Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Почему современный педагог должен обладать межкультурной компетентностью?



Хорошо известно, что одной из характерных особенностей современного образования является его открытость. Открытость, как важная характеристика непрерывного образования, становится надежным способом реагирования образования на незапрограммированные изменения, происходящие в среде обитания человека постиндустриального общества, что позволяет образованию быть адекватным новым социальным потребностям, связанным с многообразием культуры и потребностей людей.[19]

Для современного (постклассического) понимания образования характерно представление о модели открытого образовательного процесса, которому свойственно интеграция всех способов освоения человеком мира; реализация таких принципов как сотрудничество, сотворчество, индивидуализация, информатизация, компьютеризация, гуманизация, деполитизация, экологизация образования; психологическая установка обучающегося на постоянный поиск, формирование новых ориентиров и целей.

Важной предпосылкой подлинно открытого образования является становление и развитие в России гражданского общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания. При этом действенной социально-политической детерминантой развития образования являются интенсивные интеграционные процессы, как важная составляющая развития современного мира, а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом национальное своеобразие. С открытием границ между государствами усиливается мобильность людей, их мотивация к изучению иностранных языков и другой культуры, а также к установлению и поддержанию контактов внутри своей страны и за рубежом.

В этой связи актуальным становится рассмотрение межкультурного взаимодействия в сфере образования, выявление его сущности, структуры, свойств. Процессы межкультурного взаимодействия диалогичны, по сути, и представляют собой ценностный обмен, как на индивидуальном, так и на надындивидуальном уровнях.

В настоящее время один из ведущих отечественных культурологов, Г.А. Аванесова, определяет межкультурное взаимодействие следующим образом: «Взаимодействие культур – особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются по меньшей мере, между двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне».[20]

Рассматривая масштабы межкультурного взаимодействия, исследователи выделяют его следующие уровни:

1) этнический, который наблюдается при контактах между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими общностями и носит амбивалентный характер, вызывая с одной стороны, интеграционные процессы, синтез отдельных элементов культуры, а с другой стороны – усиление процессов этнической самоидентификации и противостояния «чужой» культуре, воспринимаемой как внешнее явление.

Отталкивание происходит как по содержательным моментам жизнедеятельности другого этноса, так и по формальному несходству культурного облика.

Уровни взаимного приближения культур друг к другу могут быть различными – от интереса до взаимного или одностороннего проникновения и использования конкретных элементов культуры, этнического общения – увеличения числа контактов, смешанных браков, двуязычия и т.п., вплоть до появления межэтнической культуры, в рамках которой и происходит взаимодействие этнических общностей.

По своей устойчивости и зрелости такой тип межкультурного общения не отличается прочностью и большой эффективностью, всегда есть опасность перехода к конфронтации и вражде.

2) национальный уровень, поддерживаемый политическими институтами и имеющий государственное значение. Государственно-политические структуры выступают консолидирующим центром и определяют экономическое, правовое, идеологическое, культурное развитие страны.

Взаимодействия между национальными культурами могут протекать не только на государственном уровне, но и на профессинально-корпоративном, уровне общественных неправительственных организаций и через индивидуальные контакты в повседневной жизни людей различных национальностей и культур.

3) цивилизационный уровень взаимодействия культур имеет спонтанный характер, так как цивилизация представляет собой более масштабное образование, чем этнос или нация, основанное на всеобщих социокультурных связях индивидов и групп моно- или полиэтнического происхождения. Содержание этого понятия в научных исследованиях различно в зависимости от контекста и целей применения данного понятия. Цивилизация не совпадает ни с нацией, ни с государством, ни с социальной группой, представляя собой социальную и культурную суперсистему. Культурное взаимодействие на цивилизационном уровне имеет более плодотворный и существенный характер в плане обмена духовными, научными, художественными достижениями. При этом культурные влияния оказывается сначала на центр региона, а затем распространяются на весь регион.[21]

В целом, взаимодействие культур является сложным процессом, в котором устанавливаются связи между разными уровнями взаимодействия, процессы культурного обмена и общения носят перекрестный характер.

