Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В. БЕННИСА И Г. ШЕПАРДА



Теорию группового развития, сформулированную Беннисом и Шепардом в середине 50-х годов, вряд ли можно характеризовать как выдержанную исключительно в русле психоаналитической тра­диции. По мнению Шоу и Костанцо, она является психоаналити­ческой по основной направленности, но в то же время испытала влияние и других подходов. Теория Бенниса и Шепарда построена на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т-группах, или группах тренинга человеческих отношений, группах са­моанализа. Такие группы оказались феноменом жизни западного общества 60—70-х годов. Прежде чем раскрыть теорию Бенниса и Шепарда, остановимся вкратце на характеристике этих групп. Это уместно сделать именно в данном контексте, потому что практика Т-групп при всем многообразии впитанных ею теоретических по­зиций сложилась под несомненным влиянием психоанализа.

Дать краткое описание Т-группы — довольно сложное дело, главным образом вследствие многообразия ее нынешних форм и недостаточного теоретического осмысления их практики. Прежде всего следует отметить, что Т-группа является одной из форм или одним из методов социально-психологического тренинга. Под со­циально-психологическим тренингом в широком смысле обычно понимают обучение знаниям, умениям и навыкам межличностно­го общения. Активная разработка и использование метода Т-груп­пы в американской практике относится к 60—70-м годам. В после­днее время их активность пошла на убыль. В 1947 г. была создана Национальная лаборатория тренинга в Бэтэле, вслед за которой возник целый ряд аналогичных лабораторий, в частности при уни­верситетах. В основе практики Т-группы лежит групповая дискус­сия. Предметом групповой дискуссии в данном случае оказывают­ся реальные межличностные отношения участников, а задачей является изучение самой группой ее динамики через анализ про­исходящих в ней процессов, т.е. эти процессы изучаются не со стороны, а самими членами группы. Предполагается, что резуль­татом подобного анализа явится возросшая компетентность лич­ности в отношении собственных мотивов, интенций, фрустраций, вообще возможностей в межличностном общении, а также боль­шее понимание мотивов, целей, стратегий поведения партнеров по общению, осмысление помех взаимопонимания, «безопасное» апробирование возможных путей их избежания и т.д. В целом весь этот комплекс можно обозначить как «социально-психологичес­кую компетентность», а конечную цель Т-группы определить как совершенствование социально-психологической компетентности ее участников.

Достижение конечной цели предполагает реализацию более частных задач, эксплицитно формулируемых или имплицитно под­разумеваемых. На групповом уровне обычно целью объявляется установление валидной коммуникации. Это означает достижение такого состояния, когда, во-первых, каждый член группы спосо­бен точно и свободно сообщать о своих чувствах, мотивах, интен­циях и т.д., во-вторых, валидная коммуникация предполагает, что «восприятие каждым членом своего места в группе согласуется с восприятием других членов группы, что провозглашаемая цель группы и усилия ее членов конгруэнтны и что члены группы способны разделять многие уровни коммуникации» [Беннис, Шепард, 1984.].

Размеры подобных групп могут быть разными — от 7 до 15 че­ловек. Это могут быть реальные группы, но, пожалуй, чаще про­граммы тренинга предусматривают участие лиц, которые ранее не были знакомы друг с другом. В большинстве случаев это админис­траторы, преподаватели, психологи, социологи — одним словом, представители профессий, предполагающих известное мастерство межличностного общения. Собираются эти группы на разные сро­ки обучения — от двух дней до двух месяцев. Обычно за каждой группой закрепляется так называемый тренер (ведущий). Его роль может варьировать в зависимости от конкретных задач тренинга. Однако в любом случае в его функцию входит обеспечение атмос­феры доверия, открытости в группе, он должен продемонстриро­вать модель желаемого поведения, т.е. искренне и открыто выра­жать свои чувства, проявлять лояльность по отношению к другим, поддерживать их искренность и т.д. «Роль лидера (тренера) Т-группы не в том, чтобы представлять нам ответы, но в том, чтобы просто помочь установить атмосферу доверия и интенсивного ис­следования, в котором мы желаем пристально посмотреть на соб­ственное поведение и поведение других» [Аронсон, 1986]. Заме­тим, что роль ведущего в Т-группе отличается от аналогичной роли в группе психотерапевтической; тренер-ведущий не апеллирует к прошлому опыту участников и вообще к их опыту вне данной груп­пы и пытается их самих удержать от этого. Акцент делается на ана­лизе того, что происходит «здесь и теперь». Налаженная система обратной связи позволяет каждому участнику видеть, как другие интерпретируют то, что он говорит и делает, а следовательно, создает предпосылку для осмысления возможных последствий своих действий в группе.

