Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как связаны компетентность педагога и здоровье учащихся?



 

Хорошо известно, что поскольку детский организм находится в состоянии развития, он обладает повышенной уязвимостью по отношению к вредным факторам окружающей среды и негативным воздействия общества. В течение последних 15 лет Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) всячески способствовала развитию атмосферы диалога и сотрудничества между секторами здравоохранения, образования и охраны окружающей среды разных стран. В рамках данного процесса, получившего название «Окружающая среда и здоровье», ВОЗ вместе с ЮНЕСКО выступили инициаторами движения «Образование в области здоровья». Образование в области здоровья это часть программы «Свежий подход» (FRESH) для обеспечения Образования для всех (ОДВ). Программа ОДВ является механизмом создания «обучающегося общества», который должен действовать эффективно при условии создания здоровой среды обучения. Одно из направлений исследований в рамках движения ОДВ – воздействие школьного здравоохранения на успеваемость учащихся. Так, например, в ходе подготовки конференции по теме «Успеваемость, питание и здравоохранение» ЮНЕСКО был опубликован ключевой документ «Недостаточное питание и инфекция в классе», в котором показана взаимосвязь между состоянием здоровья и питания детей и их успеваемостью. Проведенный в 1990 году анализ исследований по взаимосвязи между антропометрическими показателями, состояния питания (рост – возраст и вес – рост) и школьными показателями (возраст, при поступлении, количество пропусков, тестовые оценки, IQ и уровень знаний по отдельным когнитивным заданиям) показал, что лучшее состояние питания устойчиво связано с более высокими тестовыми оценками или более высокой успеваемостью. В дальнейшем были проведены исследования по школьному здравоохранению с использованием следующих методов:

· телефонных интервью и электронного анкетирования респондентов в организациях;

· обзор исследовательских работ, отчетов, составленных в различных странах, и публикаций международных, национальных и региональных учреждений;

· интернет-исследования данных межправительственных организаций;

· анализ публикаций специалистов по данной проблеме.

Как показали данные, плохое здоровье и питание учащихся влечет низкую посещаемость, частые прогулы, низкую производительность в классе и неэффективность образования. Проблемы социального и психического здоровья, такие как жестокое обращение, душевная травма и самоубийство, а также такие негативные стили поведения как: злоупотребление наркотиками и алкоголем, признаны в качестве причин отсутствия молодежи в школе и их плохой успеваемости.

Исследования показали, что острота проблем со здоровьем у детей и молодежи связаны с различными факторами. Сюда относятся: физическую среду, доступность и качество здравоохранения, уровень образовательной подготовки, социальные и культурные нормы, экономические условия и индивидуальную модель поведения. В результате Комитетом Программы ОДВ был сделан вывод, что, если существует необходимость в росте качества и количества здравоохранительных программ, то ведущую роль должен взять на себя сектор образования. Следовательно, исследовательские данные должны быть легко доступны для работников сектора образования для пропагандистской деятельностью, разработки политики и планирования программ. Данные выводы и привели к созданию специального проекта FRESH, который направлен на создание ресурсов для обеспечения эффективной охраны здоровья в школе. Десять основных выводов стали основой для будущих действий:

1. Школьные мероприятия в области охраны здоровья и питания могут привести к повышению успеваемости.

2. Состояние здоровья и питания учащихся влияет на количество поступающих в школу, количество остающихся в школе и посещаемость.

3. Образование способствует укреплению здоровья.

4. Образование может привести к снижению уровня социального и полового неравенства.

5. Охрана здоровья учителей улучшает их состояние здоровья, моральное состояние и качество обучения.

6. Программы охраны здоровья и профилактики заболеваний экономически эффективны.

7. Лечение молодежи в школе может снизить уровень распространения заболевания в данной местности.

8. Многочисленные скоординированные стратегии дают больший эффект по сравнению со стратегиями в отдельно выбранных направлениях, однако, реализовывать такие стратегии по отношению к любой целевой группе следует крайне осмотрительно.

9. Эффективность медико-санитарного просвещения особенно высока при использовании интерактивных методов обучения на основе развития практических навыков.

