Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Продукты культуры и культурные потребности



Рыночные условия, в которых протекает реальная деятельность учреждений культуры5 между тем, вносит в их идеальные устремления формирования и удовлетворения возвышенных интересов и потребностей населения существенные коррективы.

С одной стороны, учреждения культуры, опираясь на государственное финансирование, имеют возможность:

- смягчить зависимость потребления культурных продуктов и услуг от уровня платежеспособности (доходов) населения, т.е. предоставить их бесплатно или по доступной цене;

- реализовывать культурные услуги для всех категорий населения в виде крупных праздничных, юбилейных, общественно-политических, культурных акций и программ;

- обеспечивать охрану культурной среды, памятников истории и культуры, культурного наследия, региональных, национальных и этнических традиций, обычаев, обрядов;

- ощущать социальную и экономическую защищенность в выполнении собственной общественно-значимой культурной миссии.

С другой стороны, с большим трудом учреждения культуры начинают преодолевать вызванные началом рыночных реформ лавинообразное обветшание и упадок и без того слабой материальной базы, но которая и сегодня не может в полном объеме обеспечивать- удовлетворение всего разнообразия культурных потребностей населения, создать разветвленную инфраструктуру специализированных филиалов, спутников, отделений, приближенных к местам проживания людей, сделать их комфортными и доступными;

- распространение лучших отечественных и зарубежных образцов культуры и искусства, формирование эстетических вкусов и идеалов, нейтрализация разнузданной стихии низкопробной массовой культуры, насаждающей не только усредненные, но и вульгарные ценности и нравы;

- оптимальное соотношение между платными и бесплатными видами деятельности; доступность многих ценных в художественном отношении и дорогих в буквальном смысле программ, концертов, спектаклей и т.д. для населения и низкими доходами.

В данных сложных обстоятельствах деятельности учреждений культуры роль маркетинга, ориентированного на потребителя (население), остается высокой. Но стратегия, которая направлена на создание и продукта, и его потребителя, все же более предпочтительна для социокультурной сферы?

Для населения, в сущности, неважно, по какой логике продукт культуры рассматривается в качестве первопричины, а интерес и потребность в нем - лишь как закономерный результат создания этого продукта.

Достижение одного результата в определенной форме может быть видоизменено таким образом, что само станет причиной для получения другого результата в другой форме или виде деятельности. Деятельность, когда продукт и потребитель могут создаваться в одно и то же время, называется стратегическим маркетингом.

Как отмечалось, коллективы социально-культурных учреждений представляют собой не-многочисленные по количеству людей группы - 5-10 человек. Следовательно, из этой численности невозможно выделить людей или группу, которые бы занимались только маркетингом, равно как и создание культурных продуктов и услуг сложно дифференцировать на узких специалистов и менеджеров с ограниченными профессионально-ролевыми функциями, ибо они вместе, всем коллективом создают художественные продукты.

Интегрированный маркетинг позволяет объединять усилия руководителя, специалистов (режиссера, сценариста, художника, музыканта и др.), менеджеров, технических работников, их таланты, творческие способности, умения и навыки не только на создание культурной программы, но и на ее прокат (реализацию потребителю).

Учреждение культуры, в отличие от крупных предприятий, не может себе позволить иметь отдел сбыта или группу маркетологов. Каждый член коллектива в равной мере занимается и изучением культурных запросов населения и качественным уровнем создаваемых программ.

В учреждениях социально-культурно сферы нет специальных отделов по маркетингу, но члены коллектива создают в рамках своих профессионально-ролевых функций команды из числа общественников, участников и активистов любительских объединений, коллективов самодеятельного творчества, спонсоров и меценатов команды, которые помогают, решать многие творческие, организационные, менеджерские и маркетинговые задачи по всем направлениям социально-" культурной деятельности, связям с общественностью, изучения культурных запросов и потребностей населения, реализации, продуктов и услуг, разработки инновационных культурных программ, форм и методов работы.

Такие команды создают вокруг себя штатные специалисты учреждения культуры. В состав команд входят руководители студий, кружков, коллективов самодеятельности, детских творческих и обучающих формирований и других самодеятельных и профессиональных коллективов.

Работа указанного контингента специалистов оплачивается из фонда внебюджетных средств и не входит в списочный состав штатного состава учреждения культуры.

Кроме того, как уже отмечалось, в состав команд включаются и активисты-общественники, которые всегда есть в каждом самодеятельном, любительском творческом коллективе, как во взрослом, так и детском.