Типология межкультурного взаимодействия по результатам этого процесса включает в себя четыре разновидности:

1) Полная ассимиляция одной культуры (чаще всего локальной) другой. Подобный тип взаимодействий в большей степени теоретическая условность, чем реализуемое на практике реальное взаимодействие. Взаимодействие предполагает взаимные изменения культур от культурных контактов и обменов. В том случае, когда одна культура остается неизменной, такого взаимодействия не происходит. Полное поглощение одной культурой другой может происходить лишь при насильственном уничтожении другой культуры.

2) Следующим типом взаимодействия культур является их синтез, интеграция и взаимный обмен элементов культуры, в результате которого неизбежен процесс изменения двух культур. При слиянии двух культур происходит образование новой культурной общности.

3) Третьим типом межкультурного взаимодействия является частичное изменение сторон, но без качественного изменения культур, как это было при втором типе – синтезе. При этом происходит дополнение, достраивание уже существующих структур. Трансформация культур может быть стихийной или стимулированной. Стихийная трансформация предполагает усвоение инноваций, возникших внутри культуры, без какого-либо внешнего влияния и вмешательства. Стимулированная трансформация означает дополнение уже имеющихся структур и инокультурное вмешательство.

4).В качестве четвертого типа взаимодействия выделяют такое, в результате которого никаких изменений не происходит, и каждая из культур продолжает развиваться, исходя из собственной культурной модели, заимствования не происходит. Взаимодействие культур на данном этапе ограничивается включением новых знаний о другой культуре в гносеологический базис без их практического использования.[22]

Иными словами, иллюзия самодостаточности, иногда возникающая при рассмотрении «мощных» культур и служащая своего рода оправданием культурного изоляционизма, основывается на наличии внутри таких культур большого числа эстетических, мировоззренческих оппозиций, как бы обеспечивающих саморазвитие без влияния извне. Но подобные оппозиции формируются инокультурными воздействиями, часто настолько глубоко освоенными, встроенными в культуры, что они уже не воспринимаются как чужие.

Систему образования правомерно рассматривать как неотъемлемую часть культуры, которая активно включена в межкультурное взаимодействие на всех его уровнях (например, этнический уровень представлен в многонациональных школах, национальный – в рамках международных соглашений, таких как Болонская Декларация и т.п., цивилизационный затрагивает педагогические теории и концепции, парадигмальные основания педагогических наук), при этом единицами взаимодействия могут быть отдельные специалисты, научные и педагогические сообщества.

Результаты такого взаимодействия определяются в настоящее время рядом факторов, связанных с интернационализацией и интеграцией национальных систем образования на фоне глобализации всех сфер человеческой деятельности. К указанным факторам можно отнести: постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию экономические связи; новые коммуникационные технологии, делающие доступной для информации практически любую точку земного шара; современные глобальные проблемы человечества.[23]

Под воздействием этих факторов в современной теории и практике образования всё чаще употребляется новое понятие «поликультурное образование» как «обучение жизни в глобальной деревне»[24], включающее в себя ряд аспектов: культура и общество, культура и цивилизация, образование и культура, культура и человек, национально-культурное самосознание, социально-культурная идентификация. Исследуются различные аспекты проблемы: воспитание в условиях двуязычия, национальное воспитание и культурная идентификация, возможности различных дисциплин в подготовке к деятельности в поликультурной среде, проблемы межнационального общения, проблемы становления поликультурного мышления, задачи гуманизации образования как необходимого условия поликультурного образования, источники поликультурной образовательной традиции и т.д.

Вставка 5. Международный документ ЮНЕСКО «Декларация Мехико по политике в области культуры» 1. Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру. 2. Утверждение культурной самобытности способствует освобождению народов, и, наоборот, любая форма господства является отрицанием этой самобытности или угрозой ее существованию. 3. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ и каждую группу, заставляя их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур совместимых со своим характером, и тем самым продолжать процесс самосозидания. 4. Ни одна культура не может абстрактно претендовать на право быть универсальной. Универсальность складывается из опыта все народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность Культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом. 5. Культурные особенности не нарушают единство всеобщих ценностей, которые объединяют наши народы, более того, они делают их более плодотворными. Многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции. 6. Международное сообщество считает своим долгом сохранять и защищать культурное наследие каждого народа. 7. Все это требует такой культурной политики, которая бы охраняла, развивала и обогащала самобытность и культурное наследие каждого народа, обеспечивала полное уважение культурных меньшинств и других культур мира. Незнание культуры той или иной группы или ее уничтожение обедняет человечество в целом. 8. Необходимо признать равенство в достоинстве всех культур и права каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать её уважение. 9. Все культуры составляют единое целое в общем наследии человека. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других, в изоляции она увядает и погибает.