Успех обучения в Т-группе во многом зависит именно от на­лаженной системы обратной связи. Важными предпосылками обес­печения эффективной обратной связи являются, во-первых, кли­мат «психологической безопасности» в группе и, во-вторых, яв­ление так называемого «размораживания», «сбрасывания фасада», когда участник оказывается в состоянии отказаться от привычных сложившихся способов восприятия и взаимодействия, обнаружив их недостаточность или несовершенство. В отсутствие названных предпосылок получаемая обратная связь может оказаться неэф­фективной.

В теоретическом плане на практику Т-групп несомненно влия­ние психоаналитической традиции. Это проявляется, в частности, в акценте на возможности расширения опыта личности путем до­ведения до сознания и постановки под его контроль тех механиз­мов поведения, которые функционируют, используются личнос­тью, но не осознаются ею. В целом, однако, теоретическое обосно­вание данной практики остается недостаточным, что признается самими зарубежными авторами. «Вся эта область такова, — пишет, например, К. Роджерс, — что практика далеко опередила здесь и теорию, и исследование» [Rodgers,1969, p. 56].

Одной из попыток построения теории на основании практики Т-групп является попытка, предпринятая Беннисом и Шепардом. Их теория группового развития касается главным образом про­цессов изменения в Т-группе на пути к достижению цели валид­ной коммуникации. Она включает два основных вопроса: анализ помех валидной коммуникации и определение стадий группового развития.

Основной помехой установлению валидной коммуникации, с точки зрения авторов, является ситуация неопределенности, в которой оказывается каждый из участников на старте Т-группы. Участники скованны в выражении своих истинных отношений, реакций, чувств, потому что они не знают, что можно ожидать от других. По мнению Бенниса и Шепарда, неопределенность касает­ся двух планов функционирования группы: вопроса о власти и вопроса о взаимозависимости.

Вопрос о власти — это вопрос о лидере, вопрос о том, кто будет ведущим и на кого выпадет роль ведомого. Не вполне ясной является и область межличностных отношений между членами груп­пы. Здесь неопределенность связана с вопросами тесноты эмоцио­нальных связей. Далее Беннис и Шепард высказывают суждение вполне в духе групповой психологии Фрейда. Они полагают, что вопрос о лидере первичен и ориентация по отношению к лидеру опосредует, в определенной мере детерминирует ориентацию чле­на группы по отношению к другим ее членам, т.е., по мнению Бенниса и Шепарда, в процессе группового развития прежде все­го разрешается вопрос о власти, о лидерстве и лишь постольку, поскольку разрешен этот вопрос, на его основе разрешается воп­рос о взаимоотношениях между членами группы. Отправной точкой анализа «группового поведения» оказывается выделение двух рядов отношений в группе—рядовой член группы—лидер и отно­шения членов группы друг с другом, причем первый ряд отноше­ний является первичным и в смысле генетическом, и в том смыс­ле, что он детерминирует отношения членов группы друг к другу. Соответственно в теории выделяется две фазы группового разви­тия. Содержанием первой фазы является решение вопроса о лиде­ре, во второй фазе вносится ясность во взаимоотношения членов группы. Этот вопрос рассматривается весьма обстоятельно, в каж­дой фазе выделяется еще три подфазы, т.е. всего в развитии груп­пы тренинга просматривается шесть этапов.

