Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Веса парусной ткани для морских крейсерских яхт, предназначенных для местного каботажного и морского плавания (данные для хлопчатобумажной ткани хорошего качества в г/м2)



 

Наименование паруса для морского крейсера Площадь парусности (в м2)
Грот, бизань для слабого ветра (сила ветра 1 — 3 балла).
Грот, бизань для сильного ветра (сила ветра 4 — 6 баллов)
Штормовые паруса (трисель и стаксель) -
Стаксель для слабого ветра (сила ветра 1—2 балла) -
Стаксель для слабого ветра (из дакрона) (сила ветра 1 — 2 балла) -
Стаксель для среднего ветра (сила ветра 3 — 4 балла)
Стаксель для сильного ветра (сила ветра 5 — 6 баллов)
Спинакер из хлопчатобумажной ткани (из шелка) -
Спинакер из нейлона и дакрона -

К новой яхте обычно приобретается только один комплект парусов. Следует выбирать паруса для среднего и сильного ветра, так как они хороши и при слабом ветре. Если же изготовить паруса для слабого ветра, то при сильном ветре они быстро испортятся. Штормовое вооружение, состоящее из триселя и штормового стакселя, должно быть на каждой яхте; в настоящее время инструкции по обеспечению безопасности предписывают его наличие на всех яхтах, принимающих участие в морских гонках.

 


ГРОТ

Рис. 287. «Стрелка» для облегчения замены грота

Пропускается ли передняя шкаторина грота на морском крейсере (или бизани, к которой также относятся все замечания, содержащиеся в данном разделе) в лик-паз или Скользит на ползунах по направляющему рельсу — это дело собственного опыта. В практике работы с гротом может случиться так, что лик-паз выломается и при этом надорвет грот или при уборке паруса часть его выскользнет из желобка и, подхваченная ветром, упадет в воду. Случается, что при взятии рифов может заклинить в рельсе ползунок, и тогда нужно будет посылать матроса на мачту, чтобы устранить повреждение. Ползунки на рельсах применяются обычно на небольших яхтах, так как при использовании их в длительном плавании передняя шкаторина даже при частой смене дождливой и солнечной погоды не подвергается опасности затвердевания. Ползунки или гаки настолько усовершенствованы, что вряд ли могут заклиниться (испытанные образцы их показаны и объяснены в главе «Такелаж»). По тем же причинам нижняя шкаторина гика на современном морском крейсере также снабжается ползунками и крепится на рельсе гика.

Рифы (см. «Приспособления для рифления») сильно нагружают грот, из-за чего хорошая постановка паруса страдает и продолжительность его службы снижается. Поэтому наличие на яхте пузатого грота для среднего ветра наряду с плоскоскроенным для сильного всегда окупится. Если с самого начала применять оба этих паруса в соответствии с их назначением, то ими с успехом можно пользоваться долгие годы.

Быстрая смена различных гротов и штормовых парусов облегчается особым приспособлением: непосредственно над вертлюгом гика на мачте рядом друг с другом укреплены два рельса, которые можно поочередно соединять с основным рельсом мачты способом «стрелки» (рис. 287). На свободную часть рельса надеваются ползунки приготовленного для подъема паруса, и таким образом замена паруса происходит уже тогда, когда первый парус еще не снят. Снятие первого паруса, перестановка стрелки и подъем второго, не считая протягивания и закрепления нижней шкаторины, являются делом одной минуты.

Для работы с гротом способ рифления имеет большое значение Известно 3 вида рифления: патент-риф, риф-сезни при закрытой нижней шкаторине и риф-сезни при свободной нижней шкаторине При патент-рифе парус наматывается на гик, поэтому последний должен иметь круглую или, по крайней мере, закругленную форму и обладать при этом большой прочностью, так как вся тяга гика-шкота прикладывается к самому концу нока. Недостатком этого способа является то, что на гике нельзя крепить допускаемые различными правилами постройки оттяжки для стаксель-шкотов, проведенных по гику, или другого бегучего такелажа. Работа с патент-рифом происходит легко и быстро.

В связи с тем, что на морских крейсерах сейчас почти не применяется грот со свободной нижней шкаториной, а гик (наряду с возможностью постоянного крепления на нем оттяжки галса, гика-шкота и направляющих обушков завал-тали) должен быть как можно более легким, в настоящее время всеобщее распространение получило взятие рифов с помощью сезней при закрытой нижней шкаторине. Описание, как брать рифы с помощью сезней, изложено в разделе «Приспособления для рифления».