10. Медико-санитарное просвещение, преподаваемое подготовленными учителями, позволяет учащимся приобрести более качественные знания и навыки, чем в случае проведения занятий учителями, не прошедшими соответствующего обучения.

Проект FRESH был запущен на Международном форуме в Дакаре и поддерживается множеством международных организаций, учреждениями и инициативными группами. В реализацию проекта включились сотни школ в различных странах мира. Fresh включает в себя 4 ключевых компонента:

I. Стратегия здравоохранения в учебных заведениях, имеющая цельюсоздание благоприятной для здоровья и спокойной среды, обеспечение равенства прав и возможностей учащихся, медико-санитарное просвещение и организация служб медицинской помощи при учебных заведениях.

II. Создание безопасной и гигиеничной обстановки в учебном заведении, заключающейся вобеспечении школьников чистой водой и строительством надлежащих санитарно-технических сооружений.

III. Медико-санитарное просвещение на основе развития практических навыков.В данном случае, медико-санитарное просвещение на основе развития практических навыков выходит за рамки передачи фактической информации, способствуя выработке установок, ценностей и навыков, связанных со здоровьем.

IV. Служба медицинской помощи и служба питания в учебных заведениях.

Эти компоненты представляют собой сочетание действий, которые могут значительно улучшить как показатели здоровья, так и результаты обучения. Проект Fresh также имеет три дополнительные стратегии: общественное участие, участие здравоохранения и образования, участие учащихся. В основе этих стратегий лежат совместные действия эффективного сотрудничества преподавателей и медицинских сотрудников, родителей и общественных групп, а также активное участие молодых людей в разработке и использовании этой программы. Результативное взаимодействие между школой и обществом является основополагающим для успешной реализации и жизнеспособности программ школьного здравоохранения. Родительское участие и содействие увеличивают вероятность того, что воспитание сохранения здоровья дойдет до сведения всех членов семьи и найдет подкрепление в доме. Молодые люди, которые привлечены к проведению мероприятий, к созданию безопасной среды, пропаганде здоровья узнают о здоровье на практике. Необходимо отметить, что меры, необходимые школам для укрепления здоровья детей школьного возраста, варьируется в зависимости от страны и даже в ее пределах. С целью определения ведущих проблем здравоохранения в конкретном школьном микрорайоне и разработки в ответ надлежащей и эффективной программы школьного здравоохранения проводится анализ местной ситуации.

Рамки проекта FRESH базируются на соглашении сотрудничающих организаций (UNESCO, UNIСEF, Всемирным Банком, Всемирной Организацией Здравоохранения и Неправительственной Организацией (НПО) “Education International”), совместные действия которых, обеспечивают базу и отправную точку для дальнейшей деятельности, чтобы создать здоровое окружение для детей, улучшить способность детей к обучению, и тогда цели образования будут достигнуты быстрее. Проект является катализатором разработки стратегий и механизмом создания «обучающегося общества», участвовать в котором может каждый человек. Проект может быть использован в двух направлениях: во-первых, для определения факторов, в результате которых возникают проблемы со здоровьем у детей школьного возраста; и, во-вторых, для эффективного решения этих проблем.

Вставка 9. Исследовательские данные проекта FRESH Анализ результатов пилотных программ школьного питания показал, что мероприятия в области питания увеличивают посещаемость занятий до 35%. Данные опроса школьников, доказали, что школа через свое культурное воздействие, систему управления, учебные программы и способы оценки влияет на самоутверждение школьников, их учебные достижения, и как следствие, на их психосоматическое состояние. Средства, инвестируемые в школьные мероприятия по профилактике заболевания, позволяют снизить расходы на лечение этого заболевания. В публикации Всемирного банка «Деятельность в классе: Повышение школьной успеваемости в развивающихся странах путем улучшения здоровья и питания»(Del Rosso & Marek 1996), содержатся данные, согласно которым профилактика заболеваний среди детей школьного возраста, помогает предотвратить распространение заболевания в общине. Установлено, что медико-санитарное просвещение, включая развитие практических навыков и интерактивные методы обучения, способствует принятию здорового образа жизни и снижает распространенность рискованных форм поведения. Метаанализ более 200 школьных профилактических программ позволил распределить подходы, которые в них применяются на девять групп. Самые успешные программы предусматривают обучение комплексным навыкам самостоятельной жизни, включают в себя формирование навыков преодоления рисков от негативного воздействия социальной среды, и предлагают развитие таких качестве как ответственность, способность к сотрудничеству и т.д.

