Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие понятия используются для описания компетенций в европейских документах?



Анализ документов позволил выявить наиболее значимые понятия для разработки моделей компетенций.

Обучение (Learning) понимается как процесс постепенного освоения сложных и абстрактных областей знания и поведения по принципу нарастающей сложности (концепции, понятия, категории и модели поведения), а также умений и широких компетенций. Этот процесс охватывает как формальное, так и неформальное образование.

Непрерывное образование (Lifelong learning) есть непрерывный процесс обучения, осуществляемый индивидом на протяжении всей жизни с целью приобретения новых и совершенствования уже имеющихся знаний, навыков, компетенций или квалификаций в связи с существующими потребностями личного, общественного или профессионального характера. Процесс непрерывного образования включает в себя формальные, неформальные и спонтанные формы обучения.

Квалификация (Qualification) - официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения, дающее право на осуществление профессиональной деятельности.

Присуждение квалификации осуществляется на основании решения компетентного органа о завершении индивидом курса обучения, успешного выполнения им всех требований и стандартов программы обучения и приобретении в процессе обучения знаний и навыков, соответствующих установленным стандартам.

Обучение и оценка для получения квалификации может осуществляться в рамках программы обучения и/или в процессе трудового опыта.

Квалификация означает официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения, а также дает право на осуществление трудовой деятельности.

Квалификационная система (Qualification System) - набор существующих на уровне страны/ государства инициатив, приводящих к изменениям в системе признания результатов обучения, т.е. способы развития и операционализации национальной/ региональной политики по развитию квалификаций, институциональных норм, мер по обеспечению качества образования, процедур оценки и присуждения степеней и дипломов, процедур признания приобретенных в процессе обучения профессиональных навыков и умений, а также других механизмов, обеспечивающих взаимодействие системы образования с рынком труда и обществом в целом.

Квалификационная система рассматривается как система, состоящая из двух элементов: первый элемент содержит механизмы признания результатов обучения; в структуру второго элемента входят механизмы, связывающие различные квалификации и механизмы соотнесения квалификаций с различными целями. В число подобных механизмов обычно входят: система входных требований к получению квалификации, система кредитов, система квалификационных направлений и путей совершенствования, а также квалификационные рамки и системы образовательных стандартов.

Квалификационная рамка (Qualification Framework) есть инструмент создания и классификации квалификаций на базе ряда критериев, соответствующих уровню полученного образования. Данный набор критериев содержится в системе показателей квалификации имплицитно и/или эксплицитно. Пределы квалификационных рамок могут быть заданы результатами непрерывного образования, достигаемыми индивидом в течение жизни, а могут соответствовать конкретному виду образования, как, например, формальное образование, профессиональная подготовка и образование для взрослых и т.д. Некоторые квалификационные рамки обладают более дифференцированной внутренней структурой, состоя из большего числа элементов (уровней), нежели другие; в основе некоторых квалификационных рамок может лежать формально принятая нормативно-правовая база, тогда как в основе создания других квалификационных рамок может находиться некое общее видение проблемы (консенсус мнений различных сторон социального взаимодействия). Тем не менее, все квалификационные рамки создают необходимые условия для повышения качества образования, уровня его доступности для всех слоев населения, обеспечивают признание полученных квалификаций на рынке труда на национальном и международном уровне, а также их соответствие потребностям, существующим в обществе.

Квалификационная рамка не описывает социальные и культурные условия создания той или иной квалификации; национальную/региональную политику государства в сфере развития квалификаций; источники финансирования или критерии оценки присуждения степеней или дипломов; функционирующие институциональные нормы; особенности организации учебного процесса или регулятивные механизмы.

Мета-рамка (Meta - framework)- организующая система, которая позволяет пользователям соотносить квалификации, принадлежащим различным национальным системам. Мета-рамка предназначена для обеспечения прозрачности квалификаций и формирования области доверия при международном сопоставлении квалификаций за счет:

· определения принципов обеспечения качества;

· системы переноса зачетных единиц;

· механизмов информационной поддержки;

· системы профессиональной ориентации.

