Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как воздействует современная социальная ситуация на изменения в системах образования?



 

Известно, что политическая и социально-экономическая ситуация во многом определяют условия существования систем образования и требования, предъявляемые обществом к этой системе. Серьезные изменения в этих условиях, как правило, вынуждают обсуждать и пересматривать цели и стратегии развития образования. Например, когда последствия процесса глобализации стали более ощутимыми для сферы образования, начались дебаты по поводу целей и структуры образования, встал также вопрос, как совместить широкий доступ к образованию и его высокое качество. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию 1998 года отмечалось, что новое поколение вступает в мир, который претерпевает изменения в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах. Возникновение «общества глобальной компетентности» изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования. В среде политических деятелей, руководителей деловых кругов и профессионалов, занимающихся подготовкой преподавателей, растет понимание того, что система образования, предназначенная для экономики, основанной на доминировании сельского хозяйства или промышленности, не сможет сформировать знания и умения, которые позволят преуспеть в обществе XXI века[3].

В прошедшее десятилетие процесс реформ стал двигаться более высокими темпами, стало появляться все больше аналитических данных, проясняющих изменения, происходящие в системах образования различных стран. Анализ этих данных позволил экспертам международных организаций сделать выводы о том, что во многих случаях цели образования, особенно относительно школы, все еще формулируются в форме идеала, а не как практического инструмента, а разрозненные реформенные действия и педагогические инициативы не всегда концентрируются вокруг согласованных, реальных и измеримых направлений.

Также был сделан вывод, что в тех странах, где реформы проходят системно и более успешно, пересмотр стратегий возникает не внутри системы, а за ее пределами. Социальные проблемы и изменения ситуаций на рынке труда определяет те факторы, которые воздействуют на порождение новых педагогических теорий и образовательных инициатив.

Ввиду этого изменяется и сам язык описания педагогической деятельности, который отражает различные характерные особенности целей, содержания, результатов, методов образования и воспитания молодежи. Кроме того, сам процесс образования представляется с позиций жизненной перспективы.

Вставка 1. Навыки для всей жизни В мире, где знания и технологии обновляются все быстрее и где потребности молодежи должны служить основой образования, существует определенный консенсус в отношении постановки весьма конкретной задачи: определить, какие знания и опыт необходимы на протяжении всей жизни, и создать системы образования для их приобретения. Речь идет не только о навыках, необходимых для повседневной жизни или в данный момент. Речь идет о навыках, необходимых для всей жизни и позволяющих интегрироваться либо в сообщество, в котором живет молодежь, либо в другую среду или страну. Однако навыки не могут формироваться без надлежащего обновления содержания образования, без изменений программ и учебных материалов, институциональной среды, создания возможностей для учащихся развивать умения решать проблемы. Источник: Международная конференция по образованию. Женева 8−11 сентября 2004 г. Качественное образование для всей молодежи: вызовы, тенденции и приоритеты.

 

Меморандум непрерывного образования Европейского Союзастал поворотной точкой в дебатах об образовании. В этом документе были сформулированы шесть ключевых утверждений, без которых создание общества, получающего образование на протяжении всей жизни, затруднительно. Было определено, что создание европейского пространства непрерывного образования связано со следующими приоритетами:

1) ценность учения;

2) информация, руководство и консультирование;

3) инвестиция времени и денег в обучение;

4) соединение учащихся и учебных возможностей;

5) базовые умения;

6) инновационная педагогика.

Также было декларированы следующие позиции:

· Образование играет важную роль в будущем материальном благополучии человека – его способности зарабатывать средства на рынке труда, жить дольше и более полноценной жизнью.

· Образование играет важную роль в сплоченности общества: чем выше уровень образования в обществе и шире охват, тем более вероятно, что определенные группы граждан будут сотрудничать между собой, невзирая на границы, которые их разделяют.

Кроме того, обсуждение ценности образования не оставило сомнений в том, что школа или институты профессионального образования должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

Таким образом, анализируя новые задачи образования, возникла потребность в разработке основных понятий достаточно полно и ясно раскрывающих суть намечаемых изменений.

 

 

Какие проблемы возникли в образовании, и почему философия компетенций стала внедряться и разрабатываться в политики и практике образовательной реформ?

