, нужно, как говорили даосы, очистить природу сердца, просто убрать «мусор» из сознания, и тогда появится способность иного видения. Видение не связано с органами зрения. Это качество принадлежит душе. А душа, как гласит любая религия, принадлежит иному миру, и ей нет дела до потребностей тела, она не копит обиды, не беспокоится о делах суетного мира. Душа открывает прямой канал безусловной любви, через который мы можем передать детям свои знания о мире и обществе.

Главный вектор развития человека как сознательного субъекта эволюции – принятие окружающего мира не в качестве среды обитания, а как продолжение самого себя. Можно назвать это и любовью. И люди, работающие бок о бок с тобой, и дома, и деревья, и солнце – это все ты. Некоторые называют это ощущение присутствием Бога. Другие – прозрением сердца. Третьи – виденьем. Похоже, что все это грани одного явления.

Можно заставить соблюдать ритуал, работать с утра до вечера, но заставить творить – невозможно! Включенность человека сразу ощущается всеми, уже держащими общее поле сознания. Создавать общину – означает находиться в состоянии Сотворчества. Словами это состояние можно описать, но никто не сможет по описанию создать его в себе. В это состояние можно только войти, чтобы в нем пребывать. Человек может генерировать в себе состояние любви и творчества. Но этому его надо научить.

 

А.Е.Акимов,

доктор физико-математических наук,

академик РАЕН

 

ДЕТИ СВЕТА, УЧИТЕЛЯ СВЕТА

Как отметили в своих выступлениях Л.В.Шапошникова и Е.Н.Чернозёмова, одаренные дети, как и дети нового сознания, рождались всегда. Однако в ХХ веке возникла иная ситуация, и началось заметное увеличение количества одаренных детей. А во второй половине ХХ века участилось появление детей с осмысленным от рождения выражением глаз, чего обычно у новорожденных не бывает. Экстрасенсы отмечали, что у таких детей в ауре доминируют фиолетовые цвета, что и послужило основанием в западной литературе назвать их «дети индиго». Однако, понимая суть мироздания как Мира Огненного, таких детей следует называть дети Света. Справедливости ради надо сказать, что дети Света появлялись и в начале ХХ века. Вот что говорится об этом в Живой Этике: «Напрасно удивляются многим появлениям детей, помнящих свое прошлое. Именно теперь много нарождается таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят и о пребывании между земными жизнями» [7, 542]; «Нельзя отвергать, когда дети утверждают о своей прошлой жизни» [1, 97]; «Так происходит сближение двух миров, и это обстоятельство предшествует великим событиям» [7, 542]; «Вы слышали о некоторых детях, которые могут видеть через твердые тела» [5, 13].

Дети Света рано взрослеют, если только понятие «взрослеют» к ним применимо. Более того, в отличие от одаренных детей, которые могут оперировать сложными категориями (однако только теми, каким их научили), дети Света пользуются категориями и высказывают суждения, которые, казалось бы, им неоткуда было узнать. И этот факт является принципиально важным, доказывающим, что дети Света – это не просто одаренные дети, но это новое явление в человеческой среде. Не случайно Е.И.Рерих писала: «Наука может получить ценные данные от детей» [6, 174]. Возможно, это предвестники новой расы, расы эпохи Водолея.

Однако, как это бывает довольно часто, общество и на Западе, и на Востоке оказалось не готово к появлению детей Света. Им изначально присущ более высокий по сравнению с обычными детьми уровень интеллекта, однако в детских садах и школах они должны находиться в группах детей своего возраста. Чужда им и среда взрослых, у большинства которых духовность и нравственность просто отсутствуют. Эти противоречия часто являются причиной депрессий у детей Света, а иногда и склонности к суициду.

Очевидно, что такое положение ненормально ни в педагогическом, ни в общественно-социальном смыслах. Одна из первых линий контакта, несомненно, лежит в русле педагогики. Но существующая педагогика ориентирована на работу с обычными, в лучшем случае с одаренными детьми. Она в стандартном понимании не имеет сколь-нибудь существенного опыта работы с детьми Света, с которыми должны работать педагоги Света. Но есть ли они? Вне всякого сомнения, таким педагогом Света является Шалва Александрович Амонашвили. Елена Николаевна Чернозёмова – тоже педагог Света. А тысячи учителей, работающих в рамках концепций Гуманной педагогики, – разве это не педагоги Света? Все они, и в первую очередь представители педагогической науки, ответственны за разработку методик, способов и средств работы с детьми Света.

