Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИИ



Диалог сциентизма и гуманизма, характерный для современ­ной социальной психологии, четко может быть прослежен, когда мы приступаем к характеристике психоаналитической ориентации. Позитивистской, натуралистической тенденции построения пси­хологии, «адекватной науке», пытающейся проникнуть в мир лич­ности и межличностных отношений с помощью методов, анало­гичных методам естествознания, противостоит направление, ра­тующее за психологию, «адекватную человеку», подчеркивающее уникальность духовного мира личности и потому невозможность его постижения с позиций естественнонаучной методологии. И ес­ли первая тенденция наиболее рельефно представлена необихе­виористской ориентации, то теоретическим выражением второй являются психоаналитический, интеракцирнистский, гуманисти­ческий подходы. Именно в юсрамках авторы пытаются концепту­ализировать творческую сущность личности, разрушают «сверхрационализированную» модель межличностного взаимодействия, со­зданную сторонниками бихевиоризма.

Раскрывая основные особенности психоаналитической ориен­тации, необходимо иметь в виду следующие предварительные со­ображения. В настоящее время прежде всего речь может идти о фе­номене так называемого рассеянного психоанализа. Под этим мы подразумеваем, во-первых, тот факт, что без учета влияния пси­хоанализа невозможно понять весь облик зарубежной социальной психологии, некоторые ее принципиальные характеристики и ус­тановки. Например, столь характерная тенденция рассматривать групповые взаимоотношения как сугубо эмоциональные, непос­редственные сложилась, вероятно, не без влияния фрейдизма.Показательно, что практически все социальные психологи на За­паде называют учение Фрейда теоретическим источником своих взглядов. Во-вторых, мы имеем в виду весьма активный процесс включения, интеграции отдельных психоаналитических принци­пов в самые различные системы взглядов. В этой форме психоана­лиз оказывает большое влияние на всю теорию и практику иссле­дований за рубежом. В качестве примера можно сослаться на слу­чаи ассимиляции психоаналитических понятий и представлений в необихевиористской традиции (в частности, идея фрустрации—аг­рессии), в интеракционистском подходе (например, учение о за­щитных механизмах личности), в теории К. Левина. Картрайт и Зандер отмечают в этой связи: «Хотя в рамках этой ориентации (психоанализа) проведено сравнительно мало экспериментальных или качественных исследований групп, понятия и гипотезы пси­хоаналитической теории проникли в большую часть работы по груп­повой динамике» [Cartwright, Zander, 1968, p. 41]. Наконец, тре­тьей формой усвоения социальной психологией традиций психо­анализа является практика заимствования его отдельных положений применительно к интерпретации различных социально-психоло­гических проблем.

Среди отдельных социально-психологических проблем, теоре­тически осмысливаемых с позиций психоанализа, можно выде­лить две группы: собственно социально-психологические пробле­мы и соответственно социально-психологические теории и про­блемы, теории пограничные, находящиеся на стыке социальной психологии с другими общественными дисциплинами. К числу первых прежде всего относятся проблемы и теории, связанные с исследованием групповых процессов. Вторые представлены широ­ким блоком традиционных психоаналитических исследований, сложившихся на границе между социальной и общей психологи­ей, между социальной психологией и социальной философией, между социальной психологией и социальной антропологией.

В настоящей работе мы остановимся в основном на анализе теорий, внедряющих психоаналитические тенденции в разработку отдельных социально-психологических проблем. Наиболее рельефно данные тенденции реализуются в следующих концептуальных схе­мах: динамической теории группового функционирования В. Бай­она [Bion, 1961], теории группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда [Беннис, Шепард, 1984], трехмерной теории интерперсо­нального поведения В. Шутца [Schutz, 1958, 1984].

Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологичес­ким взглядам 3. Фрейда, наиболее концентрированно выражен­ным в его работе 1921 г. «Массовая психология и анализ человечес­кого Я» (в английском варианте ее название выглядит несколько по-иному и буквально переводится как «Групповая психология и анализ Эго»). Данная книга Фрейда принадлежит к группе работ, написанных в 20-е годы, в которых он предпринимает усилия по завершению построения своей системы взглядов. Это книги «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), названная выше «Груп­повая психология и анализ Эго» (1921), и «Я и Оно» (1922). Ха­рактерно, что в названных работах Фрейд больше не занимается психопатологией, его интерес сосредоточивается на нормальной личности, ее структуре. Особенно важно отметить также представ­ленную в данных работах Фрейда тенденцию выхода за границы собственно психологии личности и обращения к вопросам соци­альной психологии, социологии, философии, истории, наметив­шуюся в очерках «Тотем и табу» (1912—1913) Важнейшими мето­дологическими приемами, используемыми в подобных случаях, оказываются аналогия и экстраполяция, т.е. перенос положений и принципов, вычлененных при анализе невротика, на новые обла­сти социального знания. В частности, этот прием оказывается ос­новным при раскрытии Фрейдом в работе «Групповая психология и анализ Эго» существа групповых связей, природы групповой динамики.