 

В начале 90-х годов в России и за рубежом появились работы, в которых круг задач поликультурного образования был существенно расширен. Согласно сегодняшнему пониманию проблемы цели и задачи поликультурного образования должны охватывать не только межкультурные отношения в рамках своей страны, но и в рамках Европы и всего мирового пространства. Как подчеркивает М.Крюгер-Потратц[25] (Kruger-Potratz, M.,Interkulturelle Padagogik. Studiebrief der Fernuniversitat Hagen. 1994,53), поликультурное образование призвано помочь обучаемым ориентироваться в обществе, в котором вся жизнь определяется этнической, языковой, религиозной и социальной гетерогенностью, и эта зависимость будет в будущем еще более четко выражена. Оно должно научить их обращаться с этим многообразием и найти в нем свое место.

Основной задачей поликультурного образования должно быть развитие способности к межкультурной коммуникации[26]. Гёпферт и Шмидт видят цель поликультурного образования в том, чтобы дать обучаемым представление о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры.

Г.Д.Дмитриев обосновывает теоретическое положение о многокультурности как важной составляющей профессионализма любого специалиста: студенты различных специальностей, особенно педагогических, «должны уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе».[27]

Межкультурное взаимодействие понимается сегодня как соприкосновение и влияние, воздействие специалистов, принадлежащих к разным культурам, друг на друга в профессиональной деятельности в социальных системах.

Развитие идеи открытого поликультурного образования тесно связаны с развитием интеграционных образовательных процессов. А.П.Лиферов рассматривает интеграцию в современном мировом образовании как часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения, взаимодействия и взаимопроникновения национальных структур. Международная интеграция в образовании – это результат развития и углубления процесса интернационализации, когда преобладающими формами сотрудничества были двусторонние отношения. Для интеграции характерны возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики: взаимное сближение, взаимодополняемость, взаимозависимость национальных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их соответствующими наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства.

Интеграция в образовании – это процесс объединения, но еще не само объединение. Нигде в мире ни в одной сфере не произошло полного объединения.

Лиферов А.П. выделяет отличительные черты в интеграции образования: динамика, дозирование и синхронизация интеграционных импульсов, цели и способы формирования интеграционных объединений, потребность ее в опережающем характере. В отличие от предшествующего периода международного сотрудничества, когда интернационализация образования шла как бы вслед за интернационализацией экономики, в современных условиях, когда знание выступает в качестве решающего ресурса, а процесс его накопления приобретает непрерывный характер, сотрудничество в сфере образования по своим темпам должно опережать развитие этого процесса в любой другой сфере.[28]

Уточняя смысл термина «интеграция», Е.И.Бражник подчеркивает, что условие интеграции – наличие общих оснований: предмета, мотивов, целей, ценностей и норм. Во всех аспектах применения понятия «интеграция» речь идет о процессах, происходящих вокруг первоначальной идеи, матрицы, «первоэлемента», объекта, нуждающегося в развитии, становлении, достижении нового качества. Необходимо наличие некоторых суверенных элементов интеграции, заинтересованных в его развитии, которые воссоединяются, взаимодействуют в режиме паритетного диалога ради достижения общей цели – нового качества «первоэлемента». При этом, имеется некоторый гипотетический образ целостности как цели общих устремлений, корректирующий направленность интеграционных процессов.

Содержательное богатство и инструментальные возможности термина «интеграция» в его современном понимании раскрываются в системе категорий и понятий: целостность, становление-развитие, диалог, комплексное знание, системный подход, гуманизация сознания и практики и др. этого ряда, характеризующие аспекты единой тенденции ХХ в. – становления нового мышления.

