Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дифференциация видов СКД в рыночной экономике



Различные виды социокультурной деятельности по характеру их отношения рынку могут быть классифицированы следующим образом:

I- Виды деятельности, ориентированные,-главным образом на рынок, получающие от продаж своей продукции на рынке большую часть дохода. Это такие доходные направления, соответствующие рыночным условиям, как: казино, ночные клубы, шоу-бизнес, музыкальная продукция.

2. Нонпрофитные виды деятельности: архивная, музейная работа, защита наследия. Их продукция не ориентирована на рынок и, чаше всего, продается по цене, ниже реальной (билеты в музеи, на мероприятия в клубные учреждения и т.д.).

3. Виды культурной деятельности, к которым можно отнести: театральную, выставочную, ярмарочную, аукционную и др., которые могут принадлежать и к коммерческим, и к нонпрофитным. Театр, например, продает свою продукцию (билеты) по цене ниже ее реальной стоимости, но все же на уровне возможностей большой части любителей театра.

В отечественной практике добывания средств на развитие культуры все большую роль играют формы частного финансирования. Это - спонсорство, патронаж, филантропия, благотворительность, донорство.

Указанные термины отражают сегодня целое явление - частное финансирование культуры и искусства. И оно знаменательно не только с социальной и экономической точек зрения, что само по себе исключительно важно, но, главное, люди, которые выделяют деньги на культуру, начинают осознавать степень своего участия в культуре и даже ответственность за культурную жизнь.

Со своей стороны, потребители (организации культуры, художники) также осознают глубину и важность гуманного влияния добровольных частных взносов на свое творчество. За всем этим просматривается нечто новое, несущее определенные культурологические смыслы.

Достаточно прикоснуться к истории переписки великих художников, чтобы узнать не только самих художников, но и их спонсоров, а также формы и средства их влияния на творческий процесс. Большинство писем художников спонсорам являет собой просьбу о помощи или же благодарность за уже полученную помощь, с комментариями спонсоров по поводу определенного произведения искусства.

Используя уже достаточно известные определения и термины, напомним, что меценатство - это личная, индивидуальная дотация преимущественно конкретному художнику или же недоходной организации (гедонистический подход); патронаж -вид деятельности частных организаций в области культуры (культурно мотивированный активный подход); дарение - акт благотворительности, великодушия, филантропии (социо-гуманистический подход); купля - передача владения предметом искусства корпорации.

Это явление близко понятию заказа и другим формам "кооперации" предприятий и художников ("коллекционно-владельческий" подход); спонсорство - деловые отношения между частной корпорацией или организацией и художником, культурным проектом (коммерческо-маркетинговый подход). Сегодня этот термин используется для всех форм частного финансирования.

Частное финансирование для России - явление не новое. В XIX - начале XX вв. экономическое спонсорство культурных мероприятий и программ воспринималось как нормальное, поощряемое обществом и государством отношение богатых людей к культуре.

Сегодня нет оснований впадать в пессимизм и относительно будущего вклада в культуру новой русской буржуазии. Нужно заимствовать опыт Запада, где, например, появились ассоциации спонсоров, организованные Европейской ассоциацией национальных спонсорских ассоциаций (АВЗА - ассоциация для делового спонсирования искусства).

Своей экспертной и профессиональной деятельностью национальные ассоциации стремятся содействовать вовлечению предприятий и других институтов в спонсорскую деятельность, проводя идею спонсорства как неотъемлемой части деловой и маркетинговой политики предприятия.

При этом ассоциации оказывают потенциальным спонсорам консультационные услуги, осуществляют экспертные оценки культурных проектов и культурных продуктов. Но, при этом, необходимо вспомнить и развивать собственные традиции.

В заключение еще раз вернемся к главному - учреждения культуры уже окунулись в пучину рыночной стихии и стремятся не только остаться на плаву, но и встать на твердую почву экономического процветания.

Интереснейшие мысли по этому поводу высказывает, например, директор театра "Сатирикон" А.Е. Полянкин, считая, что спектакль - это единый неделимый художественно-технический продукт, от которого зритель каждый раз "отщипывает" - покупая билет, вкладывая деньги, может быть, даже становясь инвестором будущего театрального проекта.

Это особый вид услуги, которую мы предоставляем населению. Это нюанс, который очень важно понять, чтобы найти подход к управлению продажами в театре. Поэтому мы пошли по пути создания отдела продаж, потом управления по реализации и прокату; сегодня мы создали управление по реализации театральных услуг.

Мы подчиняемся реалиям общепринятой экономики и технологическим системам производства и продаж. Для нас важно отказаться от иллюзии театрального управленца по принципу

"как Бог пошлет" и в "ожидании зрителей". В торговом деле нужно называть вещи своими именами - "администратор фойе", "менеджер по продаже".

Директор театра говорит о том, что существует реальная экономика, и нет особой необходимости придумывать в этом едином экономическом поле, системе деловых отношений, особый, скажем, музейный, театральный или филармонический экономический язык.

Другое дело - необходимо перевести на нормальный, всем понятный язык экономику музея, театра, филармонии и других учреждений культуры и искусства, управления ими, внутрипроизводственными отношениями. И не менее главное, - уяснить, что же они производят, какой продукт, где он начинается и во что превращается. В самом продукте как раз и заложена специфика.

Различие в том, что учреждения культуры производят продукт, который не продается, - спектакль, концерт, выставка, культурная программа. А товар - это билеты и продавать можно билеты, а не сам, скажем, спектакль. Безусловно, существует и целевая продажа. Но даже если нужно целевым образом на гаст­ролях по гонорару продать спектакль, принимающая сторона должна "нарезать" из бумажек билеты и предложить их зрителю, который может через билеты купить лишь право на коллективный просмотр спектакля.

Зритель как бы получает пропуск - допуск к просмотру. В этом заключается специфика. Учреждение культуры или искусства является в каком-то смысле, с одной стороны, обычной торгующей организацией, а в прямом смысле, оно создает продукт - результат своей творческой и хозяйственной деятельности. Выступая одновременно в двух функциях, оно производит продукт, и само формирует к нему допуск, и само его продает .

Деньги в рыночной экономике являются универсальным средством обмена, и концепция "финансирования культуры" используется оправданно, т.к. она обозначает получение средств для покрытия материальных расходов и затрат на выплату зарплаты.

Вопросы для самопроверки

1. В чем причина уменьшения размеров финансирования социокультурной сферы в условиях рыночной экономики?

2. Каким экономическим потенциалом обладает социокультурная сфера?

3.Охарактеризуйте коммерческие и некоммерческие видыдеятельности в социокультурнои сфере.

4. Как распределяется доход в социокультурнои сфере?

5 Какими механизмами экономической поддержки развития культуры располагает государство?

6. Дайте характеристику основным типам финансирования социокультурнои сферы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.