Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Почему сегодня так остро встаёт вопрос о гражданском образовании?



Происходящие события и перемены в мире поставили серьёзные социальные проблемы. К ним относятся:

· этнические конфликты и национализм;

· глобальные угрозы и ослабление безопасности;

· развитие новых информационных и коммуникационных технологий;

· проблемы окружающей среды;

· мобильность населения;

· возникновение новых форм ранее подавленных коллективных общностей;

· потребность в росте личной самостоятельности и в новых формах равенства;

· ослабление общественного единства и солидарности между людьми;

· недоверие к традиционным политическим институтам, формам управления и политическим лидерам;

· повышение взаимосвязанности и взаимозависимости — политической, экономической и культурной — на региональном и международном уровне.

Перед лицом подобных проблем стало очевидно, что требуется новый тип гражданин - активного — способного внести вклад в жизнь своего сообщества, своей страны и за её пределами и готового брать на себя бóльшую ответственность.

Таким образом, одним из вопросов, который сегодня волнует общество, это гражданские функции образования. В философском смысле образование - это:

· органичное вхождение человека в мир общественных, политико-правовых отношений;

· овладение компетентностями;

· освоение ценностей, смыслов, механизмов функционирования гражданского общества, политической и правовой систем;

· обретение собственного образа гражданина;

· становление духовно-нравственных качеств личности.

Однако, сегодня, как отмечают эксперты ООН, намечается тенденция посвящать больше времени, ресурсов и больше заботиться о формальном образовательном секторе. Слишком много школьных систем отдают приоритет знаниям, нежели структурированию личности или обретению молодежи ценностей. Воспитание недостаточно финансируется или концентрируется слишком сильно, на учебном процессе. В тоже время только изменение учебных планов или программ вряд ли может помочь молодежи стать активным и ответственным гражданином общества.

Кроме того, в начале нынешнего столетия особенно обострилась проблема неформального воспитания, предоставляемого семьей и другой неструктурированной средой. В результате отмечается наличие серьезного дефицита воспитания.

Ввиду этого проблемы построения гражданского воспитания, формирования толерантности, демократической культуры, миролюбия и потребности «участия «активных граждан» в обществе» стоит в центре внимания различных международных организаций и европейского сообщества в целом.

В последние годы усилилась и критикав адрес школ о неэффективности их усилий в области принципов демократических действий. Эти дефициты были вскрыты опубликованными результатами международного сравнительного исследования Civic Education Study, проведенного Международной ассоциацией оценки образовательных достижений (IEA), целью которого было определение уровня политических знаний, политических установок и готовности к действиям среди учеников школ. Школьники хотя и могут воспроизвести весь каталог составляющих демократии (выборы, разделение властей и т.д.), тем не менее, это не приводит к тому, что они воспринимают это как значимые для них лично и ведут себя соответствующим образом. Исследования показали, что в школах отношение «учитель-ученик» характеризуется недостаточной степенью взаимоуважения, а тем самым и соблюдения принципов человеческого достоинства.

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) разработала стратегическую концепцию, в рамках которой был составлен «каталог» ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые люди на момент окончания школы. В общих чертах были сформулированы четыре основных принципа:

1) подростков нужно обучать действовать самостоятельно;

2) подростки должны самостоятельно добывать знания, необходимые для коммуникации;

3) подростки должны быть в состоянии действовать в социально гетерогенных группах;

4) подростков нужно обучать действовать, оценивать и делать выбор, руководствуясь моральными принципами.

Было отмечено, что учителя наделены правом и обязанностью обучать, оценивать и дисциплинировать учеников. В соответствии с пониманием этой роли, учителя с одной стороны допускают демократию в школе, а с другой ограничивают ее в интересах учебного производства. В результате личный опыт, притязания и интересы учеников практически не находят в школьном процессе отзыва. Это противоречие воспринимается учащимися как несправедливость или двойственная прагматика, что блокирует их увлеченность и активность. Целый ряд конфликтов проявляется все более открыто. Учащиеся видят в школе направленный против них механизм принуждения и насилия, среди них растет ответная тенденция использовать насилие как легитимное.

В результате проведенных исследований были сформулированы следующие вопросы:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.