Для всех учителей появление детей Света должно явиться убедительным доказательством справедливости слов Живой Этики: «Учитель должен приготовить дух для самых пламенных восприятий. Только при постоянном утверждении путей грядущих можно заготовить воинов духа» [5, 326]. В лице детей Света мы видим именно воинов духа.

Даже если бы методики работы с детьми Света уже существовали, оставалась бы вторая серьезная проблема – организация среды, которая была бы адекватна психологии поведения детей Света, их внутреннему миру и восприятию ими мира внешнего. В первом приближении, как мы уже отмечали, это две проблемы – детской среды и среды взрослых. Обе имеют некоторый позитивный базис.

Понимая, что основополагающими факторами жизнеспособности детей Света являются Духовность, Нравственность, Любовь, дети из школ Гуманной педагогики были бы наилучшей детской средой для детей Света, т.к. именно эти категории являются базовыми для учащихся таких школ.

Сделанное выше утверждение о том, что взрослая среда чужда детям Света, не должно восприниматься чересчур категорично. Простые люди, объединившиеся на основе Живой Этики, – люди Света – открыты для детей Света. Остается лишь сожалеть, что дети Света часто рождаются не только у людей Света, но и у живущих вне миропонимания на основе Живой Этики людей, которые часто не в состоянии понять, что у них необычные дети, которые требуют к себе особого отношения.

Появление детей Света заставляет еще раз обратиться к Учению Света. Е.И.Рерих писала: «…великое Учение Света имеет целью правильный рост духа человеческого» [10, с. 591]. К этому необходимо добавить важную мысль Е.И.Рерих: «Ведь духовность прежде всего есть сознание. Сознание лежит в основании Вселенной» [9, с. 88]. «…Будущие расы будут улучшаться и утончаться в формах по мере роста духовности. <…> Для этого сокровенного знания и действа и придет на помощь человечеству Великое Братство» [9, с. 90]. Появление детей Света и есть помощь Великого Братства человечеству. Это особенно важно в наше время. Как предупреждала Е.И.Рерих, «теперь человечество подошло к поворотному пункту, когда духовность должна восторжествовать, в противном случае планете грозит гибель» [9, с. 89]. Сам факт существования детей Света, по словам Е.И.Рерих, свидетельствует, что «загорается заря Новой Эпохи признания Духа» [10, с. 611]. Дети Света, вероятно, и являются первыми лучами этой зари Новой Эпохи.

Появление детей Света говорит о том, что «носителями духа» должны стать молодые люди: «…в будущих школах России, – сказано в Живой Этике, – пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь» [4, 15.02.1922]. Дети Света помогают познавать этот путь.

В «Мире Огненном» подчеркивается, что «духовное прозрение дается только тогда, когда открыто сердце» [7, 148]. Многие даже не осознают, что дети Света приходят к нам с открытыми сердцами – сердцами, открытыми для космической любви. К сожалению, бесцеремонность людей, с которыми приходится иметь дело детям Света, при их открытости делает детей Света беззащитными. Это также говорит о том, насколько важно корректно и осмотрительно относиться к детям Света, стараться защитить их от того, что может нарушить внутреннюю гармонию таких детей.

Необычные качества детей Света, будучи изучены и поняты, могли бы многое дать всем людям, а возможно, и стать важным цивилизационным фактором. Однако наука, мягко выражаясь, старается не замечать этой проблемы. Как отмечается в «Надземном», «к сожалению, тонкие организмы не исследуются, и тем утеривается возможность для научных наблюдений» [8, 68]. В лучшем случае, ссылаются на отсутствие необходимого оборудования. Но это не так.

Есть много опубликованных материалов об исследовании необычных явлений сознания с помощью оборудования картирования мозга при использовании электроэнцефалограмм. Совершенно уникальными являются методика и мобильная аппаратура для оценки динамического состояния мозга по пространственной регистрации центров дипольной активности, которые уже несколько лет используются к.м.н. О.И.Коёкиной, в том числе и в работе с детьми. Таким образом, начинает сбываться предвидение: «…скоро будут снимать ауры, будут измерять мысли, будут аппараты, определяющие эманации» [3, 515].

Фундаментальную значимость имеют слова Е.И.Рерих: «Истинные достижения утверждаются устремлением к познанию воли Высшего Разума. Трудно принять космическое направление без понимания воли Высшего Разума» [2, 458]. Поскольку мы считаем, что все, что происходит, является следствием воли Высшего Разума, значит, и появление детей Света не могло произойти без проявления этой воли. С этих позиций появление таких детей нужно рассматривать как важный этап в эволюции человечества.