Новый уровень интеграционных процессов в современном европейском образовании характеризуется:

· стремлением к выработке смыслового инварианта в понимании ценностно-целевого назначения образования в современном мире ( в том числе и профессионального );

· межкультурным взаимодействием специалистов в области образования в решении актуальных глобальных проблем развития образования, которое приводит к взаимообогащению национальных образовательных традиций при сохранении их культурного своеобразия.[29]

Интеграционные процессы в образовании непосредственно влияют на инновационное развитие национальных образовательных систем стран-членов ЕС. Например, в 1990 г. в ответ на решение Министров европейского образования о «европейском измерении» правительство Нидерландов создает «Европейскую платформу в образовании». Она интегрирует усилия многочисленных национальных организаций: ассоциации руководителей ОУ и преподавателей, центры по разработке учебных программ и поддержки педагогических учреждений и др.

Активное межкультурное взаимодействие в образовании существенно влияет на понимание и формирование нового качества образования, отвечающего стратегическим целям развития Европейского Сообщества и отраженного в нормативно-целевых установках общеевропейских образовательных программ для разных уровней образования. При этом качество образования понимается как совокупность характеристик образования, относящихся к его способности удовлетворять установленные и стратегические общественные потребности, формированию новых социальных компетентностей учащихся и педагогов, необходимых для жизни в поликультурном обществе. Тем не менее, проведение социологического опроса в середине 90-х годов в странах ЕС о возможных сферах тесной интеграции (образование, медицина, наука и т.д.) показало, что против унификации в образовании выступило более 60% европейцев (Бражник Е. И.).

Приведём примеры, иллюстрирующие опыт включения педагогов, студентов и школьников в реальное партнерское межкультурное взаимодействие в различных международных проектах.

 