Результаты обучения (Learning Outcomes)представляют собой набор знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он/они могут продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.

Все результаты обучения могут быть сгруппированы в три основных типа результатов:

· знания;

· навыки и умения;

· компетенции, описывающие личные и профессиональные достижения/ результаты индивида/индивидов.

Типы результатов обучения применяются для описания существующих уровней квалификации.

Результаты; обучения - ожидаемые формальные показатели того, что обучаемый должен знать, понимать и/или в состоянии выполнить по завершении периода обучения.

Существует несколько уровней применения показателей результативности обучения:

· индивидуальный уровень, при котором результаты обучения используются для разработки модулей образовательных программ;

· национальный уровень, объясняющий использование результатов обучения для разработки квалификаций, квалификационных рамок, повышения качества образовательных программ;

· международный уровень, при котором результаты обучения используются для обеспечения прозрачности образовательных программ и международного признания присуждаемых степеней и дипломов.

Компетенции (Competencies)есть интегрированное понятие, выражающее способность индивида самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений. Уровень самостоятельности лежит в основе каждого уровня компетенции и определяет границу между ними.

Компетенция включает в себя:

1. когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте;

2. функциональную компетентность (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;

3. личностную компетенцию, предполагающие поведенческие умения в конкретной ситуации и

4. этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.

Освоение определенного уровня компетенции есть способность использовать и сочетать знания. умения и широкие компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы.

Кредит (Credit)- единица измерения «веса» учебного курса или программы (количество аудиторных и неаудиторных часов и т.д.) в рамках соответствующей квалификации. Кредиты, полученные в рамках одной квалификации, могут быть перенесены и перезачтены квалификацией другого рода. Система кредитов предполагает кумулятивное накопление объема учебной нагрузки, необходимого для присуждения той или иной квалификации. Процедуры взвешивания, переноса и накопления кредитов регламентированы специально разработанными правилами.

Кредит - количественное (числовое) выражение объема полученных знаний, учитывающее результаты, достигнутые в процессе обучения, и выполнение учебной нагрузки, соответствующей квалификации [3, р. 29].

Уровни квалификации (Qualificatlon levels)есть основные структурообразующие элементы национальных квалификационных рамок, под которыми понимается последовательный комплекс действий (индивидуальная траектория развития человека), выражаемый в достижении результатов обучения, соответствующих конкретной квалификации.

Разные страны руководствуются разными подходами к описанию уровней квалификации, определению их числа и показателей результатов обучения, соответствующих каждому уровню, а также продолжительности и глубины каждого из уровней.

Европейская квалификационная рамка состоит из 8 уровней и шире Рамки квалификаций для общеевропейского пространства высшего образования, включающей 3 уровня.

Формальное образование (Formal learning) - институционализированная форма обучения по специально разработанным и утвержденным программам и методикам обучения в образовательных учреждениях, центрах повышения квалификации для взрослых или на рабочем месте. подтверждаемая квалификацией или свидетельством о полученном образовании.

Неформальное образование (Non-formal learning) - форма обучения, встроенная в общий план учебного процесса, но формально не определяемая как процесс обучения (например, в терминах целей и задач образования, периода обучения и оценки качества), однако, содержащая значимый образовательный компонент. Неформальное образование является для обучаемого осознаваемым и не спонтанным процессом, не ведущим к присуждению степени или выдачи свидетельства об образовании. Разработка программ неформального образования, как правило, находится в компетенции учебного заведения.

Спонтанное образование (Informal learning) - форма обучения, при которой процесс приобретения знаний и навыков не структурирован в терминах целей и задач образования, периода обучения и оценки качества, не осознается индивидом и не предполагает формального признания достигнутых результатов в виде дипломов, сертификатов или присуждаемых степеней. Спонтанно приобретаемые знания, компетенции и навыки есть результат повседневной деятельности индивида на работе, дома, а также результат общения со своим социальным окружением на протяжении всей жизни.


Приложения

Приложение 1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.