Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компетенции в учебных курсах



Учебный курс Компетенция
Теоретические основы управления функционированием и развитием школы в современном мире              
Количественные и качественные методы оценки качества деятельности школы и организации мониторинга              
Исследование              
Связи с общественностью              
Школьное законодательство и финансы              

 

2.Составьте экспертное заключение по результатам сравнения целей традиционной учебной программы и учебной программы, ориентированной на развитие компетентностей студента.

Старая рабочая программа Новая рабочая программа
Цели формулируются в отрыве от требований ГОС по направлению, без определения авторской позиции Цели формулируются в соответствии с требованиями ГОС и в соответствии с определенной (заявленной) позицией
Цели не диагностируемы, имеют слишком общие формулировки целей, при которых их нельзя назвать «конкретным результатом» Цели диагностируемы, т.е. сформулированы как ожидаемый учебный результат
Цели очень конкретны, при этом теряется перспектива курса, его связь с будущей деятельностью обучающегося Цели конкретны, но их степень общности соотвётствует уровню учебного курса  
Цели изолированы, не взаимосвязаны друг с другом Цели представлены в виде открытой системы, которая может быть дополнена новыми целями (преподавателем или обучающимся)
Для студента цели сформулированы в окончательном виде и изменению не подлежат Студент (и учащийся) имеет возможность (и осознает ее) для доопределения своих личных целей при изучении курса (эта возможность обеспечивается относительной независимостью целей, а также их формой)
Цели (зачастую неявно) соответствуют интересам преподавателя, планируют, задают только его деятельность Цели удовлетворяют запросы обучающихся, характеризуют их планируемые достижения
Замена целей содержанием, темами обучения, элёментами учебного предмета Цели образуют систему в соответствии с выделяемыми группами компетенций
Цели приспособлены к существующим условиям, ориентированы на подготовку к работе в известных стандартных ситуациях Цели устремлены в будущее, готовят к работе в новых нестандартных условиях  
Для формулировки целей используется язык, принятый среди специалистов, что затрудняет понимание и принятие целей обучения Язык научный, но оставляет обучающемуся возможность увидеть личный смысл в изучении данного учебного курса. Четкое представление о курсе формирует положительную дополнительную мотивацию к учению
Цели декларируют обучение конкретным, имеющим узко прикладной характер приемам, методикам, технологиям, которые быстро устаревают В целях курса фиксируются общие интеллектуальные умения, приобретение и дальнейшее развитие которых обеспечивает разработку новых технологий, методик, приемов работы и учения

 

3.Определите технологию организации самостоятельной работы студента, через конкретные шаги.

 

Шаг 1. Подготовительный Определение ведущей компетенции (или ведущих компетенций) учебного курса
Шаг 2. Этап целеполагания и планирования В какой форме будет осуществляться?    
Шаг 3. Консультирование Кто?  
Что?  
Когда?  
Где?  
Зачем?  
Шаг 4. Рефлексивный этап Как будет проходить оценивание учебных достижений обучающихся?  
Шаг 5. Аналитический этап По каким критериям будет проводиться анализ?  

 

4. Проанализируйте и обсудите в группе возможность применения портфолио как элемента учета и оценки результатов учебной деятельности студента. Воспользуйтесь предлагаемыми вопросами.