В Европе поддержку программ школьного здравоохранения оказывает Европейское региональное бюро ВОЗ. Европейское бюро - это одно из шести расположенных в различных частях мира региональных бюро, каждое из которых проводит программу, направленную на решение конкретных проблем здравоохранения обслуживаемых им стран. Европейское Бюро ВОЗ оказывает помощь всем странам Европы в разработке стратегий, в пропаганде и реализации мер, направленных на охрану и улучшение здоровья населения. ВОЗ обеспечивает широкое международное распространение своих публикаций, поощряет распространения успешного опыта и его адаптацию в новых условиях. В программах ВОЗ отмечается, что школы играют важную роль в обеспечении детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для защиты здоровья.

На Европейском континенте, благодаря действиям Совета Европы и движению за развитие гражданского общества, сложилась особая концепция работы в этом направлении. В последние годы в Европейских странах реализуется комплексный проект «Развитие и поддержка интегрированных подходов к здоровью и устойчивому развитию на местном уровне в Европе». Данная работа связана с новым пониманием совместных действий в форме социального партнерства. В этом плане стратегия действий объединяет мероприятия по пропаганде и агитации, защите и поддержке, лоббированию и продвижению (адвокация), а также стратегию информационно-образовательной и коммуникационной деятельности (ИОК) для улучшения здоровья детей и состояния окружающей среды. Новый термин «адвокация» (advocacy) означает процесс воздействия на те политические, экономические и специальные решения (в том числе относящиеся к общественной политике и распределению ресурсов), которые оказывают самое прямое влияние на жизнь людей. Этот процесс направлен на изменение имеющихся стратегий или программ, например, посредством убеждения соответствующих влиятельных лиц, оказать поддержку усилиям, направленным на решение того или иного вопроса, вызывающего обеспокоенность отдельных лиц, групп людей или сообществ. Еще одним способом изменения политики с помощью адвокации может быть создание и мобилизация партнерств и альянсов с целью решения тех или иных конкретных вопросов. Формы работы в этом направлении различны.

В частности, они могут включать:

· проведение исследований, которые помогают лучше понять суть проблемы и разработать стратегические направления;

· предоставление информации заинтересованным лицам;

· привлечение к обсуждению и переговорам отдельных лиц и организаций;

· создание информационных сетей, объединяющих группы людей, имеющих сходные интересы, с целью обмена опытом.

Информационно Образовательные Коммуникации представляет собой пакет спланированных вмешательств, сочетающих информационно-просветительские, обучающие и мотивационные процессы. Целью мероприятий по ИОК, которые проводятся после проведения оценки потребностей, является достижение заметных изменений или закрепления поведения и установок в конкретных целевых группах. Эта работа требует многофункциональных навыков и заимствования технических приемов и методик из различных дисциплин. Как только начался процесс адвокации, стратегии в области ИОК стали воздействовать на изменение нежелательного поведения, закреплять желательное поведение и/или изменять общественные нормы, направления санитарного просвещения и коммуникации, для того чтобы обеспечить социальную и политическую поддержку конкретному действию. В контексте улучшения здоровья детей это означает взаимодействие с сектором образования, с сектором здравоохранения, семьями и сообществами с целью обеспечения инструментами, необходимыми для предупреждения и снижения риска воздействия на детей неблагоприятных факторов. Эти стратегии выстраиваются таким образом, чтобы они легко воспринимались целевой аудиторией и позволяли изменить или улучшить знания, представления и практические навыки. Сферы приложения этих мероприятий различны:

· национальные и международные стратегии,

· общественное образование,

· средства массовой информации и другие средства связи,

· научно-исследовательские и академические институты,

· местное сообщество.

