Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рабочая программа курса



1. Введение. Новые черты реализма и романтизма. Эстетизм, натурализм и символизм как художественные системы и литературные направления 2 половины века. Европейская философия и литература 19 века.

 

2. Французская литература.Философия (О. Конт) и эстетика (И.Тэн) позитивизма. Поэзия парнасцев. Черты эстетизма, романтизма и натурализма в творчестве Ш. Леконта де Лиля. Зарождение символизма в поэзии Ш. Бодлера.

Эстетика и творческий метод Г. Флобера. Социально-психологический роман «Госпожа Бовари». Исторический роман «Саламбо». Образ «последнего романтика» в «Воспитании чувств». Человек из народа в повести «Прощай душа». Ги де Мопассан - новеллист и романист. Социально-психологический роман «Жизнь». Опошление любви в романе «Милый друг». Тема любви и смерти в новеллах Мопассана. Реализм, импрессионизм и натурализм в творчестве Мопассана.

Натурализм и импрессионизм в творчестве братьев Гонкур. «Клиническая» история любви в романе «Жермини Ласерте». Натуралистическая идея творчества в романе «Актиса Фостен». Теория «экспериментального романа» Э.Золя. Замысел и структура цикла «Ругон-Маккары». Человек и среда в романе «Жерминаль». Современное общество в романе «Деньги». Тема рокового возмездия и краха империи («Разгром»). Проблема художника и творчества («Творчество») Утопизм позднего Золя (циклы «Три города», «Четвероевангелие»).

Манифесты французского символизма (Ш. Мореас, С. Малларме). Импрессионизм и символизм в поэзии. П. Верлена. Программный смысл «Поэтического искусства». Художественный мир и лирический герой. Основные сборники. Декадентские и мистические настроения поздней лирики. «Высокое» и «низкое» в поэзии А. Рембо. Символизм и аллегоризм в поэзии С. Малларме.

Интеллектуальная проза А. Франса. Образ «мастера культуры» в романе «Преступление Сильвестра Боннара». Эстетизм и скептицизм в историческом романе «Таис». Реалистическая сатира на современность в тетралогии «Современная история». Опыт антиутопии в романе «На белом камне». Концепция круговорота истории в «Острове пингвинов». Проблема насилия во имя общественного блага в романе «Боги жаждут».

3. Бельгийская литература. Романтизм в творчестве Ш.де Костера. Натурализм в романах К. Лемонье. Эстетизм, символизм и декадентские настроения в творчестве П. Роденбаха. Особенности символизма в поэзии Э. Верхарна. Мотивы гибели патриархального прошлого, мятежа и возмездия. Основные сборники. Человек как родовое существо в поздних циклах стихов. Символистский театр М. Метерлинка. Тема рока в ранних драмах. Драмы ожидания («Непрошенная», «Слепые»). Теория «статического театра». Поиск мудрости в повседневном в пьесе «Синяя птица».

 

4. Норвежская литература. «Национальная романтика» в раннем творчестве Б. Бёрнсона (исторические драмы, жанр крестьянской повести). Социальная критика и проблема «очищения морали» в реалистических драмах Бернсона 1870-х гг. Философская и социальная проблематика дилогии «Свыше наших сил». Реалистические романы А. Хьеллана. Тема измельчания личности в трилогии об Абрахаме Левдале.

Творчество Х. Ибсена. Романтизм в народно-исторических драмах («Воители в Хельгеланде», «Борьба за престол»). Личность и общество в философской драме «Бранд». Неприятие мещанских ценностей в драме «Пер Гюнт». Цикл аналитических драм 1870-90-х годов. Социальная критика и психологический анализ в пьесах Ибсена («Кукольный дом», «Привидения», «Росмерсхольм»). Проблема сильной личности «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес»). Символизм и неоромантизм последних пьес («Когда мы, мертвые, пробуждаемся»).

Натурализм, символизм и неоромантизм в творчестве К. Гамсуна. Анализ болезненной психики в романе «Голод». Трактовка любви в романе «Пан». Трагедия романтической личности в романе «Виктория». «Почвеннические романы» 1900-х годов.

