Раздел II. Психотерапия как часть клинической психологии
Клиническая психология для
НЕ клинических психологов!
Курс предназначен для психологов, не имеющих клинического образования, но желающих углубить свои знания в области диагностики психического здоровья, а также расширить понимание психических процессов, протекающих в условиях нормального и патологического развития.
Раздел I. Общие представления о клинической психологии
Занятие 1. Введение в клиническую психологию
Обсуждаемые вопросы:
- кто такой клинический психолог?
- чем клинический психолог отличается от психиатра и психотерапевта;
- клинический психолог в России и на Западе: функции и задачи.
Занятие 2. Встреча с пациентом: с чего начать?
Обсуждаемые вопросы:
- принципы построения клинической беседы;
- ориентация пациента во времени, пространстве и собственной личности;
- информированное согласие пациента: в каких случаях оно необходимо и как грамотно его составить.
Занятие 3. Патопсихология
Обсуждаемые вопросы:
- развитие патопсихологии в отечественной школе (Б.В. Зейгарник);
- патопсихологическое обследование: как оценить память, мышление, внимание и особенности личности пациента;
- как расшифровывать и как правильно писать патопсихологическое заключение.
Занятие 4. Нейропсихология
Обсуждаемые вопросы:
- пионеры нейропсихологии и их вклад в науку (А.Р.Лурия);
- “Человек, который принял свою жену за шляпу” (О.Сакс) и другие хитрости функционирования головного мозга;
- восстановление деятельности головного мозга после травм, инсультов и пр.
- аномалии развития и нейропсихология детского возраста.
Занятие 5. Психосоматика
Обсуждаемые вопросы:
- связь между телом и психикой: психосоматозы и соматопсихозы;
- болезни органов: что стоит за разными симптомами;
- подробный разбор клинического случая.
Раздел II. Психотерапия как часть клинической психологии
Занятие 1. Для чего клинической психологии нужна психотерапия
Обсуждаемые вопросы:
- показания и ограничения психотерапии в условиях стационара;
- особенности психотерапии в условиях стационара;
- структурное интервью О.Кернберга как ориентир для диагностической беседы с пациентом.
Занятие 6. Закрепление пройденного материала разбором нескольких клинических случаев
Обсуждаемые вопросы:
- уровень функционирования пациентов в представленных случаях;
- тип личности представленных пациентов;
- особенности психотерапии.
ЛЕКТОР: Колотыркина Юлия, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт. Опыт работы: в Клинике Неврозов и в Государственном Научном Центре Социальной и Судебной Психиатрии им.В.П.Сербского, автор статей PSYCHOLOGIES, директор психологического центра.
Дополнительно о курсе:
Курс состоит из двух разделов: введения в клиническую психологию и знакомства с особенностями диагностики и психотерапии в условиях стационара. Общая длительность курса – 12 занятий (36 часов). Последнее занятие проводится на клинической базе с демонстрацией беседы с пациентом и последующим подробным разбором представленного случая.
Особенностью курса является практическая ориентированность и насыщенность клиническими иллюстрациями. По окончании курса студенты будут иметь представление о специфике деятельности клинического психолога, а также овладеют базовыми навыками диагностики уровня психического функционирования пациента и его типа личности.