Адвокация и ИОК стимулируют доступ к информации и участию всех заинтересованных граждан в решении экологических проблем и проблем здоровья, что соответствует принципу, получившему поддержку Повестки дня на XXI век (ООН).

Вставка 10. Роль сектора образования в сохранении здоровья детей Сектор образования – важный партнер в области охраны окружающей среды и здоровья и может быть влиятельным партнером, осуществляя разработку интегрированных школьных программ. Есть необходимость в пересмотре или расширении учебных планов для школьников. Но при этом важно, чтобы система образования признала роль, которую она может играть в области охраны окружающей среды и здоровья, в повышении участия молодежи в осуществления политики здоровья сбережения. Школы не только дают молодежи образование и, следовательно, влияют на будущее, но и дают возможность для привлечения детей и подростков к процессу формирования политики. Здоровье детей и окружающая среда. Разработка планов действий. Всемирная организация здравоохранения. Европейского регионального бюро ВОЗ 2006 г. Веб-сайт: www.euro.who.int

В рамках поддержки движения «Образование для здоровья» был создан проект «Европейская сеть школ, содействующих укреплению здоровья». Европейская сеть школ - практический пример деятельности в области общественного здравоохранения, который позволил успешно объединить усилия трех крупнейших европейских учреждений в совместной работе по достижению своих целей. Данный проект трехстороннее мероприятие, он осуществляется силами Европейской комиссии, Совета Европы и Регионального бюро ВОЗ. Успешная программа сотрудничества между этой сетью и Всемирным банком осуществляется и в Российской Федерации.

В чем особенность данного школьного проекта? «Европейская сеть школ, содействующих укреплению здоровья» (ENHPS) – это концепция, в основе которой лежат международные идеалы, поддерживаемая Европейским отделением Всемирной Организацией здравоохранения, Советом Европы и Комиссией Европейских Сообществ. По определению ВОЗ, здоровый человек – это больше, чем сумма его физиологических составляющих. Ввиду этого в концепции проекта образование в области здоровья строится на холистический основе, и охватывать социальный, эмоциональный, духовный, а также физический аспекты здоровья и благополучия. Концепция Здоровой школы (HPS) основана и на положениях Оттавской хартии по укреплению здоровья (1986), которая признала, что «здоровье формируется и расходуется людьми в учреждениях, где они проводят свою повседневную жизнь. Здоровье формируется путем ухода за собой и окружающими, путем развития способности принимать решения и управлять собственной жизнью и обстоятельствами, а также путем обеспечения того, чтобы общество жило в условиях, позволяющих стать здоровыми всем его членам"

Первые описания HPS, называемой в дальнейшем «Здоровая школа», появились во время первой главной конференции по школьному здравоохранению в Шотландии в 1986 году, в которой приняли участие все европейские страны. Модель, описанная в докладе Янга и Уильямса, представляла общую политику и три важных скоординированных компонента: обучение, услуги в области охраны здоровья и здоровую образовательную среду, причем в это понятие включались как технический, так и психосоциальный аспекты. В 1990-х годах концепция стала основой для политических решений и усилий по разработке программ в странах Европы и в России. Концепция, согласно которой положение школ позволяет им предоставлять учащимся базовый пакет услуг в области охраны здоровья, получила широкое признание.

Европейская ассоциация школ, содействующих охране здоровья (ENHPS), опубликовала большое количество исследований о том, как учащихся привлекают к планированию, реализации и оценке различных проектов. В одной из школ Финляндии учеников активно привлекали к оценке проекта внедрения школьной демократии, в рамках которой они оценивали себя, свои действия и достигнутый ими прогресс два раза в год. Исследование доказало эффективность подходов на основе практических навыков для продвижения здорового образа жизни и для профилактики или более позднего принятия рискованных форм поведения. К таким навыкам относится отказ, общение, критическое мышление и другие навыки самостоятельной жизни. Решающим фактором для достижения успеха является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют молодым людям отработать в классе приобретенные навыки, касающиеся важных вопросов охраны здоровья. Школы все в большей степени уделяют приоритетное внимание обучению навыкам самостоятельной жизни. Просвещение на основе развития практических навыков в странах Европы встраивается в базовый учебный план по науке и является частью экзаменационного процесса.