Руководители команд, штатные специалисты учреждения культуры, выполняют в своей команде функции менеджеров и маркетологов. Через самодеятельные коллективы, общественников и творческих руководителей специалисты осуществляют маркетинговые функции по взаимодействию с широкими слоями населения, пополняя самодеятельные объединения, рекламируя деятельность учреждения культуры, его программ.

V •   Учреадение культуры   Ь -^ "  
  Т    
  Руководитель (директор)    
  т    
Коллектив (специалисты)  
Т       Т       Т       Т  
И Сектор куль-" турно-массовой Л работы     Детский сектор     Сектор художе­ственного творчества     Сектор плат­ных услуг  
ц 1. Специалист ДК. Ч 2. Руководители 4 клубных формирований. 3 3 Общественни-Ч ки.     1. Специалист ДК. 2. Руководители детских коллекти­вов. 3. Общественники.     1 Специалист ДК. 2. Руководители художественных самодеятельных коллективов. 3 Общественники.     1. Специалист ДК 2. Руководители платных курсов, студий, мастер­ских, проката, са­лонов. 3, Общественники.  
^ Коллективы ? клубных Н формирований.     Детские коллек­тивы.     Коллективы са­модеятельного творчества.     Коллективы платных форм дея­тельности  
Т А       Т А     ^_  
Население  

Таким образом, образуется своеобразный "мостик", переброшенный от учреждения культуры к массовому потребителю его продуктов и услуг.

Персонал учреждения культуры получает возможность всегда знать запросы и чаяния потребителей культуры только из первых рук, встречаясь лицом к лицу с потенциальными посетителями, каждый из которых - неповторимая личность со своими собственными, только ему присущими чертами характера, темпераментом, вкусами и предпочтениями.

В рамках традиционного мышления применительно к маркетингу считается, что для качественного изучения рынка, прежде всего, нужно нанять консультанта по маркетингу, провести множество разного рода обследований и сделать маркетинг центром деятельности учреждения.

Но очень многие мелкие и средние учреждения культуры не располагают достаточными ресурсами, чтобы осуществить все это таким способом. И они не могут себе позволить при этом ошибиться.

Команды, сформированные из общественности и руководителей самодеятельных коллективов, осуществляют стратегию маркетинга куда более продуктивно, нежели она ведется традиционными методами.

Эта стратегия в маркетинге включает в себя ряд несложных, на первый взгляд, видов деятельности, таких, как разговоры с людьми, посещение культурных программ, посещение библиотеки, музея, привлечение в состав любительского формирования людей, которые интересуются этой деятельностью, которыми учреждение культуры более интересуется.

Если такая работа проводится успешно, учреждению культуры не следует уж слишком заботиться о том, чтобы обязательно получить заключение именно социологов, экспертных групп относительно того, в каком направлении, в каких формах и с какими категориями населения следует проводить работу. Настоящий эксперт в своей области всегда ограничен, он всегда узкий специалист. Над ним всегда довлеют его базовые знания, образование и подготовка.

Специалист часто стиснут рамками доминирующих стандартов, он стремится не допустить отклонения от общепринятых норм в своем анализе. Люди же вне рамок узкой специализации никогда не боятся быть новаторами.

Общественники, добровольные помощники учреждений культуры более свободны в своих мыслях и поступках, чтобы осуществлять действительно радикальные и значимые нововведения в социально-культурной деятельности.

Таким образом, маркетинг социально-культурной сферы имеет доминирующую, ярко выраженную социальную и культурную направленность.

Он сопряжен с культурными интересами и запросами населения, опирается на социологические методы сбора и анализа информации, обусловлен необходимостью моделирования инновационных форм и методов работы с людьми, что, по существу, придает этому виду маркетинга характер социально и культурологически интегрированной стратегии каждого учреждения социально-культурного типа.

 

Вопросы для самопроверки

1.Существует ли рынок продуктов и услуг в социокультурной сфере?

2. Кто оплачивает продукты и услуги культуры в системе бюджетного финансирования?

3. Заинтересованы ли производители в продвижении на рынке предоплаченных государством продуктов и услуг культуры?

4. Можно ли считать социокультурное учреждение торгующей организацией?

5. Каково соотношение приоритетов между миссией учреждения и предпринимательской деятельностью?

6. Нужно ли бесплатно предоставлять населению продукты и услуги культуры?

7. Перечислите виды платных услуг, которые могут предоставить социокультурные учреждения.

8. В чем заключаются различия некоммерческого и коммерческого маркетинга?

9. Из каких источников формируется единый фонд социокультурного учреждения?

10. В чем отличие классического и социокулыпурного маркетинга

11.Назовите виды маркетинга и возможности их адаптации в социокультурном процесс

12.За счет чего можно укомплектовать команды маркетологов в малочисленном коллективе учреждения культуры?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.