 

В качестве основных проблем, которые были вынуждены преодолевать Европейские страны в сфере образования, были отмечены:

· увеличение разрыва между реальным необходимым для современной экономики уровнем знаний и навыков выпускников школ и систем профессионального образования;

· неполное обеспечение выпускников необходимыми способностями, которые выходят за рамки базовых знаний, умений и академических результатов обучения;

· неполное включение систем образования в национальные и глобальные инновационные системы, слабая связь с рынками труда;

· растущее неравенство в доступе различных социальных и этнических групп к качественному образованию, к современным знаниям и технологиям (особенно – к информационным и коммуникационным);

· и (что для нас особенно важно) обострение нехватки высококвалифицированных учителей и преподавателей, способных оперативно обновлять содержание и методы обучения.[4]

Созданным и достаточно успешно функционирующим в Европе институтам образования прошлого века (школам и университетам) требуется изменения, чтобы быть готовыми ответить:

· на социальную неоднородность общества;

· на больший доступ людей к технологическим инновациям для ежедневной жизни и работы;

· на интеллектуализацию экономики, что становится конкурирующим фактором на всемирных рынках услуг;

· на требования работодателей, которые все более понимают значимость постоянного повышения квалификации;

· на новые роли индивидуумов в социальной жизни общества.

На рубеже веков стало очевидно, что предметные знания и навыки не охватывают полный диапазон результатов образования, необходимых для человеческого и социального развития, политического и экономического управления.

Рассмотрим представляющие наибольший интерес три основных сдвига в дебатах по данной проблеме, которые можно обнаружить в материалах обсуждений Европейских реформ.

Первый произошел в академических подходах в отношении значения развития компетенций учащихся не только для успешного функционирования на рынках труда, но и для решения вопросов снижения конфликтов в развитии общества.

Второй был вызван результатами международных исследований по оценке достижений учащихся. Данные оценивания раскрыли контексты формирования компетенций, значение оценивания для выявления узких мест в содержании учебных программ.

Третий касался понятий «экономика знаний», «инновационное общество», «обучающееся сообщество». Раскрытие сущности данных понятий стало во многом определять необходимость глубинных согласованных изменений во всех структурах и на всех уровнях образования, то есть определило необходимость системных образовательных реформ.

Дебаты политиков, экономистов, специалистов в области общественных наук и исследователей-практиков институтов образования привели к возникновению междисциплинарных исследовательских проектов, общие выводы которых можно представить следующим образом:

· Сравнительные исследования школьного образования предоставили новые доказательства значимости контекста изменений. Они доказали, что желаемые и планируемые изменения в содержании и способах обучения требуют не только реформ сверху, но и качественно иной подготовки тех, кто обучает, а также включения в процессы преобразований общественности. Они также продемонстрировали, что не существует одного, самого лучшего, способа организации обучения.

· Исследования показали, что в мире применяются различные стратегии обучения, которые могут дать как высокие, так и низкие результаты, независимо от их научного или политического обоснования. Данные о том, что мягкие факторы, например культура отношений, воздействуют на прогресс учащихся сильнее, чем обоснованные рационально учебные модели, привели к сдвигу в научных теориях, подтверждая важность рассмотрения личностных, а не только институциональных или содержательных аспектов в поиске необходимых изменений в практике образования.

· Одиночные дисциплины не способны решить все вопросы, касающиеся образовательных реформ и преобразования в практике. Для разработчиков методик и стратегий в области образовательной реформы это означает необходимость более широкой информированности.

Полученные результаты позволили определить основное направление необходимых прогрессивных изменений – необходимость преодоления основной проблемы: недостаточной направленности традиционных образовательных систем на формирование компетенций. Этот вывод особенно убедительно доказали результаты международного эталонного тестирования школьников и представления регулярных отчетов и обзоров образовательных систем ОЭСР «Образование с первого взгляда». В отчете Европейского Совета «Экономика знаний. Образование – ключ к успеху Европы» аналитики показывали несоответствие образования целям Лиссабонской стратегии, задачей которой было превратить Европу в «одну из конкурентоспособных и динамично развивающихся экономик знания в мире». В отчете также было отмечено, что главным препятствием в улучшении качества школьного образования является неравенство, как отражение существующего социального расслоения общества, которое может воспроизводиться даже в самой школе. Поэтому необходимы масштабные структурные реформы образования, призванные устранить сами предпосылки несправедливости посредством перестройки всей системы и помочь молодежи принять участие в жизни и работе современной Европы.[5].

