Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практика благотворительности



Перечисленные рекомендации рассчитаны не только на начинающих. Они могут оказаться полезными и для опытных менеджеров социально-культурной сферы, но еще не вполне освоивших технологию добывания средств.

Характерным примером щедрой благотворительной деятельности может служить культурная политика Внешэкономбанка (ВЭБ), с которой поучительно познакомиться будущим менеджерам социально-культурной деятельности. В этом крупнейшем банке на цели благотворительности и спонсорства ежегодно предусматриваются существенные ассигнования.

Разделение благотворительности, как безвозмездного благородного деяния, и спонсорства, как продуманной, просчитанной деятельности, весьма условно. И то, и другое, - инструменты работы, призванной способствовать формированию положительного образа компании.

Как пишет начальник отдела общественных связей и рекламы Внешэкономбанка Е.А. Мамсурова в статье "Культурная политика Внешэкономбанка" (журнал "Арт-менеджер". № 1. 2002 г.), уже три года в этом учреждении работает комиссия по благотворительности, созданная решением Совета Директоров.

Прежде всего, была разработана корпоративная программа банка в области благотворительности и спонсорства, в рамках которой были определены приоритеты нашей деятельности в этом направлении. Одним из приоритетов стала поддержка значимых проектов в области культуры и искусства.

В 2000 году Внешэкономбанк подписал соглашение о сотрудничестве с Министерством культуры по реализации проектов в области искусства. К сожалению, в государственной казне часто не хватает денег на их финансирование в полном объеме, и приходится привлекать средства меценатов. Внешэкономбанк всегда старается найти возможность поддержать приоритетные проекты особой социальной значимости.

К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина Банк принял решение о финансировании издания эксклюзивной серии книг, автором и составителем которой стал известный писатель и литературовед Андрей Битов.

В первую книгу "1836. Предположение жить", изданную непосредственно к юбилею А.С. Пушкина, вошло факсимильное воспроизведение уникального издания "Капитанской дочки", сохранившегося в единственном экземпляре в Научной библиотеке Санкт-Петербургского университета, а также серия очерков и эссе лучших российских пушкиноведов.

Совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) Внешэкономбанк осуществил ряд культурных проектов. Банк является членом Общества друзей этого музея.

В частности, в апреле 1999 года Внешэкономбанк финансировал подготовку и проведение в залах музея выставки "Русский придворный костюм", где были представлены экспонаты разных эпох от Петра I до Николая II. Экспозиция пользовалась большим успехом и заслуженным вниманием у широкого круга российской и западной общественности.

В декабре того же года ВЭБ приобрел и передал в дар музею коллекцию из 55 работ художника В.В. Стерлигова последнего представителя русского классического авангарда, ученика Казимира Малевича. Сегодня картины мастера обрели дом в отделе графики музея и стали достоянием поклонников аван­гардного искусства.

Как известно 1999 год был юбилейным для ГМИИ им. А.С. Пушкина. К празднованию этой даты были приурочены: выставка "Музеи мира - партнеры ГМИИ", выставка произведений Рене Магритта, выставка, посвященная столетию "Мира искусства, и другие. Внешэкономбанк оказал финансовую поддержку в организации этих выставок.

В 2001 году Внешэкономбанк совместно с тремя российскими музеями - Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитажем и музеем-усадьбой "Архангельское" -принял участие в реализации нового интересного проекта - выставки "Ученая прихоть". На ней было представлено крупнейшее собрание западноевропейской живописи и декоративно-прикладного искусства из коллекции мецената, дипломата и государственного деятеля России ХУШ-Х1Х веков князя Н.Б. Юсупова.

Не подлежит сомнению, что российская культура является частью мирового художественного наследия. И неудивительно, что в Индии бережно хранят память о семье Рерихов. В 1999 году Внешэкономбанк перечислил деньги Дому-музею Рерихов в Наггаре и Институту гималайских исследований "Урусвати". Средства были направлены на приобретение сочинений Николая Рериха и книг о нем для последующей передачи в дар Дому-музею в Кулу,

А в следующем году Банк принял участие в финансировании восстановления и ремонта этого музея, который на сегодняшний день находится в бедственном состоянии,

В течение нескольких лет ВЭБ является театральным меценатом. Банк стал членом Клуба друзей Мариинского театра, входит в Попечительский совет Большого театра и оказывает серьезную финансовую помощь этим двум ведущим театрам мира.

В начале 2001 года Банк профинансировал гала-концерт в ГАБТ с участием звезд оперы и балета, хора и оркестра Мари-инского театра под управлением В. Гергиева. В июне того же года ВЭБ принял участие в финансировании ответного концерта Большого театра в Мариинке.

Кроме того, Большому театру были выделены средства на финансирование новых постановок, а Мариинскому театру - на организацию и проведение просветительской программы для студенчества Санкт-Петербурга.

Банк связывают не только теплые и дружеские отношения с московским театром "Мастерская Петра Фоменко", но и дела: банк принял участие в финансировании работ по реконструкции здания, и 24 сентября 1999 года состоялась торжественная церемония открытия здания театра на Кутузовском проспекте. Банк регулярно выделяет деньги на новые театральные постановки этого талантливого режиссера и его учеников.