Складывается новая ситуация, когда образование и воспитание не могут оставаться такими, какими они были до сих пор. Знания, которыми обладают дети Света, значительно опережают содержание современных школьных учебников, в которых даже современный уровень науки и техники представлен очень слабо. Большая часть материала – это далекое прошлое. «…Все истины должны быть пересмотрены перед ликом науки, – так говорят ученые, и они правы», – писала в «Надземном» Е.И.Рерих [8, 272]. Образование необходимо устремить в будущее. Выпускники школ должны быть готовы к встрече с ним, они должны знать, что их там ждет, как им там жить и в чем их миссия.

Есть еще одна проблема, связанная с детьми Света. Возможно, моя точка зрения на нее многим покажется радикальной и потому неприемлемой, но проблема действительно существует. Раз дети Света рождаются с уже готовым базисом истинных знаний (возможность этого можно показать на простых физических моделях) и в будущем таких детей станет подавляющее большинство, а затем будут рождаться только такие дети, то возникает вопрос: «А есть ли будущее у педагогики?» У этой точки зрения есть веские возражения. Но не спешите делать выводы, мы заглядываем в слишком неизведанное и слишком далекое будущее.

Важно осознать не просто необходимость обретения духовности, но и глубокое понимание того, что именно она должна стать доминантой внутреннего мира уже в детстве, сделаться главным ориентиром в отношении к жизни. Ведь в будущем невозможно представить никакой иной цивилизации, кроме духовной, но создавать ее нужно в настоящем. Сегодня, когда в большинстве школ, где о духовности не только не вспоминают, но отсутствует само понимание духовности, по всей России создаются школы Гуманной педагогики, работают тысячи учителей, весь образ жизни которых, их духовный мир есть Мир Живой Этики.

 

В книге Учения «Мир Огненный» говорится о необходимости устремить сознание в будущее. Дети Света – это посланцы из будущего в нашу несовершенную действительность. И рассуждая о том, удастся или нет выжить нашей цивилизации, стоит вспомнить слова итальянского педагога М.Монтессори: «Если что-то и спасет нас, то только дети». Дети Света своим появлением словно напоминают о том, что наша судьба в руках детей, которые должны стать главной заботой человечества. Как гражданин, я готов поверить только тому президенту, той партии и тому правительству, в работе которых приоритетной будет забота о детях, забота об учителях, забота о школах.

Через детей Света мы получаем возможность подняться на следующую ступень восхождения. Надо только бережно и с благодарностью Великим Учителям принять эту помощь и правильно ею воспользоваться.

Литература

1. Учение Живой Этики. Аум.

2. Учение Живой Этики. Беспредельность.

3. Учение Живой Этики. Братство.

4. Учение Живой Этики. Зов.

5. Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч. I.

6. Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч. II.

7. Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч. III.

8. Учение Живой Этики. Надземное.

9. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.

10. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.

 

Ш.А.Амонашвили,

доктор психологических наук,

профессор, академик РАО,

руководитель Международного центра

Гуманной педагогики при МЦР

 

Гуманная Педагогика и Дети Нового Сознания

С детьми, которых условно назову необычными, я встречался не раз, в разные периоды и в разных условиях.

Однажды, когда я был директором Института педагогики в Тбилиси, ко мне привели только что поступившего в первый класс мальчика шести лет, чтобы оценить уровень его подготовки. Мальчик оказался развитым и знающим, и мы направили его сразу во второй класс. Через год родители снова привели его, и мы были вынуждены перевести ребенка уже в четвертый класс. Затем он «шагнул» через пятый класс сразу в шестой, а из шестого – в восьмой. И когда его еще раз привели для проверки к нам на комиссию, мы дали ему заключение об окончании средней школы. Он окончил ее за пять лет! Когда он был в четвертом классе, я спросил:

– Как ты добиваешься такого успеха?

Он ответил:

– Когда я хочу что-то узнать, я стараюсь узнать это целиком, а не по частям. Я не могу учить что-то по параграфам, потому читаю весь учебник и разбираюсь в главном.

Вот такой необычный случай. Потом он вместе с родителями уехал в Израиль, и, к сожалению, о его дальнейшей судьбе мне ничего не известно.