В рамках проекта ЕС определение здоровой школы выглядит следующим образом:

Здоровая школа стремится добиться здорового образа жизни для всех членов школьного коллектива путем развития поддерживающей среды, способствующей укреплению здоровья. Она создает условия для создания укрепляющей здоровье среды, а также требует принятия действий, необходимых для достижения этой цели.

Исследовательской частью проекта был процесс разработки индикаторов и показателей «Здоровой школы» для того, чтобы они были сформированы на основе единой методологии, применимы и полезны в реальной жизни. В ходе первого этапа проекта было определено, что школы должны соответствовать следующим двенадцати критериям:

· Активное развитие самоуважения у всех учащихся, путем предоставления условий, при которых каждый член коллектива может внести свой вклад в жизнь школы.

· Развитие добрых взаимоотношений между персоналом и учащимися, а также в среде учащихся в повседневной школьной жизни.

· Разъяснение социальных целей, стоящих перед школой, ее сотрудникам и учащимся.

· Постановка всем учащимся стимулирующих задач в широком круге деятельности.

· Использование любой возможности для улучшения физической среды в школе.

· Развитие хороших связей между школой, семьей и обществом.

· Развитие хороших связей между начальной и средней школой с целью планирования совместной учебной программы по вопросам здорового образа жизни.

· Рассмотрение роли персонала в качестве примера для учащихся в вопросах, связанных со здоровьем.

· Активное укрепление здоровья и улучшение благосостояния персонала школы.

· Использование вспомогательной роли школьного питания (в том случае, если оно предоставляется) в школьной учебной программе по вопросам здорового образа жизни.

· Использование потенциала специализированных служб района с целью получения консультаций и поддержки в процессе образования по вопросам здорового образа жизни.

На приведенной ниже схеме (рис. 2) показаны основные признаки здоровых школ, а также взаимосвязь между этими признаками и факторами внешнего воздействия[34].

 

Рис. 2 Эко-холистическая модель здоровой школы

 

Европейская сеть школ здоровья, работает в рамках политики ВОЗ, а также в условиях национальной и местной политики ее обеспечения. Управление, планирование и распределение ролей являются составной частью проекта, которые поддерживают школьную программу, (организованный процесс укрепления здоровья), социальную и физическую окружающую среду (дополнительную или параллельную программы). Предполагается, что если эти компоненты работают правильно, то достигается желаемое влияние. Иначе говоря, происходят изменения в чувствах, взглядах, ценностях, компетенции, способствующих укреплению здоровья, которые произойдут во всем школьном коллективе, среди учащихся, преподавателей и другого персонала. Связи с внешними организациями, с семьей и обществом важны, поскольку школа не изолирована от них. Обратные связи не представлены на схеме во всей их сложности, они могут варьироваться от школы к школе.

В дальнейшем в рамках проекта была проведена большая работа по индикаторам успешности работы школ. Индикаторы – это попытка ответить на вопросы, что ищется и что достигнуто школой в отношении учащихся. Идентификация индикаторов проводилась средствами исследовательских инструментов:

· наблюдения;

· интервью учащихся, штата школ, родителей;

· анализ документов - специальных дневников учащихся, которые велись в ходе проекта;

· обзоры анкет, чтобы представить количественные данные.

Эти инструменты должны были позволить ответить на вопросы:

· Что помогает достигать успеха?

· Когда достигается наибольший успех?

· Как можно достичь успеха?

· Как это можно измерить и оценить?

Вся эта работа была нацелена не только на то, чтобы выявить успешный опыт, но и для того, чтобы разработать Европейский каркас «Жизненных квалификаций» или «Жизненно важных умений (lifeskillstraining)».

В плане школьного образования проект стал отправной точкой для разработки модели «здоровой школы» в более широком контексте, как школы, ориентированной на ребенка. В ходе проекты были разработаны различные модели обучения жизненным умениям.