Вставка 6. Пример опыта участия в Международном конкурсе «Европа в школе» Международный конкурс «Европа в школе» проводится с 1953 г. под эгидой Совета Европы, Европейской комиссии, Европейского парламента, Европейского фонда культуры. С 1994 г. в нем участвуют страны Центральной и Восточной Европы, в том числе Россия. Основная идея конкурса сформулирована гипотетично, что подчеркивает экспериментальный характер современных социальных процессов в Европе: «Если народы Европы объединят свои усилия для сохранения мира, роста благосостояния, усиления социальной солидарности и обеспечения демократического политического порядка в духе уважения прав человека и гражданских прав, то шансов уменьшить современные и будущие конфликты и напряжения больше, чем, если бы эти проблемы решались только на национальном уровне». Концепция конкурса включает следующие идеи, отражающие европейские ценности: 1.Воля и активная деятельность людей определяют развитиесоциально-экономических и социально-культурных процессов в Европе. «Развитие Европы зависит от воли граждан». 2.Конкурс «Европа в школе» – это вклад в будущее,так как он предназначен для молодежи. «Тот факт, что молодежь, которая скоро будет управлять Европой, развивает европейское сознание, имеет большое значение». 3.Конкурс «Европа в школе» – это средство поликультурного образования. «Жизнь в расширяющейся Европе в эпоху глубоких изменений требует от молодежи развития способностей и компетенций, которые позволят ей лучше узнать и понять другие культуры и отвечать на постоянные вызовы, предлагаемые обществом. Приобретая знания по общей истории и о культурном европейском наследии, о процессах кооперации и европейской интеграции, а также о положении Европы в мире, молодежь открывает смысл европейского объединения. Молодые люди должны понять, что Европа – это не только теоретическая конструкция, управляемая политиками и комиссиями, но это целый континент, где живут рядом друг с другом разные народы, каждый из которых имеет свою самобытную культуру и традиции» 4. Конкурс «Европа в школе» – это средство гражданского образования. «Европа в школе» развивает сознание европейской гражданственности, ответственность за свою жизнь и за европейское окружение. Через содержание, структуру, методы деятельности «Европа в школе» вносит вклад в воспитание человека демократического общества». В длительной истории своего существования концепция конкурса претерпевала свои изменения: от понимания конкурса как необязательной дополнительной деятельности в условиях школьного образования в 50-80-е годы до организации постоянной деятельности во всех типах школ (возраст учащихся от 6 до 21 года) в 90-е годы. Последний этап связан с развитием политики «европейского измерения в образовании» в странах Совета Европы. Конкурс «Европа в школе» – стал инструментом «европейского измерения в образовании». Одна из его задач – развитие понимания нового понятия «европейское измерение». Директор Европейского координационного центра «Европа в школе» Бернд Янссен отмечал, что «европейское измерение в образовании» относится к целям, содержанию, методам обучения, которые помогают в следующем: 1- формировать знания, которые способствуют развитию европейского самосознания и европейской идентичности: о процессах политики, экономики, социальной интеграции и дезинтеграции в Европе; о том, что учащийся вместе со всеми другими европейцами являются членами большой социальной общности, превышающей границы одной страны; о причинах процесса европейской интеграции, его современного состояния и перспективах. 2 - на основе знаний формировать понимание процессов европейского объединения: · какая информация лежит в основе принятия политических решений, развивать готовность к активной гражданской деятельности: принимать решение активно «вмешиваться» в процесс интеграции или оставаться в стороне. Такое понимание «европейского измерения в образовании» несет конкурс. Конкурс «Европа в школе» не ставит цель формировать молодежную «элиту», его задача – привлечь как можно больше участников и таким образом обратить внимание молодежи на европейские проблемы и новые культурные ценности. Результатом участия в конкурсе становится получение знаний о процессах в современной Европе, формирование их понимания, развитие готовности участвовать в этих процессах. Основные формы деятельности в рамках «Европа в школе» на международном уровне: · ежегодная организация конкурса художественных, письменных работ, Интернет-конкурса для учащихся школ; · европейские молодежные встречи лауреатов конкурса; · учебные семинары для организаторов молодежных встреч; · европейские семинары для учителей по теме «европейское измерение в образовании» в рамках тем конкурса; · конференции экспертов, оценивающих европейское измерение в воспитании и обучении. На национальном уровне каждый национальный комитет реализует формы деятельности в зависимости от условий в своей стране. Условиями, стимулирующими деятельность, являются: - поддержка конкурса государственными или региональными властями (финансовая, идеологическая, организационная); - развитие политики «европейского измерения в образовании». В России конкурс существует на региональном уровне и является общественно-педагогической инициативой. Инициаторами создания общественного комитета конкурса стали преподаватели – представители высших и средних учебных заведений. Ежегодно в конкурсе участвуют от 400000 до 500000 учащихся из 32 европейских стран. Координационный центр конкурса в Бонне проводит регулярно сравнительные исследования статистических данных об участниках конкурса в разных странах, в которых участвует и Санкт-Петербургский комитет «Европа в школе». Цель координационного комитета – анализируя реальную ситуацию в разных странах, способствовать увеличению численности участников конкурса Факт существования конкурса около 50 лет в Европе говорит о потребности в такой форме образовательной деятельности молодежи. Конкурс, имея идеологическое значение, является средством распространения европейских ценностей. При этом конкурсная форма распространения культурных ценностей имеет педагогическую ценность. Гибкая организация конкурса при минимальных «регламентациях» Европейского Комитета и максимальной свободе национальных комитетов и субъектов образовательного процесса, создает условия для развития творчества и самовыражения.