Второй пример. Два года назад в Благовещенске я познакомился с мальчиком по имени Тихон. Тогда ему было шесть лет. Он рассказывал мне о Египте, проявляя разносторонние знания, говорил о пирамидах, фараонах, мечтал поехать в эту страну и уговаривал бабушку ехать вместе с ним. Он как будто знал Египет. Сейчас ему восемь лет. Он участник нашей конференции. На вопрос:

– Ну, как Египет?

Он ответил:

– Египет подождет. Сейчас я увлечен палеонтологией.

И в этой области он тоже проявляет обширные познания. Откуда они у него?

Еще пример. В прошлом году в Нефтекамске ко мне привели 13-летнего мальчика. Он начал писать с пяти лет, а в 11 лет выпустил свою первую книгу. Он автор стихов, поэм, рассказов. В них он ищет планету, где царят мир и радость, а войн нет.

Полагаю, каждый из вас тоже знает таких детей. Их становится все больше.

 

Но я хотел бы рассказать о других детях (назову их пока необычными), обладающих некими любопытными качествами. Возраст детей от трех до 19 лет, уровень развития у всех высокий. Вот какими качествами они характеризуются:

– глубокое знание родного языка без его изучения;

– владение всеми языками без их изучения;

– чтение с закрытыми глазами; восприятие без участия слуха, на уровне мысли;

– удивительная скорость восприятия и мышления;

– знание Божественной Истины.

Кто эти дети и можно ли сказать, что это дети Света, дети нового сознания, дети индиго? Или они просто дети с иным сознанием?

Приведу несколько запротоколированных бесед с ними.

1. Ребенка 5,5 лет спрашивают:

– Почему ты плачешь?

Он отвечает:

– Потому что вы видны мне насквозь.

Ребенок видит грехи и мысли людей. Беседа продолжается:

– Почему сейчас так много разводов?

– По количеству разврата – количество разводов.

– Находится ли Всевышний с нами сейчас?

– Полна вся Земля славы Его.

2. Еще один ребенок говорит: «Мы – награда той семье, в которой рождаемся».

3. Следующий диалог:

– Ты знаешь Ветхий Завет?

– Да.

– Весь текст знаешь или что-то забыл?

– Я ничего не забыл.

– А кто тебя научил Ветхому Завету?

– Ангелы научили до рождения.

Вот такого рода беседы. Напомню, что они взяты из протоколов.

А теперь открою секрет, о какой категории детей идет речь. По отношению к ним применяются очень недостойные определительные: кретины, дебилы, умственно отсталые. Полноправными членами нашего общества они не станут никогда, их диагнозы: церебральный паралич, глубокий аутизм – эти болезни неизлечимы. Я видел этих детей: выпуклые глаза, открытый рот, речевой аппарат нарушен, отсутствует элементарное умение обслуживать себя – плакать хочется от жалости. Но достаточно постоять рядом с ними несколько минут, чтобы почувствовать исходящие от них любовь и доброту.

Надо сказать, что способ общения с такими детьми был открыт в середине 80-х годов XX века и используется во многих странах, к сожалению, у нас этого пока нет… А ведь эти дети несут совершенно иную информацию. Они могут рассказать, что нас ожидает в ближайшем будущем, но сообщают только то, что, как сами уверяют, им дозволено сказать. Они знают, что происходит в другой части планеты; могут общаться между собой где бы ни находились. Ведутся научные исследования, и эти факты запротоколированы.

 

Размышляя о таких детях и вообще о феномене детства, я задал себе такие вопросы:

– Кто есть дети в нашей жизни?

– Кем мы были и кем сейчас являемся?

– Кто есть дети, которые приходят сейчас?

Мне представляется, что каждый ребенок приходит для того, чтобы протянуть нам руку помощи. Смешно на первый взгляд: какую руку помощи они могут нам протянуть? Но это именно так. Нам надо просто прислушиваться к ним. Как педагог я не раз чувствовал эту детскую руку помощи. Вот на уроке заплакала Лерочка:

– Не люблю математику! Все красное! Все красное…

А я услышал в ее словах:

– Учитель, зачем тебе красные чернила? Они же раздражают меня! Найди другой способ, чтобы радость познания не погасла во мне…

Так разве это не было рукой помощи маленькой девочки мне, учителю?

Так же и в семье. Дети, как дар, приходят, чтобы выправить нашу жизнь, помочь справиться со своими заблуждениями, преодолеть что-то в себе. Видимо, пора нам самим научиться языку детства, возродить в себе тот язык, на котором когда-то сами предлагали руку помощи взрослым.