 

Вставка 11. Модель обучения жизненным навыкам в школах здоровья Группа жизненных умений, которая поможет учащимся преодолеть риски и принять позитивные модели поведения: · Самодоверие и ожидание действий от самого себя · Чувство личной ответственности · Умения решать проблемы · Умения принимать решения · Позитивная собственная концепция · Умение работать и отдыхать · Способность любить и получать удовольствия · Открыто выражать свои чувства · Умение радоваться жизни и радовать окружающих Индикаторы успешности работы школы в политике здравоохранения · Травматизм · Двигательная физическая активность учащихся · Весовые нормы учащихся по возрасту · Пропуски занятий и инфекционные заболевания · Безопасность и дружелюбность школьной среды · Восприятие и понимание учениками здорового образа жизни · Участие и действия школьных коллективов в политике здравоохранения Booklet from the European Network of Health Promotion Schools: Models of Health Promoting Schools in Europe. Copenhagen, 2002 www.euro.who.int/enhpst

Участниками сети школ, содействующих укреплению здоровья, определено понятие «Дружелюбная для ребенка школа» в следующих пяти областях:

1. Качественные ученики: здоровые, хорошо питаются, готовые учиться, поддерживаются семьей и общиной.

2. Качественное содержание: качественные программы обучения и материалы для грамотности, математики и жизненных компетенций.

3. Качественные процессы обучения: центрированные на ребенка, квалифицированные учителя, социально-конструктивные модели обучения.

4. Качественное Окружение: политика и практика создания здоровых средств (классные помещения, вода, санитария).

5. Качественные результаты (безопасность, физическое и психическое здоровье): знание, отношения и квалификация учащихся; оценка индивидуального прогресса в классе и на национальном уровне.[35]

 

 

Вставка 12. Стратегия включения учащихся в политику здоровья Дети и подростки – это ресурс для осуществления перемен. Проекты ВОЗ, ориентированы на молодежь и показывают, что она способна повысить качество и обоснованность планов работы в этом направлении. Для того чтобы это произошло, страны должны создавать безопасную и благоприятную среду, которая позволяет молодым участвовать в процессе планирования. Для этого необходимо: · Создание доброжелательных по отношению к детям документов, написанных языком, понятным для соответствующей возрастной группы, их широкое распространение через такие средства коммуникации, как радио, Интернет и другие. · Создание специальных возможностей для привлечения к планированию детей и подростков, например, используя существующие форумы, поощряя местные и региональные дебаты и действия, посещая школы для популяризации этих действий. · Активно вовлекать школы в процесс в качестве основных учреждений для разработки учебных планов, сбора и распространения информации, поощрения дебатов и наведения мостов между лицами, принимающими решения, детьми и подростками. · Использовать группы сверстников («равные - равным») для стимулирования поддержки молодежью процесса планирования. Молодежь, которая уже имеет такой опыт, может работать на основе диалога с экспертами, для того чтобы помочь детям и подросткам превратить их идеи в практические предложения. · Уделять особое внимание соблюдению принципа справедливости участия в процессе, то есть гарантировать, что привлечена вся молодежь – независимо от пола, социального статуса и физического состояния. Это необходимо для предупреждения ситуации, когда преимущества оказываются на стороне молодых людей, имеющих более высокий социально-экономический статус и которые с большей охотой и готовностью озвучивают свои потребности. Здоровье детей и окружающая среда. Разработка планов действий. Всемирная организация здравоохранения. Европейского регионального бюро ВОЗ 2006 г. сайт: www.euro.who.int

В целях включения молодежи в решении проблем охраны окружающей среды и сохранения здоровья Европейский совет инициировал проект для учащихся. Проект «Молодые умы» направлен на поддержку действий молодежных общественных школьных организаций. В ходе проекта подростки были привлечены к участию в Четвертой конференции министров Европейских стран по окружающей среде и охране здоровья. Как часть Конференции проект «Молодые умы» был призван показать, что студенты и школьники:

· участвуют и действуют,

· привлекаются к международному сотрудничеству,

· используют информационно-коммуникационные технологии.

В рамках проекта освещались следующие вопросы:

Какое влияние оказывает окружающая среда на здоровье?