Банк участвует не только в громких "раскрученных" проектах. Например, выделены деньги на реконструкцию школы-студии Немировича-Данченко. Руководители банка понимают, что провинциальным театрам приходится еще труднее, чем столичным. Поэтому они откликнулись на просьбу Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского о помощи в ремонте фойе и изготовлении нового занавеса.

В мае 2000 года ВЭБ оказал спонсорскую помощь в проведении в Большом зале Московской консерватории концерта "Восемь сезонов" камерного оркестра "Кремерата Балтика", солистом и художественным руководителем которого является Гидон Кремер. Маэстро редко бывает в Москве, и концерт стал заметным событием в музыкальной жизни столицы.

Выставка "Христианские реликвии в Московском Кремле" летом 2000 года была включена в специальную Президентскую программу и проходила в рамках празднования двухтысячелетия христианства.

Одновременно с выставкой прошла презентация альбома-каталога с аналогичным названием, издание которого было бы невозможным без финансовой поддержки Внешэкономбанка.

В книге представлены христианские реликвии, в разное время попавшие в Кремль из Константинополя и греческого Востока, которые долгие годы не были доступны широкой общественности. Значение реликвий трудно переоценить: они играли важнейшую роль в консолидации общества, являлись символами государственно – политических концепций России.

Вопросы для самопроверки

1. Какими мотивами объясняются поступки меценатов России?

2.Что тормозит развитие благотворительности в совре
менной жизни?

3. С чего начинается фандрайзинг?

4 Из каких источников можно получить потенциальных донорах?

5. Что нужно знать о донорах?

6. Раскройте содержание письма – обращения к донору.

7. Как установить контакт с донором по телефону?

8.Каковы методы формирования психологической устойчивости фандрайзера?

9. в чём могут заключаться причины отказа донора в помощи?

10 .Какие документы необходимо подготовить для встречи с донором?

§ 3. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности

 

 

Основу менеджмента составляет организация, которую следует понимать как структурную единицу, субъект деятельности

Именно организация выступает главной причиной, основным фактором, определяющим существование менеджмента. Организации социокультурной сферы наделены уникальной способностью формирования материальной и духовной среды обитания человека.

Продуктов и их временной ЦИКЛ

Основной смысл существования учреждений культуры связан: с сохранением и трансляцией культурно-исторического наследия (музейные комплексы, музеи, библиотеки, архивы, народные традиции и обряды, быт и т.д.); с созданием условий для культурного досуга и развлечений (клубы, дома культуры, парки, молодежные развлекательные и игровые центры, любительские объединения, художественные самодеятельные коллективы, концертные организации и др.); с художественным образованием, искусством, театральной деятельностью (детские школы искусств, колледжи и вузы культуры и искусств, консерватории, театральные вузы, театры) и другими направлениями культурной деятельности, которая обеспечивается финансированием, управлением, информацией, правовыми актами, кадрами и материальной базой.

Применительно к сфере культуры менеджмент следует рассматривать как способ деятельности и как особую область знаний организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распространения и потребления культурных продуктов.

Менеджмент как искусство и способ управления деятельностью организации существует для производства определенных продуктов - либо в виде произведения искусства - нотной пар­титуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры и т.д., либо в виде культурной, концертной, игровой, праздничной программы, спектакля, выставки, фестиваля и т.д.

Первая названная группа продуктов культуры имеет реальную потребительскую стоимость, долговременный, возможно и бесконечный характер жизни.

Вторая группа продуктов имеет временный, краткосрочный цикл жизни, они быстро, иногда после одноразового использования прекращают свое существование, но трансформируясь в новые формы, изменяя содержание, потребительскую стоимость.

В этом продукте культурно-творческий, интеллектуальный потенциал воссоздается, осуществляется и "умирает" в материале в процессе реализации, и необходим новый искусственно проектируемый и целевым образом задаваемый импульс для развертывания нового цикла.

Поскольку каждый новый цикл возникает в особой социокультурной ситуации и замысливается как способ решения задачи по удовлетворению определенных потребностей за счет создающихся для этого средств, то эти циклы не повторяют друг друга, а только могут быть представлены как подобные по функциям, механизмам, формам и методам.

Кроме этого, в социокультурной деятельности производится некий продукт, выступающий в виде непосредственного живого творческого труда, и представляет собой продукт-услугу (патронажная деятельность, библиотечное обслуживание, шефская работа, посредническая деятельность, реклама, имидж, создание организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни, деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрайзинг).

Создание такого продукта всегда соотносится с ситуацией, сложившейся на данный момент в учреждении культуры. Но ситуативность в данном случае не является только начальным порождением движения, как это обычно понимается, а становится его постоянной характеристикой, непрерывным потоком повторяющихся в новых ситуациях импульсов движения.

Живой непосредственный творческий труд, воплощенный в продукте-услуге, относится к особому виду деятельности, которую можно охарактеризовать как Культуротехника , когда менеджер работает не в культуре, а с культурой в определенной ситуационной перспективе.