 

Вернемся к детям, о которых шла речь выше. Можно ли их причислить к детям индиго? Но должен сказать, что меня этот термин смущает. Научная недоказанность факта существования детей индиго дает широкое поле измышлениям и заблуждениям. Я читал книги о детях индиго. Иная мама может запросто заявить: «Мой ребенок индиго». И начнет рассказывать о нем, не обосновывая своего мнения. Даже психологи говорят о детях индиго, не владея способом определения их. Я не опровергаю того факта, что действительно приходят дети с иными способностями, с иным уровнем мышления, необычные дети, дети Света. Они, эти дети, превосходят наш опыт и наши ожидания. Л.В.Шапошникова правильно сказала: «Мы были бы слепцами, если бы не видели, что приходит иное поколение». Это поколение смущает нас, возмущает, загоняет в тупик. Оно ставит перед нами задачу, которую мы должны обязательно решить. В противном случае погубим и это поколение, и самих себя. У Н.К.Рериха есть прекрасная философская картина «Дела человеческие» (1914). На ней изображены люди, стоящие у края пропасти. Так и мы сейчас подошли к пропасти, и кто спасет нас? Спасти нас могут только дети, только наша забота о них, об их воспитании. Сказано: «…надо обратиться лишь к детям. Лишь в них законное начало дела» [1].

Наша действительность крайне исказила воспитание детей, хотя назвать этот процесс воспитанием трудно. Я не хочу огульно говорить обо всех школах, всех учителях, всех матерях и отцах – есть радостные исключения. Но школьный авторитаризм и родительский эгоизм пока являются нормой сложившегося образовательного мира. Люди перестали считать воспитание чем-то необходимым, без чего человек не сможет состояться в жизни, и тем более они не воспитывают в детях такие ценности, как благородство души и сердца. Люди предпочитают вкладывать знания в умы детей, не думая о том, к чему это может привести в руках бездушных и бездуховных.

На Западе для воспитания детей индиго ищут другую педагогику, педагогику ненасилия, педагогику понимания. Однако для воспитания и нынешних, и будущих поколений давно существует куда более совершенная педагогика. Она живет в классическом педагогическом наследии, и имя ей – гуманная педагогика. Если мы хотим что-то преобразить в нашей действительности, в первую очередь надо помочь учителю, помочь родителям. И особенно помощь необходима будущим молодым отцам и матерям: им очень хорошо нужно объяснить, что значит материнство и что значит отцовство, кто есть ребенок и кто есть учитель. Нам надо понимать, что, принимая ребенка, иначе говоря, путника вечности, мы берем на себя большую ответственность, возлагаем на себя суровость долга. К сожалению, эта суровость долга не понята очень многими взрослыми, и потому многие дети оказываются на улице.

Нас поражает количество детских суицидов, детской преступности, детского алкоголизма, детской проституции. Но разве в основе этих страшных явлений не кроется в том числе отсутствие воспитания или извращенное его понимание?

Для раскрытия силы гуманной педагогики приведу такой пример. В Москве недалеко от станции метро «Ясенево» есть школа № 200. До того, как нам ее передали, это была школа, куда направляли неугодных, неудобных детей: умственно отсталых, двоечников и т.д. Туда же определяли детей из детского дома. Начальных классов школа не имела. Когда эту школу передавали нам, начальник округа сказал: «Если гуманная педагогика имеет силу, покажите это на деле».

Мы начали с того, что объяснили учителям, которые там уже работали, в чем должна состоять суть их деятельности, но они сказали: «Мы гуманную педагогику не понимаем. Этих детей надо держать в строгости, палкой надо их гнать, никак не иначе». Кроме того, мы сняли надбавки, которые за якобы особую работу с такими детьми получали эти педагоги. И они покинули школу.

Мы набрали новый коллектив. Учили людей, как надо работать с детьми, как соблюдать принципы гуманной педагогики. Сегодня не раз звучало слово «любовь». Но мудрость воспитания не в том, что мы детей просто любим, а в том, как мы их любим. Детей надо любить так, чтобы они принимали нашу любовь. Учителя, которых мы пригласили, пошли за нами.

И каков же был результат наших усилий?

– Спустя два года специальная аттестационная комиссия признала нашу школу обычной общеобразовательной, а не школой для умственно отсталых детей.

– В школе открылись начальные классы.

