Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет и задачи курса



Кафедра русской и зарубежной литературы

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Часть 5

Литература II половины XIX века

Методические указания для студентов филологов

Сыктывкар 2003

 

Утверждено Учебно-методической комиссией филологического факультета СыктГУ 26,09,2003 г.

 

Составитель: к.ф.н., доцент В.П. Ефименко

 

 

Литература по курсу

Тексты, знакомство с которыми обязательно в полном объеме

1. Флобер Г. Госпожа Бовари. Простая душа. Саламбо*

2. Мопассан Г. Жизнь. Милый друг*. Новеллы (3-4 по выбору)

3. Гонкуры Э. и Ж. Жермини Ласерте

4. Золя Э. Жерминаль. Деньги. Разгром*

5. Франс А. Таис. Остров пингвинов. Боги жаждут*

6. Костер Ш. Легенда об Уленшпигеле

7. Метерлинк М. Слепые. Синяя птица

8. Ибсен Х. Пер Гюнт. Кукольный дом

9. Гамсун К. Голод. Пан*

10. Элиот Д. Мельница на Флоссе. (или Мидлмарч)

11. Уайльд О. Портрет Грея. Идеальный муж*

12. Гарди Т. Тэсс из рода Д’ Эрбервиллей

13. Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда*

14. Киплинг Р. Рассказы (3-4 по выбору)

15. Конрад Д. Тайфун*. Сердце тьмы*

16. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате

17. Джеймс Г. Дэзи Миллер*. Урок мастера*

18. Марк Твен Приключения Геккельберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура*. Рассказы (3-4 по выбору)

19. Норрис Ф. Спрут

20. Фонтане Т. Эффи Брист*. (или Пути и перепутья*)

21. Гауптман Г. Перед восходом солнца. Ткачи

Предмет и задачи курса

Предметом данного курса является литературный процесс в странах Западной Европы и США второй половины 19 века. Задачи курса – усвоение студентами определенной суммы фактов, необходимых для понимания специфики литературного развития в разных странах, закрепление навыков историко-теоретического исследования на материале зарубежной литературы, совершенствование приемов анализа произведений различных литературных родов. главная цель курса – формирование у студентов цельной системы знаний об истории литературы на протяжении целого столетия (вкупе с предшествовавшим курсом).

Поставленной цели отвечает, во-первых, нетрадиционные хронологические рамки курса (комплекс явлений культуры, обычно определяемый как «конец века», в нашем курсе не выделяется из завершаемого им столетия) и, во-вторых, расширение географии литературного процесса (в пределах, лимитируемых часами, отведенными на изучение дисциплины учебным планом), в связи с чем в рабочую программу включены разделы «Бельгийская литература» и «Норвежская литература». В изучении же разнообразных литературных явлений второй половины 19 века, сохраняется традиционное распределение материала по культурно-национальному принципу, а в рамках национальных литератур – по литературным направлениям и художественным системам: реализм, эстетизм, натурализм, символизм. Особое внимание при рассмотрении материала студенту необходимо уделить своеобразию индивидуального творческого метода крупнейших художников слова (принципы типизации и способы воплощения авторской позиции у Г. Флобера, теория и практика «экспериментального романа» Э.Золя, художественное новаторство У.Уитмена и т.д.) и переходным эстетическим явлениям (импрессионизм и символизм в поэзии П. Верлена, эстетизм и реализм в творчестве А. Франса, натурализм и неоромантизм в романах К. Гамсуна и т.д.).

Для второй половины 19 века характерно существенное изменение мировосприятия, понимания человека, общества, истории в сравнении с первой половиной. При всей критичности романтиков и классических реалистов по отношению к современному им обществу господствующими до середины столетия остаются идея исторического прогресса и вера в духовность человека. Во второй половине столетия рушится вера в исторический прогресс, распространяются настроения социального пессимизма, человек оказывается во власти безличных законов мироздания. В последнее десятилетия века в литературе нарастают ощущения декаданса. Это понятие встречается уже у Ш. Болдера, затем у поэтов-символистов, но отождествлять его с каким-либо художественным методом или литературным направлением не следует. Декаданс – это характерное мироощущение «конца века» - сплав тоски и усталости, меланхолии и непринятие действительности, бесперспективности и примирения со злом, основанные на пессимистической оценке возможностей человека и законов мироздания.