С самого начала, в первой подфазе, группа сталкивается со следующей ситуацией. Участники ожидают, что тренер-ведущий возьмет на себя лидерские полномочия. Однако особенность Т-груп­пы, в частности, состоит в том, что ведущему противопоказано выполнять эту роль, и он сразу предупреждает об этом. Обычно в данный момент возникает некоторое напряжение, неудовлетво­ренность ситуацией, дискуссия о целях и задачах группы. Начало второй подфазы часто связано с просьбой участников к ведущему оставить группу. По вопросу о лидерстве выделяется, как правило, два противоположных мнения. Одна подгруппа является сторон­ником «сильной лидерской структуры», а другая выступает за ме­нее структурированную групповую атмосферу и возражает против сильного лидера и ригидных, жестких форм управления группой. Третья подфаза связана с разрешением вопроса о лидере. Оно мо­жет быть достигнуто быстро или затянуться, и группа тогда долго находится в состоянии колебаний. Однако в конце концов если группа не распадается, она вступает в следующую фазу — фазу установления межличностных отношений, или «решения пробле­мы взаимозависимости».

Мы не будем останавливаться на выделяемых авторами трех подфазах этого этапа развития группы. Отметим лишь, что, рассматри­вая описанную схему как типичную, Беннис и Шепард признают различные возможные отклонения от нее: например, группа не до­стигает конечной цели или на неопределенно долгое время задер­живается на какой-либо ранней фазе, а то и вовсе распадается.

Таким образом, очевидно, что теория Бенниса и Шепарда раз­работана исключительно на основе наблюдения практики весьма специфических групп тренинга — Т-групп. Кстати, ее авторы и не претендовали на большую общность своей теории. Однако иногда проявляется тенденция без дополнительного обоснования перено­сить теорию, описывающую групповое развитие в особых услови­ях, на более широкий круг групп. Подобный путь вряд ли правоме­рен. Известным доказательством недопустимости абсолютизации схе­мы, предложенной Беннисом и Шепардом, являются, в частности, данные, приводимые другими исследователями. В американской со­циальной психологии имеется, как известно, несколько других тео­рий группового развития применительно к различного рода груп­пам. Широко известна, например, теория фаз в развитии группы, ориентированной на решение какой-либо задачи, сформулирован­ная Бейлзом и Стродбэком [Cartwright, Zander, 1968]. Они вычле­няют следующие этапы развития группового взаимодействия: от ориентации через проблемы оценки — к фазе контроля.

Следует отметить известную сопоставимость данной схемы и рассмотренной выше теории Бенниса и Шепарда. Так, этап конт­роля у Бейлза и Стродбэка эквивалентен фазе установления отно­шений власти, или лидерства, у Бенниса и Шепарда. Однако обра­щает на себя внимание различное, даже противоположное место данной стадии в названных теориях — в первой схеме она завер­шает групповое развитие, а у Бенниса и Шепарда с нее начинает­ся развитие группы. Это обстоятельство лишний раз указывает на опасность расширительного толкования и использования рассмот­ренной теории. В настоящее время остается неясной принципиаль­ная возможность разработки некоей единой теории группового развития, охватывающей все возможные разновидности групп. И ко­нечно, в качестве таковой не может быть рассмотрена теория Бен­ниса и Шепарда, описывающая эволюцию лишь специфического класса групп.

Что же касается адекватности описания в рамках этой теории развития групп тренинга, то и в этот адрес можно сделать ряд замечаний. Во-первых, теория устанавливает лишь последователь­ность фаз группового развития, но не предполагаемую длитель­ность каждой из них, т.е. пока нет ответа на вопрос о том, как долго может и должна продолжаться каждая фаза. Во-вторых, в анализе не вычленены переменные, влияющие на скорость разви­тия группы; переменные, определяющие полноту стадий или про­пуск некоторых из них; переменные, определяющие форму разре­шения проблем зависимости и взаимозависимости. В силу перечис­ленных обстоятельств прогностические возможности данной теории ограничены.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.