 

5. Немецкая литература. Философия А. Шопенгауэра И Ф. Ницше в немецкой литературе. Романтизм в немецкой драматургии. Психологическая проблематика исторических трагедий Ф. Геббеля. Столкновение цивилизаций в трилогии «Нибелунги». Интерпретация мифа в музыкальных драмах Р. Вагнера. Образ любви и смерти в «Тристане и Изольде». Полемика с официальным христианством и критика европейской цивилизации в тетралогии «Кольцо Нибелунга». Идеал естественного человека в драме «Парцифаль».

Реализм в немецкой прозе. Психологические новеллы Т. Шторма. Социально-психологические романы Т. Фонтане. Проблема социального неравенства и примирительный пафос романа «Пути и перепутья». Критика моральных норм общества в романе «Эффи Брист».

Натурализм в немецкой литературе конца века. Драматургия Г. Гауптмана. Натурализм в «драмах состояния» («Перед восходом солнца»). Социальная драма «Ткачи». Реализм и символизм в драме «Потонувший колокол». Проблема искусства и художника в драме, реалистические драмы и комедии нравов Гауптмана («Возчик Геншер», «Бобровая шуба»).

 

6. Английская литература.Викторианство как феномен английской культуры. Идеи эволюционизма и позитивизма (Ч. Дарвин, Э. Спенсер). Романтизм и эстетизм в поэзии «прерафаэлитов». Проблемы свободы и детерминизма в поэзии Р.Браунинга. Реализм в английской прозе. Эстетика повседневности в реалистических романах Э. Троллопа. Нравы викторианской Англии в романах Д. Мередита. Зарождение английского натурализма в творчестве Джордж Элиот. Проблема наследственности и среды в романе «Мельница на Флоссе». Мотивы «больших надежд» и «утраченных иллюзий» в романе «Мидлмарч».

Эстетизм и символизм в творчестве О. Уайльда. Эстетическая теория Уайльда («Замыслы»). Гуманистические и критические тенденции в сказках. Роль парадокса в творчестве Уайльда. Нравственно-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея». Уайльд - драматург.

Творчество Т. Гарди. Влияние позитивизма в ранних романах. Социальная проблематика и влияние позитивизма в «уэссекском цикле» («В краю лесов», «Мэр Кэстер-бриджа»). Концепция трагического Гарди. Нравственный конфликт в романе «Тэсс из рода Д'Эрбервиллей». Судьба личности в романе «Джуд Незаметный». Своеобразие реализма Т. Гарди.

Неоромантизм в английской литературе. Сложение неоромантического канона в творчестве Р. Л. Стивенсона. Образ Востока в поэзии и рассказах Р. Киплинга. Неоромантический стоицизм в романе «Свет погас». Поиск мудрости в романе «Ким». Психологизм в прозе Д.Конрада. Трагедия самопознания в повести «Сердце тьмы». Идея победы в поражении в повести «Тайфун». Противоречивость романтического индивидуализма в романе «Лорд Джим».

7. Литература США. Гражданская война 1861-65 гг. и американское общество. Поздний романтизм в американской поэзии. Тематика и жанровые формы лирики Г.У. Лонгфелло. Попытка сознания национального эпоса на историческом и легендарно-мифологическом материале («Евангелина», «Песнь о Гайавате»). Поэтическое новаторство У. Уитмена. Философская и социальная проблематика сборника «Листья травы»

Становление реализма в американской прозе. Школа «местного колорита» (Ф. Брет Гарт). Морально-этическая проблематика в творчестве У. Д. Хоуэллса. Нравственная цена успеха в «романах карьеры» («Возвышение Сайласа Лафэма»). Влияние социалистических идей в утопических романах («Путешественник из Альтрурии»). Хоуэллс и русская литература. Г. Джеймс - создатель американского психологического романа. Тема «художник и общество» («Уроки мастера»), столкновение американской и европейской цивилизации («Дэзи Миллер», «Женский портрет»), социально-психологические проблемы Америки («Вашингтонская площадь», «Бостонцы») в повестях и романах Г.Джеймса. Элементы импрессионизма и символизма в творческом методе Джеймса.