1. Каковы цели использования портфолио?
Будет ли портфолио сопровождать обучающегося в течение всего обучения? Будут ли какие-то элементы портфолио «переходить» вместе с обучающимися из курса в курс? Будут ли портфолио оставаться у обучающихся после их составления? Будут ли эти портфолио связаны только с одной предметной областью? Будут ли портфолио использоваться для какой-либо аттестации? Будут ли портфолио использоваться в качестве рефлексии обучающимися своего развития? Будут ли портфолио использоваться для самооценки? Будут ли портфолио использоваться в процессе общения с организациями? Будут ли оцениваться отдельные компоненты портфолио до окончания работы над ним? Будет ли общая оценка портфолио состоять из оценок входящих в него частей?
2. Из каких компонентов будет состоять портфолио?
Нужно ли включать все изучаемые обучающимися темы? Нужно ли включать в портфолио только работы, имеющие законченный вид? Нужно ли для портфолио выбирать только лучшие работы? Нужно ли включать в портфолио все работы (удачные и не очень)? Должны ли обучающиеся вместе с преподавателями вместе определять состав портфолио? Должны ли преподаватели сами определять состав портфолио? Должны ли в портфолио содержаться комментарии преподавателей? Могут ли учащиеся давать друг другу советы относительно содержания и структуры портфолио?
3. Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио?
Домашние работы. Результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий. Задания, отредактированные однокурсниками. Результаты групповой работы (черновики, схемы). Дневник обучения. Процесс решения учебных задач. «Рефлексивные журналы». Проекты. Письменные работы. Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ. Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов, песен учащихся. «График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.). Вопросы, возникающие у студента в процессе работы. Заполненные студентами анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.) Отчеты об интервьюировании других студентов. Лист наблюдений (за какими то процессами). Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения). Самооценка. Письмо преподавателю (члену своей семьи, директору предприятия и т.д.), связанное с содержанием портфолио. Постановка и обоснование целей будущего обучения. Тема по выбору. Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудио-фрагментов и т.д. Схемы индивидуальных и групповых проектов. Записи в «бортовом журнале». Компьютерные программы. Описание лабораторных экспериментов. Образцы изобразительного творчества. Видеофрагменты. Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п.
4. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?
Работа учащихся оценивается в течение курса, поэтому окончательный вариант портфолио не оценивается. Портфолио оценивается целиком на основании сформулированных преподавателем и учащимися критериев. Каждая составная часть портфолио оценивается отдельно на основании сформулированных преподавателем и учащимися критериев. Портфолио не оценивается, а учащийся выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу. Некоторые части портфолио объединяются и учащийся их предъявляет своим преподавателям. Портфолио используется учащимся при собеседования по поводу поступления в учебное заведение.
5. Как будет выглядеть портфолио?
Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента. Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.). Соответствие содержания оглавлению. Письменное введение в каждую главу, входящую в портфолио (студент объясняет, почему он решил работать над этой темой и описывает свои мысли и чувства в этой связи). Самооценка портфолио самим студентом. Перечень целей обучения, обоснованных студентами на основании своих интересов, потребностей и самооценке. Письмо студенту от преподавателя (родителей, однокурсников, научного руководителя и др.), в котором могут содержаться комментарии, рекомендации, оценка, пожелания, поддержка, и т.д.).
6. Как будет происходить обсуждение портфолио?
Студент - Преподаватель. Студент - Студент. Студент - Малая группа. Студент ст.курса - Студент мл.курса. Студент – Представит. - общественности. Студент - Преподаватель – Представит.общественности. Студент - Значимое лицо (авторитетное для студента). Организованная «защита» портфолио. Выставка портфолио. Конференция. Интернетконференция.

 

 


Заключение

На основании анализа представленных материалов сделаем несколько обобщающих выводов.

1. Существенными для компетентностного подхода являются следующие положения:

· «компетентность» это деятельностная категория, т.е. она проявляется только в определенной деятельности;

· компетентность не сводится к знаниям или навыкам, но включает их в себя;

· для определения компетентности большое значение имеет контекст, т.е. человек, компетентный в одном виде деятельности, может быть некомпетентным в другом;

· значительную роль в проявлении компетентности играет конкретная ситуация, в одной и той же сфере деятельности, но в разных обстоятельствах человек может проявить (или не проявить) свою компетентность;

Компетентность педагога включает в себя наличие необходимых знаний, сформированность умений, наличие объективного представления о себе, мотивации к педагогической деятельности, а также набор личностных качеств, необходимый для осуществления педагогической деятельности, ее коррекции на основе принятых индивидуально или коллегиально решений. Становление каждого компонента связано с формированием его характеристик и свойств как части целостной системы.

Рассматривая компетентность специалиста в единстве ключевых, базовых и специальных компетентностей, ее развитие и признаки сформированности можно рассматривать как взаимодействие мотивационного, когнитивного, операционно-действенного и рефлексивного компонента в структуре деятельности.

 

2. В учебных программах нового поколения (ориентированных на развитие компетентностей обучающихся) иначе по сравнению с традиционными расставлены приоритеты: на первое место выносятся характеристики компетентностей как цели программы, затем предлагаются способы их формирования и становления, далее производится отбор информации, которая способствует развитию компетентности.

Главная задача, которую должны решить программы нового поколения - перенести внимание с предметного содержания дисциплины на основное условие познания этой предметности - языки её описания и опыт деятельности. В настоящее время очевидна невозможность овладения знанием как совокупностью данных (совокупностью дескриптивных высказываний о предмете знания) и видна необходимость овладения методом получения знания. Благодаря достижениям в области герменевтики, теории коммуникации, философской и логической семантики и др. удалось достаточно ясно показать, что в основе метода познания находится язык, овладение которого позволяет коммуникативному сообществу образованных специалистов "строить" модели реальности, планировать и прогнозировать ситуации.

3. Современные образовательные стратегии подготовки педагогапредусматривают возможности личного участия и развития опыта и способностей студентов; поощрение навыков, важных для проявления гражданских функций на основе принятой и понятой информации (например, таких как принятие решений в социальном контексте, участие в преобразованиях, критическое осмысление концепций и межгрупповое взаимодействие). Целью преподавания является создание сообщества обучающихся путем побуждения студентов к участию, обсуждению, выражению несогласия, принятию на себя рисков и ответственности при принятии решений. Образовательные стратегии, ориентированные на развитие компетенций это, прежде всего:

· практико-ориентированное модульное обучение;

· обучение посредством кейсов (пакета ситуаций для принятия решений);

· проектное обучение;

· тренинги;

· широкий спектр образовательных практик (реальных и имитационных), поддерживающих развитие ключевых компетенций, стратегическое, рефлексивное и критическое мышление.