Что сыграло особую роль в этом преобразовании школы? Я не могу сказать, что это сделала гуманная педагогика как нечто абстрактное. Гуманная педагогика, как и любая другая, не существует без учителя, она в самом учителе.

Таким образом, современное поколение приходит в земную жизнь с надеждой, что его примут новые учителя. Как сказал Анатолий Евгеньевич Акимов, дети Света нуждаются в учителях Света.

Литература

1. Учение Живой Этики. Зов. 14 декабря 1922 г.


 

В.Г.Ниорадзе,

доктор педагогических наук,

профессор Московского городского

педагогического университета,

Москва

 

Речевое творчество детей
как способ проявления нового сознания

У современных детей много нерешенных, острых проблем. Основываясь на своем большом педагогическом опыте, могу сказать, что между теми детьми, которые были 20–30 лет назад, и нынешними огромная разница. Пришли дети, в которых я вижу детей Света, детей Солнца, детей индиго. В школах, работающих по системе Гуманной педагогики, сейчас введен новый образовательный курс взращивания в детях письменной речи. Не касаясь основ, на которых построен этот курс, расскажу о речевом творчестве детей, в которых проявляется новое сознание, о конкретных случаях, с которыми я сталкивалась в процессе работы и которые привели меня к следующим обобщениям.

 

Дети видят трудности жизни и пытаются помочь взрослым

Приведу примеры, подтверждающие, что дети всегда готовы помогать людям.

Однажды, после того как ученики прослушали рассказ о шестом подвиге Геракла, связанном с Авгиевыми конюшнями, я обратилась к детям:

– Ребята, будьте учителями и поставьте вопросы к тексту.

Аня спросила:

– А почему царь Эврисфей не захотел подружиться с Гераклом, а отправил его на такую грязную работу?

Дети сразу ответили:

– Потому что он был злой, он ненавидел Геракла и завидовал ему.

А я добавила:

– Аня, ты такая добрая, что тебе трудно представить, как можно жить с такой агрессией в душе…

Мы уже перешли к следующему вопросу, как вдруг девочка за первой партой сдержанно и почти незаметно подняла руку:

– Я не на этот вопрос хочу ответить, я вообще хочу сказать.

Но она так произнесла «хочу сказать», что я остановилась.

– Что ты хочешь, Лерочка, сказать?

И она начала:

– Люди не понимают, что дети умнее. Почему только взрослые в правительстве? Надо создать детский комитет, чтобы могли советовать взрослым. Не было бы войн, если бы ребенок сел перед камерой и ему дали слово в эфире!

Она начала говорить сидя, но так была напряжена, стараясь высказать свою мысль, что стала подниматься. У нее даже вздулись жилы на шее от напряжения. Позой, лицом, всем своим видом она выражала негодование: «Почему столько несправедливости вокруг?!» В этом вопле детской души звучала уверенность в том, что дети смогут преодолеть трудности и тем самым помочь взрослым.

 

У Джанни Родари есть сказка «Как убежал твердый знак». В ней говорится о том, как звуко-буквы алфавита осуждали твердый знак за то, что он только буква и не имеет соответствующего звука. Обиделся твердый знак и сбежал в Болгарию, где его больше ценили. А в алфавите начался переполох: машины не могли ни въехать, ни объехать, ни разъехаться; для ученых исчезли объекты; никто не мог ни съесть, ни тем более объесться и т.д. и т.п. В результате звуко-буквы извинились перед твердым знаком и попросили его вернуться в алфавит.

Подобные тексты позволяют учителю побуждать детей к творчеству. После прочтения на уроке сказки я сказала детям:

– Писатель Джанни Родари сочинил сказку о твердом знаке. А вы, ребята, может быть, придумаете сказку (рассказ, стихотворение) о мягком знаке?

Дети охотно согласились. Многие к следующему уроку приготовили сюрпризы, юмористические, остроумные, а Миша К. написал «Поэму о Мягком знаке».

ПОЭМА О МЯГКОМ ЗНАКЕ

Вот собрался алфавит

В полдень на собранье.

Буквы вздумали решить,

Кто из них неглавный!

«Мягкий знак, ты – чудак,

Мы тебя важнее!

Это так, ты лишь знак,

Звука не имеешь!»

Мягкий знак сказал: «Ах, так!

Это – униженье!

Вот уйду я на чердак,

Буду есть варенье.

И не буду я в словах

Больше появляться!

Вам придется без меня

С этим разбираться».

Тут такое началось!

Вот речная галька

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.