В чем состоят различия между глобальными и местными действиями?

Какую роль может играть молодежь в решении проблем, связанных с окружающей средой и здоровьем?

Проект «Молодые умы» обеспечил участие молодых людей и их учителей возможностью сказать свое слово в дебатах по проблемам окружающей среды и охраны здоровья. Школы Европейского Региона могли участвовать в Конференции через интерактивный веб-сайт, и для всех были чрезвычайно полезны плоды этой работы и уроки, извлеченные в ходе процесса, которые нашли свое отражение в отчете.[36]

Одной из самых больших инноваций последнего десятилетия стало использование Всемирной сети для глобального обмена информацией. Всемирная сеть школьного здравоохранения в настоящее время позволяет экономически эффективно и своевременно распространять сведения о наиболее удачном практическом опыте по всему миру. Эти данные доступны для широкой школьной общественности. В этих документах представляются:

1. Методики исследования и их ограничения

2. Констатация важности/необходимости совместных действий

3. Декларация приоритетности целей

4. Обязательства совместных действий

5. Конкретные меры/мероприятия, предложение конкретных мер по достижению принятых целей в соответствие с принятыми обязательствами

6. Рекомендации

7. Инструменты и механизмы реализации решений

8. Данные исследований, обобщенные в докладах и обзорах экспертов

9. Практические материалы - Обмен наилучшими практиками

10. Сетевая поддержка исследователей и практиков

Юнеско помогает всем странам в сборе эмпирических данных, характеризующих результаты образования в области охраны здоровья. Разработаны два механизма:

I. Контроль за результатами образования со специальным разделом с пометкой «навыки самостоятельной жизни», содержащим вопросы, касающиеся знаний в области охраны здоровья;

II. Условия преподавания и обучения (CTL), содержащие вопросы о школьном оборудовании и мерах в области здравоохранения и безопасности, предпринимаемых школами.

В целом в практике школ используются традиционные активные методы обучения охране здоровья – беседы, дискуссии, обсуждение результатов опросов, экскурсии, игры и др. Лишь незначительное количество из них являются дорогостоящими и требуют вспомогательного оборудования, но все они теряют смысл без учителей, желающих помочь своим ученикам думать о своем здоровье.

 

Задания к главе 3

 

1. Найдите примеры образовательной практики, иллюстрирующие следующее высказывание М.М.Бахтина: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, какие она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответы на наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые стороны, новые смысловые глубины… Без творческих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чужого… При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются». Какие «творческие вопросы» о путях взаимодействия образовательных систем разных стран Вы задали бы сегодня зарубежным коллегам?

2. Познакомьтесь с материалами следующих международных проектов и инициатив в области образования: Приоритеты «Группы восьми», Программа «Образование для всех», Программа «Образование для устойчивого развития» Проекты Европейской комиссии, Проекты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Проекты в сфере образования, инициированные ЮНЕСКО, Проекты в сфере образования, инициированные МОТ. Изменилось ли Ваше представление о развитии образования после знакомства с этими материалами? В чём это выражается?

3. Определите, какие базовые профессиональные компетентности формируются у педагогов, участвующих в международных образовательных проектах, рассмотренных в главе. По каким проявлениям в практической профессиональной деятельности педагога можно проследить развитие этих компетентностей? Предложите сценарий учебной игры для студентов (работающих педагогов), ориентированной на развитие мотивации участия в международных проектах.

4. Известно неоднозначное отношение многих отечественных специалистов образования к использованию зарубежного опыта (это отношение можно выразить категоричным высказыванием: подавляющее большинство пропагандируемых современных «модных» западных педагогических идей изначально ориентированных на культ индивидуализма, игнорируют специфику нравственного, религиозного и культурного опыта, особенности мировоззрения и менталитета наших соотечественников, чужды как духу нашего народа, так и вековым традициям отечественного образования…»Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить такую позицию? Какие факторы по мнению россиян способствуют/затрудняют интеграционные процессы в образовании? Какие социальные эффекты и риски Вы видите в этом процессе? Обоснуйте своё мнение.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.