4. Особое внимание при этом уделяется изменению деятельности преподавателей. Взаимодействие преподавателя со студентами и студентов между собой наиболее полно характеризует выражение «динамика происходящего в аудитории». Преподаватели выражают свое положительное или отрицательное отношение через то, как они знакомят с основами предмета и реагируют на вопросы, комментарии и поведение студентов. Динамика происходящего в аудитории характеризуется тем, что студенты являются равноправными участниками происходящего и воспринимают обучение как обмен опытом между ними и преподавателем. В подобных курсах преподаватели и студенты подвергают критическому рассмотрению предвзятые мнения и обмениваются самыми разными представлениями в контексте принятых правил организации процесса, протекающего в учебной группе.

В целях развития социальных компетенций на занятиях необходимо организовывать рабочие группы с различным числом участников (обучение в командах). Группы представляют собой форум, где можно получить информацию и создать условия для структурного познания. Именно через групповую работу студенты могут почувствовать себя членами общества, апробировать свои соображения, проанализировать ценности и взгляды, а также приобрести навыки общения, то есть формировать социальные компетенции. Взаимоотношения внутри различных групп, участие в деятельности различных группах будет частью профессиональной деятельности каждого студента, педагога, по мере того, как он включается в разнообразие профессиональной деятельности и решает ее различные задачи. Через работу в группе каждый может в какой-то степени идентифицировать себя как личность и как профессионала. Именно через взаимодействие в группах возникает возможность развивать личностные или межличностные навыки, которые повышают способность принимать обоснованные решения и предпринимать конструктивные шаги в отношении своих действий. Важно также развитие умений работать в группах с различным числом участников. Основное внимание уделяется совместной работе в условиях доверия, терпимости и стимулирования. Познавательному и эмоциональному познанию уделяется равное внимание. Индивидуальному и коллективному процессу познания придается такая же значимость, как и сути содержания обучения.

5. В связи с предлагаемыми изменениями в построении процесса подготовки педагогов с позиций компетентностного подхода меняется и оценка достижений обучающихся. Современный образовательный процесс не может быть монооценочным. С одной стороны, он предполагает оценку различных достижений студента (множественность объектов оценки), с другой стороны, оценка не может осуществляться только преподавателем, в процесс оценивания вовлекается группа студентов и сам обучающийся (множественность субъектов оценки). В настоящее время в мире разработано несколько подходов к оценке компетентности специалиста. В основном они применяются в процессе полноценной профессиональной деятельности, но могут быть перенесены и в образовательную среду.

Подчеркнём, что разработанные концепции оценки компетентности предусматривают обязательное наличие у этого процесса двухравноправных «сторон»:

- внешнюю, выраженную в «объективизированном» компоненте оценки, когда решение субъектом той или иной тестовой задачи оценивает эксперт.

- внутреннюю, выраженную в «субъективизированном» компоненте, когда субъект оценивает себя сам.

В структуре базовой компетентности будущего учителя можно выделить три основных аспекта:

1. Решение задач, связанных с изучением и развитием личности ребёнка, ученика;

2. Решение задач, связанных с созданием условий успешного педагогического взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности;

3. Решение задач, связанных с организацией и осуществлением диалога, взаимодействия с возможными партнёрами (индивидуальными, групповыми, коллективными) в образовательной среде.

В свою очередь, успешность решения данных трёх групп задач, возможно оценить, используя критерии:

- оценки качествличности, необходимых для решения образовательных задач;

- оценки процесса и результатов (продуктов) профессиональной деятельности (реальной или смоделированной);

- профессиональной и социальной ролибудущего педагога в предлагаемых обстоятельствах.

Завершая пособие, отметим, что внедрение компетентностного подхода и связанных с ним гуманитарных технологий в образовательную практику происходит постепенно. Встраивание нового компонента обучения в образовательный процесс может быть произведено следующим образом:

· методом /полезных/ вкладов, который заключается в том, что в процесс обучения добавляются новые учебные курсы, где моделируются события (задачи), связанные с решением конкретных проблем, отрабатывающих те или иные компетенции;

· аддитивным методом, выражающимся в добавлении нового содержания в традиционные учебные программы без изменения их базовой структуры;

· методом трансформации, посредством которого изменяются стратегии образования (внедряются модульные, проектные, кейсовые методы обучения), в результате чего студенты получают возможность рассматривать проблемы, события, концепции и темы в перспективе, что помогает студентам понять, каким образом создается знание;

· действенным методом — изменяется образовательная программа в целом (процесс обучения и оценка достижений студентов управляется кредитной системой, где возможная сумма набранных студентом кредитов определяется его участием и ростом опыта приобретения компетенций в различных областях профессионально-познавательной и профессионально-социальной деятельности). В результате чего студенты учатся принимать решения по важным гражданским, социальным и личным проблемам и предпринимают действия, способствующие решению таких проблем.

Выбор того или иного варианта зависит от готовности педагогического коллектива к изменениям и от мотивированности на эти изменения. Этот процесс требует определённых усилий, но полученные результаты - достижения студентов – стоят того.

 

 


Словарь терминов

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.