Грот, даже если он снабжен патент-рифом, должен иметь по меньшей мере два ряда люверсов, для того чтобы можно было уменьшать его площадь при поломке патент-рифа. Три ряда люверсов имеют то преимущество, что позволяют лучше регулировать уменьшение площади паруса, ибо во время гонки приходится считаться с каждым квадратным метром парусности Из опыта известно, что при плавании на длинную дистанцию часто долгое время приходится идти с зарифленным гротом. Ради безопасности при неопределенном состоянии погоды и перед наступлением темноты берут один риф, с тем чтобы избежать уменьшения площади паруса ночью Последний риф должен уменьшать площадь грота на 50%. Дальнейшее уменьшение поверхности паруса едва ли возможно, потому что ткань, предназначенная для нормального грота, при шторме не обладает достаточной прочностью.

 

ШТОРМОВОЙ ПАРУС

Штормовой парус, или трисель, заменяет грот при сильном или штормовом ветре. Размеры штормового паруса определяются его особым назначением. Если можно укрепить второй рельс на середине высоты мачты, то тогда используют большой штормовой парус с одним рядом рифов, так как в этом случае трисель может оставаться все время вставленным в рельс и ставиться без предварительной уборки грота.

Рис. 288. Трисель общепринятого покроя для крепления за гик Рис. 289. Трисель стаксельного покроя; шкот может быть проведен к гику и к палубе

Площадь триселя составляет примерно 50% площади грота. Если же необходимо поставить штормовой парус, когда яхта уже не может нести полностью зарифленный грот, то в таком случае он должен быть как можно меньше. Согласно практическому опыту, на каждую тонну балласта рассчитывают 3 м2 площади штормового паруса плюс 3 м2. Так как вес балласта морской крейсерской яхты составляет примерно от 40 до 50% ее водоизмещения, то величина штормового паруса у морского крейсера парусностью 50 м2, водоизмещением 6 т и балластным килем от 2, 5 до 3 т будет равна 2, 5x3+3=10, 5 м2. Величину штормового паруса можно также рассчитывать как 20% обмерной площади парусности; следовательно, морская крейсерская яхта 50 м2 парусности должна оснащаться штормовым парусом 10 м2.

По роду изготовления различают два вида штормовых парусов. Первый вид триселя имеет форму, где передняя и нижняя шкаторины у галса образуют тупой угол, причем передняя шкаторина несколько короче остальных (рис. 288). Преимущество такого раскроя заключается в том, что парус, имеющий относительно небольшую поверхность, может быть высоко поднят на мачте, благодаря чему удается избежать затихания ветра, даже находясь в подошве волны. Трисель можно нести с закрепленным шкотовым углом как за палубу, так и за гик. Но так как галсовый угол расположен выше шкотового, то на повороте о время волнения моря шкоты перебрасываются с трудом, поэтому трисель рекомендуется крепить за шкотовый угол к гику и управлять им с помощью гика-шкота.

Триселю можно также придать форму почти равностороннего треугольника (рис. 289), раскраивая его, как стаксель, со швом посередине. При одинаковой площади и высоте расположения головной дощечки на мачте такой парус обладает по сравнению с описанным выше триселем некоторым преимуществом: он позволяет идти круче к ветру, а во время поворота шкоты перебрасываются без затруднения, так что безразлично, закреплены ли они на палубе или шкотовый угол привязан к гику. Такой штормовой парус необходим и может быть применен также и в том случае, когда гик или его бегучий такелаж при аварии вышли из строя.

Каждый из перечисленных триселей должен быть только слегка обликован, иначе материал растягивается сильнее, чем лик-трос, и парус приобретает мешкообразную форму, из-за чего он уже не может применяться на курсе крутой бейдевинд. Широкая головная дощечка допускает необходимое уменьшение длины переднего лика. Если фаловый угол паруса не поднимается выше нижнего салинга, то переднюю шкаторину можно нести на отдельном тросе. В этом случае нет необходимости снимать грот с рельса мачты, отчего постановка триселя значительно облегчается. Применение штормового паруса без ползунков имеет преимущество: его можно поднять при повреждении мачтового рельса. На более крупных яхтах чаще всего ставят второй рельс на мачте, который предназначен исключительно для штормового паруса. Если размеры мачты не позволяют поставить штормовой парус, то рекомендуется применить «стрелку». Нет необходимости иметь для триселя на топе мачты запасной фал рядом с грота-фалом. При потере последнего для подъема триселя используют благодаря незначительной длине передней шкаторины стаксель-фал или топенант. В тех случаях, когда трисель не крепится за гик шкотовым углом, в качестве шкотов для штормового паруса хорошо оправдали себя спинакер-шкот и спинакер-брас, которые проводятся к роульсу на корме, а оттуда к одной из лебедок кокпита, обеспечивая правильное натяжение паруса (см. рис. 289).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.