Культуротехника менеджера не предполагает отношение к творчеству (в высоком смысле творения произведений культуры) как обязательному условию, и творение заменяется развитием-умножением возможностей и расширением функций-кодов культуры. В общепринятом смысле это называют трансляцией культуры. При этом уже сама приверженность к формальной культуротехнической работе воссоздает творчество и духовность.

Работа с культурой возможна и осмыслена в контексте педагогики, в которой выделяются, прежде всего, моменты воспитания и передачи технологии работы человека с самим собой и структурными компонентами культуры (проектирование, программирование, реконструкция и т.д.), а посредством воспитания можно добиться должного саморазвития культуротехнической деятельности, сохранения, поиска, определяющего его движение.

Развитие и становление культуротехники определяется ее соорганизацией, как с областью педагогики, так и с областью методологически оснащенного социокультурного проектирования как места концентрации и осознания проблем, а затем их рефлексии.

Спрос и предложение

Все продукты культуры имеют определенную потребительскую стоимость и цену. Потребительская стоимость каждого из них зависит от величины затрат на его производство и от его культурной ценности, которая формируется потребительной стоимостью, рынком в зависимости от культурных потребностей людей.

Устранение жесткого контроля и цензуры вывело взаимоотношения творцов культурных продуктов и их потребителей на новый уровень - гибкой рыночной парадигмы "спрос - предложение", а сами рыночные отношения возведены в статус самостоятельного субъекта культурной политики.

Однако множество фактов свидетельствуют о том, что вопреки рыночным отношениям имеет место развитие бюрократизма и чиновнического традиционализма в поведении руководящего персонала культуры.

Подобная инерционность в работе кадров управления, их неспособность адаптироваться к новым условиям во многом является следствием незнания менеджмента и маркетинга, неумения применять на практике их модели в условиях различных форм собственности.

Вопросы разработки и внедрения новых управленческих механизмов для социокультурной сферы имеют особое значение, так как только компетентное управление обеспечит выживаемость культуры и всей социокультурной сферы в сложных социально-экономических условиях.

В этом контексте, сущность менеджмента социокультурной деятельности можно представить в категории прикладной учебно-научной дисциплины, предметом изучения и исследования которой становится управление экономическими, организационно-хозяйственными, художественно-творческими и другими социально-культурными отношениями в процессе производства, создания, распространения и потребления культурных продуктов и услуг.

Спрос и предложение в этой сфере все больше формируются состоятельной частью населения. Повсеместно развивается индустрия развлечений и досуга, элитарные объединения и клубы, разнообразные формы массовой культуры. Повышается роль и значение культуры как формы вложения капитала, появляется множество частных коллекций, салонов, вернисажей, галерей, бурно развиваются различные направления шоу-бизнеса, арт-бизнеса, формы выставочной деятельности и виды презентаций.

В этих условиях творцы художественных произведений, культурных ценностей все больше ориентируются на изменившуюся конъюнктуру потребительского спроса населения. Но проблема заключается в том, что низкий жизненный уровень большинства населения предопределяет возрастание дефицита культуры в обществе, тогда как наиболее платежеспособные слои становятся законодателями вкусов и предпочтений, норм и ценностей в культуре, потеснив органы управления культурой с рынка формирования спроса на продукты культуры, оставив им почетную возможность декларирования необходимости формирования культуры всего общества.

Кроме того, с появлением технических возможностей репродуцирования и тиражирования культурных подлинников, когда они стали достоянием широкой аудитории, когда образовался международный рынок культуры, в том числе с использованием Интернета, изменились критерии их восприятия и оценки.

Массовое копирование подлинников искусства подорвало принципы организации и субсидирования процесса творчества и распространения его результатов. Престижность и мода в производстве и потреблении продуктов культуры и услуг заставляют творца отказываться от собственного духовного самовыражения, а погоня за переменами моды и престижем лишает его свободы выбора и действий.

Между тем, культура всегда считалась и считается некоммерческой сферой деятельности, и не случайно законодательством запрещено приватизировать учреждения культуры, образования, науки, здравоохранения.

Некоммерческий характер этой "непроизводственной сферы" обусловлен тем, что источником финансирования ее деятельности являются в основном средства, выделяемые из государственного бюджета, и, частично, средства общественных организаций, фондов, спонсоров. Но учреждения культуры обладают огромными возможностями и практически не задействованным потенциалом зарабатывания средств собственными продуктами и услугами.

Так, в музеях и библиотеках сосредоточены миллионы экспонатов материальной культуры, профессиональные и самодеятельные творческие коллективы пользуются огромным спросом у населения, уникальность и неповторимость традиционной народной культуры вызывает живой интерес не только в собственной стране, но и за рубежом, собирает огромные аудитории.

Совершенно очевидно, что, повернув весь потенциал культуры в сторону зарабатывания денег и получения доходов, можно решить практически все финансовые проблемы этой сферы

Однако односторонняя ориентация на получение дохода таит угрозу для самой культуры. Она заключается в том, что погоня за деньгами в культуре, как правило, всегда несет опасность понижения качества товара и услуг, утраты духовности, ценностей, традиций и всего того, чем определяется миссия культуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.