В документе «Меморандум непрерывного образования» формулируется понятие шести ключевых принципов непрерывного образования:

1) новые базовые знания и навыки для всех (цель − гарантирование всеобщего непрерывного доступа к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество);

2) увеличение инвестиций в человеческие ресурсы (цель − значительное увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы − ее людей);

3) инновационные методики преподавания и учения (цель − разработка новых методологий обучения для системы непрерывного образования через всю жизнь);

4) новая система оценки полученного образования (цель − изменение коренным образом подходов к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования);

5) развитие наставничества и консультирования (цель − обеспечение на протяжении всей жизни каждому свободного доступа к информации об образовательных возможностях в Европе и необходимым консультациям и рекомендациям);

6) приближение образования к дому (цель − приближение образовательных возможностей к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также информационных технологий)[6].

В отчетах ОЭСР также были проанализированы успехи стран, которые достигли более высокого качества школьного образования. Выполненный анализ позволил экспертам рекомендовать обратить внимание на наполнение образования мультикультурными программами и программами, формирующими жизненные навыки и навыки для карьеры, включить в образование элементы здравоохранения. Отмечалось и то, что в более успешных странах в области решения проблем качества образования больше обращается внимание на индивидуальный прогресс каждого ученика, развитие критичности мышления, участие учащихся в различных образовательных проектах, новым подходам к обучению естественных наук и языковой грамотности.

Но главными факторами в улучшении школьного образования были признаны работа учителей и другого педагогического персонала, способного решать новые задачи и принимать на себя позицию участника преобразований, продуманность политики по использованию виртуальных объектов, умение включить в работу школы местное сообщество, бизнес структуры и родителей. Министрам образования было предложено обратить внимание на тренировочные занятия для учителей и менеджеров образования, для того, чтобы изменить их поведение в социальной и учебной среде.

Таким образом, было определено понятие «качественное образование», которое уже широко используется в современном обществе. Одновременно стало складываться и общее понимание «нового качества» образования. Оно отражено в договорах и документах, определяющих международные приоритеты развития образования, которые являются стратегическими ориентирами для большинства национальных образовательных систем. Общее понимание нового качества связано с новыми его характеристиками, его нового построения на основе философии компетенций.

Образование, ориентированное на компетенции, более широкое понятие, чем обучение. В этом случае внимание акцентируется не только на том, что именно изучает человек, но и на том, что происходит в самом человеке в процессе учебы, на том, что позволяет или не позволяет развивать те или иные компетенции. Именно философия компетенций определяет сегодня модернизацию образования на его различных ступенях.

Философия спроса на компетенции в последнее время интенсивно разрабатывается в различных сферах, в том числе и в сфере образования.

Понятие «спрос», относительно образования, быстро стало частью образовательных реформ в различных странах. И хотя, как отмечают эксперты ОЭСР, данное понятие спорно, оно возникло в ответ на социально-экономические изменения в обществе. С данным понятием связаны такие изменения в сфере образования, как уточнение целей образования, его персонализация, обновление содержания, усиление значения автономности организаций и партнерства в образовании. Другими словами, понятие «спрос» трактуется широко, что позволяет дать его интерпретацию в различных регламентах реформ.

«Спрос на образование» - многоизмеряемое понятие, которое может выражаться в контекстах «выбора», «участия», «качества», «воздействие общества», «ключевых компетенций» и других категорий образовательных реформ.

Считается, что существует коллективный и индивидуальный уровни спроса, которые взаимодействуют и повышают разнообразие в образовании. При этом спрос, определяется не только выгодой индивидуального потребителя, но и пониманием значения образования для различных социальных групп - религиозных, этнических, лингвистических и других.

Изучение материалов национальных исследований в странах ОЭСР относительно спроса на образование, позволила экспертам обобщить ожидания от результатов образования родителей, работодателей и общественности. Анализ данных показал, что, родители, работодатели и общественность все больше верят в значение образования для решения различных задач. Они связывают его значение с такими понятиями как «хорошая работа», «экономический успех», «квалифицированный персонал», «здоровье», «благополучие», «качество жизни». Эти выгоды от образования, в свою очередь, связаны с приобретенными в процессе учебы компетенциями.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.