Вставка 7. Пример опыта участия в проекте Европейского Союза Комениус «Школа и жизнь для подростка 14-15 лет» Приглашение к участию в проекте было получено в 1995 г. от координатора проекта м-м Анни Готрон, учителя истории коллежа Ле Гондоллье (Франция), на Международном коллоквиуме «Развитие европейской гражданственности в образовательных европейских программах» (Монпеллье, Франция). Участники проекта – учебные заведения из 7 стран: средняя школа «Alagon» (Coria – Испания); Средняя школа «Gabriel y Galan» (Plasencia – Испания); коллеж «Les Gondoliers» (La Roche sur Yon – Франция); 2-я гимназия (Livadia – Греция); Dominican college (Portstewart – Северная Ирландия); средняя школа «Nuno Alvares» (Castelo Branco – Португалия); средняя школа «A cavallar»”(Portomaggiore, Voghiera – Италия); средняя школа им. Жака-Ива Кусто, (Санкт-Петербург – Россия). Цель проекта: развить чувство принадлежности к Европе путем выполнения межкультурного проекта, который требует проявления компетентностей по различным школьным дисциплинам. Средство межкультурного общения – французский язык. Содержание проектавключило три темы, которые выполнялись в качестве самостоятельных проектов: - 1995/96 г. «День молодого европейца 14 лет»; - 1996/97 г. «Школьная неделя молодого европейца 14 лет»; - 1997/98 г. «Школа и жизнь для подростка 14-15 лет». Формы межкультурного взаимодействия:анкетирование, переписка с использованием различных технических средств (телефон, факс, компьютер), обмен «продукцией», ежегодные координационные встречи учителей в странах-участницах, школьные обмены. Педагогические результаты проекта: 1. Проект позволил познакомиться с культурами и учебными заведениями разных стран. Понять общее и особенное в культурных традициях разных народов, осознать принадлежность стран к единому европейскому пространству. 2. Был получен опыт проведения проектов межкультурного взаимодействия. Совместная «продукция»: · Результаты анкетирования «Образ жизни молодого европейца» (жилье, транспорт, ритм жизни, денежные средства, отдых, каникулы); · Газета КОМЕНИУС 96 (краткая история страны на родном языке, представление учебного заведения, некоторые результаты анкеты); · Сравнительный анализ организации школьного образования в разных странах (расписание занятий, продолжительность школьной недели и уроков, учебный план школ); · Результаты анкетирования учащихся, представленные в разных формах: - «Пространство и школа» (количество учащихся в классах, наличие удобной мебели, украшение классов и школы, наличие специальных кабинетов, мастерских, спортивных залов и др.), фотографии учебных заведений и планы школьных сооружений; (координатор – Испания) - «Любовь, секс» (понимание понятий «любовь», «дружба», «сексуальность», «чувствительность», формы проявления любви к близким и друзьям, наличие сексуального воспитания, знания об опасных болезнях и др.) (координатор – Франция); - «Алкоголь, наркотики, табак» (газета, созданная самими учащимися, где обсуждаются представителями разных стран причины вредных привычек и предлагаются пути решения проблемы) (координатор – Греция); - «Правила и регламент в учебных заведениях» (описание реальных правил, действующих в учебных заведениях, и предложение идеального регламента учащимися учебных заведений разных стран) (координатор – Северная Ирландия); - «Центры интересов молодежи 14-15 лет» (сравнительная статистика об основных увлечениях учащихся разных стран, представленная графически и в таблицах) (координатор – Италия); - «Толерантность» (отношение к «цветным», иммигрантам, из других социальных слоев, основания дружбы – одинаковый экономический уровень, общие интересы и т. д., наличие в школе ассоциаций, цель которых солидарность и др.) (координатор – Португалия); - «Отношения с другими (сверстниками, учителями, родителями)» (дружба, искренность, доверие, взаимопомощь, понимание, трудности отношений) (координатор – Россия). Результаты работы учащихся: - получены знания о других культурах путем проведения анкетирования; - развитие межкультурного диалога, отраженного в результатах анкет, и понимание общих проблем и интересов у сверстников разных стран; - развитие понимания и толерантности к другой культуре, к «иному». - повышение мотивации к изучению иностранного языка и межкультурному общению. Результаты работы учителей: - получение непосредственного опыта межкультурного взаимодействия на международных встречах и в переписке, - открытие и столкновение с различными мнениями и подходами в системах образования, которые помогают переосмыслить свой собственный педагогический опыт; - получение опыта работы в команде на международном и местном уровне; - «личностное обогащение» путем межкультурного общения и знакомства с культурой различных регионов Европы; - развитие понимания и толерантности к другой культуре, к «иному». Таким образом, основным результатом проекта стало личностное развитие субъектов образовательного процесса, лингвистических и поликультурных компетентностей. В ходе реализации проекта усваивались ценности диалога, толерантности, открытости.

 

В современных условиях для отечественных педагогов наибольший интерес вызывает европейский опыт гражданского образования и обеспечения условий для сохранения здоровья учащихся в процессе учёбы. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.