Известно, что важнейшим путем к объяснению личности не­вротика для Фрейда было обнаружение психологических механиз­мов функционирования такой первичной группы, как семья. В даль­нейшем эти механизмы положены в основу интерпретации меж­личностных отношений, по существу, во всякой человеческой группе. В этом смысле Фрейд не проводит различия, в частности, между малой и большой группами. Специфически понятые семей­ные связи оказываются в равной мере прототипом групповых от­ношений в том и другом случае. Ключевыми понятиями фрейдов­ской теории групповой динамики являются понятия десексуализированного либидо (сублимированной любви), идентификации. Именно к ним апеллирует Фрейд, отвечая на вопрос о природе сил, связывающих людей в группе.

Существо группы составляет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей. Первичная группа, по Фрейду, представляет собой совокупность индивидов, которые прини­мают одну и ту же личность — лидера — за свой идеал, идентифи­цируют себя с ним и лишь постольку, поскольку это происходит, идентифицируют себя друг с другом. Таким образом, устанавлива­ется два ряда эмоциональных связей: между членами группы и между каждым членом группы и лидером. В групповой психологии Фрейда ключевой фигурой оказывается лидер. Именно отношение членов группы к лидеру является связью первого порядка — оно в определенном смысле детерминирует отношения членов группы друг к другу. В случае нарушения связей с лидером группа распада­ется. С точки зрения Фрейда, психология лидера резко отличается от психологии других членов группы. Он не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя. Он никого не любит, кроме себя, самоуверен и независим, обладает всеми качествами и способностями, которых члены группы не могут достичь, по­этому он становится их идеалом — Я. Именно это качество нар­циссизма делает его лидером.

Идентификация с лидером отнюдь не предполагает однознач­но позитивных чувств по отношению к нему. Напротив, Фрейд рассматривает идентификацию с лидером как, в частности, меха­низм защиты против враждебных чувств к лидеру и как косвенный способ «стать» лидером. Подобная логика рассуждений становится понятной, если иметь в виду, что в схеме Фрейда лидер в группе является своего рода изображением отца и отношение с ним стро­ится по модели отношения с отцом. Такие черты регрессивного группового поведения, как повышенную внушаемость, потерю критичности, Фрейд объясняет влиянием сильного лидера, зави­симостью членов группы от него. Под действием обаяния сильного лидера член группы уподобляется загипнотизированному индиви­ду: подобно тому как последний отказывается от своей самостоя­тельности в пользу гипнотизера, он, по сути, отказывается от интернализованного родительского образа и передает его роль ли­деру. Таковы вкратце основные моменты групповой психологии Фрейда. Мы обратили внимание в первую очередь на те из них, которые так или иначе, в том или ином виде воспроизводятся современными последователями психоанализа в зарубежной со­циальной психологии.

Г. Оллпорт, отмечая характер воздействия идей Фрейда на со­циальную психологию, писал в 50-е годы следующее: «Именно гигантское влияние Дарвина, Ницше, Мак-Даугалла и Фрейда с их варьирующими концепциями инстинкта гарантировало главен­ство иррационализма в социальной психологии сегодняшнего дня. Далее умалению интеллекта содействовал подъем бихевиоризма и союз социальной психологии с патопсихологией в конце XIX в. Лишь последние годы отмечены знаком реакции против иррацио­нализма» [Allport, 1968]. Данная оценка, несомненно, справедлива. Фрейд немало способствовал утверждению инстинктивистской, иррационалистической тенденций в этой области психологии, как и в обществознании в целом. Инстинктивизм как социально-пси­хологическая платформа представлен в социальной психологии как раз теориями, ориентированными на психоаналитические прин­ципы. Обратимся к анализу концепций групповых процессов со­временных последователей Фрейда.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.