Творчество Марка Твена. Традиции народного юмора «фронтира» в
раннем творчестве («Простаки за границей»). Специфика детского сознания и антиромантическая направленность в «Приключениях Тома Сойера». Проблема рабства и буржуазного стяжательства в «Приключениях Геккльберри Финна». Исторический пессимизм в романе «Янки при дворе короля Артура». Сатирическая публицистика Марка Твена.

Становление эстетики американского натурализма. («Крушение кумиров» Х. Гарланда, «Ответственность романистов» Ф. Норриса). Натуралистическая фиксация жизни и подтекст в повестях С. Крейна («Мэгги, дитя улиц»). Личность и среда в романе Крейна «Алый знак доблести». Влияние эстетики Э. Золя в раннем творчестве Ф. Норриса («Мак Тиг», «Вандовер и зверь»). Преодоление натуралистического схематизма в «Эпосе пшеницы». Социальная проблематика романа «Спрут».

 

Произведения, отмеченные знаком*, для студентов-заочников и финно-угроведов являются факультативными. Знакомство с остальными памятниками поэзии (Ш. Леконт де Лиль, Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, Э. Верхарн, Д.Г. Россетти, А.Ч. Суинберн, Р.Браунинг, У. Уитмен и др.), эстетики и критики возможно в объеме антологий и сборников:

1. Европейская поэзия 19 века. М., 1977 (БВЛ, т.85)

2. Поэзия французского символизма. М., 1993

3. Поэзия Франции: Век 19. М., 1985

4. Поэзия США. М., 1982

5. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987

6. Зарубежная литература 20 века (1871-1917): Хрестоматия / Сост. Н.П. Михальская, Б.И. Пуришев. М.. 1981

 

Учебники и пособия

1. История зарубежной литературы XIX века: Учебник /Под ред. Е.М. Апенко. М., 2001. (Отсутствует раздел о бельгийской литературе второй половины 19 века.)

2. Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (вторая половина XIX – начало XX веков): Учебное пособие. Минск, 1997. (отсутствует раздел о французской литературе 1850-60-х гг.)

3. История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 века /Под ред. Л.Г. Андреева. М., 1978 (можно использовать выборочно в соответствии с рабочей программой курса)

4. Наиболее широкую панораму развития мировой литературы изучаемого периода содержит издание: История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991.Т.7; М., 1994. Т. 8.

 

3. Дополнительная литература

5. Поэзия французского символизма. М.,1993.

6. Европейская поэзия XIX века М.,1977 (БВЛ, Т. 85).

7. Зарубежная поэзия в переводах Валерия Брюсова. М.,1994.

8. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М.,1976.

9. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М.,1973.

10. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.,1980.

11.Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М.,1968.

12. Мелик-Саркисова Н.В. Концепция человека и творческий метод Э. Золя. Махачкала, 1975.

13. Владимирова М.М. Романный цикл З.Золя «Ругон-Маккары». Саратов, 1984.

14. Фрид П.В. Анатоль Франс и его время. М.,1975.

15.Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. М.,1987.

16. Мицкевич Б.П. Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе. Минск, 1960.

17. Фрид Я.В. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта. М.,1985.

18. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.

19. История немецкой литературы: В 5 т. М.,1968. Т.4.

20. Сильман Т.Н. Гергарт Гауптман. Л.; М., 1956.

21. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М., 1980.

22. Адмони В. Г. Генрик Ибсен. Л.,1989.

23. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М.,1979.

24. Ивашова В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М.,1974.

25. Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М.,1970. 26. Дьяконова И.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. Л., 1984.

27. Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М.,1977.

28. Урнов М.В. Томас Гарди: Очерк творчества. М., 1969.

29. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. М., 1962. Т.3.

30. Старцев А.И. Марк Твен и Америка. М.,1985.

31. Каули М. Два Генри Джеймса; Естественная история американского натурализма // Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973.

32. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса. 1990.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.