Литература второй половины 19 века испытывает более или менее опосредовательное влияние современной ей естественно-научной мысли, позитивистской философии (О. Конт) и социологической теории (Г. Спенсер), пессимистической философии и иррационалистической эстетики А. Шопенгауэра, и воздействие неоднозначных результатов социально-исторических сдвигов и потрясений в разных странах (буржуазно-демократические революции 1848 г., объявление Германии под главенством Пруссии в 1871 году, франко-прусская война и Парижская коммуна, Гражданская война между промышленным Севером и рабовладельческим Югом в США в 1861-65 гг. и т.д.). Уже в середине века происходит пересмотр важнейших принципов художественного творчества, приведший к становлению новых литературных направлений (эстетизм, натурализм, символизм), течений и стилей (неоромантизм, импрессионизм), новому качеству в художественной системе реализма.

Гиперкритическое отношение к современности проявляется во французском эстетизме провозглашением лозунга «искусство для искусства», утверждением независимости искусства от социальной или политической злободневности. аналогичные идеи развиваются и в английском эстетизме О. Уайльдом. В то же эстетизм испытывал на себе и воздействие позитивистской гносеологии, утверждавшей, что наука не объясняет первопричины явлений, но описывает феномены.

Позитивизм оказал определяющее воздействие и на становление натуралистической эстетики, в основе которой утверждение торжественности научного и художественного познания действительности. Отсюда выдвижение на первый план требований объективности писателя, употребляемого ученому-экспериментатору, строгости наблюдения «куска действительности» и «документальности» представления материала. Натуралисты стремились по-своему продолжить реализм в литературе, но социальный демократизм классического реализма в натуралистической прозе дополняется, а иногда и вытесняет детерминизмом биологическим.

Оппозицию позитивистской эстетике натурализма в конце века представлял символизм.

Получивший наиболее яркое воплощение во французской поэзии, символизм в своей основе восходит к философскому учению Платона, разделившего истинный мир «вечных идей» и материальный мир «вещей», существующий лишь как отражение первого. Основную задачу искусства символисты и видели в постижении «мира идей, в выражении духовного с помощью полисемичных символов». В формировании эстетики символизма важную роль сыграло учение А. Шопенгауэра, считавшего, что в искусстве важнее всего метафизическое содержание, не отражение внешней реальности, а выражение внутренней сущности мира. Художник в символической эстетике употребляется медиуму, выражающему сущностное и духовное через конкретно-чувственные формы. Художник-медиум постигает сущности бытия с помощью интуиции. Суггестивность (воздействие внушением) становится главной целью символистского произведения, которое, подобно музыке, навевает определенное настроение, не называя прямо и не анализируя предмета.

В изобразительно-стилевой сфере символизм сближается с импрессионизмом, также основанным на двуплановости образной структуры, взаимопроникновении внешнего мира и внутреннего переживания человека, на стремлении к суггестивности за счет звуковой гармонии. Импрессионистам и символистам обязан своим развитием свободный стих (верлибр) в поэзии конца века.

Серьезные изменения происходят в художественной системе реализма Вов второй половине века. Доминирующим типом героя в реалистической прозе теперь становится «средний» человек вместо ярких личностей классического реализма первой половины века. В то же время на новый уровень поднимается психологический анализ, изображение внутреннего мира обычного человека. Стремление к достоверному изображению временной и пространственной конкретики делает реализм второй половины века искусством жизнеподобия. Глубокий анализ социальных процессов сочетается у многих реалистов этого периода с представлением об историческом тупике, в котором оказалась европейская цивилизация, что порождает трагическое звучание произведений Г. Флобера, Ги де Мопассана, Т. Гарди.

Стремление не ограничиваться документально-точным воспроизведением серой действительности, напротив, характерно для неоромантизма в литературе конца века (Р. Стивенсон, Дж. Конрад, Р. Киплинг). Непринятие приземленных персонажей, выдвижение в качестве героя мужественной личности, действующей во имя альтруистических идеалов, доминирование экспрессивного над спокойно-описательным – характерные черты неоромантизма. В то же время поступки неоромантического героя, часто действующего в исключительных обстоятельствах, всегда реалистически мотивированы и психологически обусловлены. Это позволяет считать, что неоромантизм не сложился в самостоятельное литературное направление, синтезируя черты романтической и реалистической эстетики, остался на уровне стилевой тенденции.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.