Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Право Европейского союза



Одним из крупнейших межгосударственных объединений являются Европейские сообщества (ЕС). Европейские сообщества – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) – единое интеграционное объединение 12 западноевропейских стран с целью создания экономического и политического союза входящих в ЕС государств. В 1951 г. был подписан Договор об образовании ЕОУС, в которое вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. В задачу ЕОУС входило создание общего рынка угля, железной руды и стали, а также регулирование объема производства и уровня цен этих товаров. В


166 Глава VI. Правовые системы государственных объединений

1957 г. в Риме страны, входящие в ЕОУС, заключили договоры о создании ЕЭС и Евратома для: формирования общего рынка путем постепенной отмены между государствами-членами таможенных пошлин и количественных ограничений для ввоза и вывоза товаров, установления общих таможенных тарифов и согласованной торговой политики в отношении третьих стран, создания условий для свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг, проведения единой политики в области сельского хозяйства и транспорта, координации экономической, социальной, валютной и инвестиционной политики, в дальнейшем – дополнение экономической интеграции политической. В 1992 г. в соответствии с Маастрихтским договором Европейские сообщества преобразуются в Европейский союз с более строгими правилами интеграции.

Высшим органом ЕС, принимающим решения по наиболее крупным принципиальным вопросам деятельности этой организации, а также обсуждающим узловые международные проблемы, является Европейский совет, в который входят главы государств и правительств стран-участниц. Работа Евросовета проходит в форме заседаний его участников не реже двух раз в год. В них также принимают участие председатель Комиссии ЕС и министры иностранных дел стран – участниц ЕС. Решения принимаются, как правило, консенсусом.

Ведущая роль в процессе согласования позиций стран-участниц принадлежит Совету ЕС. Его сессии не реже 4 раз в год проводятся в различном составе, чаще всего – министров иностранных дел, но также и министров финансов, сельского хозяйства, транспорта и т. д.

В организационную структуру Совета ЕС входят более 50 комитетов. Важнейшим из них является Комитет постоянных представителей, руководящий всем административным механизмом Совета ЕС. Объединенные в Комитете постоянные представители правительств государств – членов ЕС имеют ранг послов и выполняют важные политические функции, в первую очередь по предварительному согласованию позиций стран-участниц. В структуру Комитета входят более 40 постоянных и временных рабочих групп.

Среди институтов ЕС ключевое положение занимает образованная в 1965 г. Комиссия ЕС (КЕС). Входящие в ее состав члены, хотя и назначаются соответствующими правительствами, не получают от них инструкций и не несут перед ними ответственности. КЕС представляет на утверждение Совета ЕС проекты решений, может выступать как представитель ЕС на переговорах с третьими странами и в международных организациях.

В состав КЕС входят 17 членов (по 2 от Великобритании, Испании, Италии, ФРГ и Франции, по одному от остальных стран). В целом же в аппарате КЕС занято около 16 тыс. сотрудников. Каждое крупное направление деятельности КЕС курируется одним из 23 генеральных директоратов КЕС, состоящих, в свою очередь, из ряда директоратов. Любые решения КЕС принимаются простым большинством голосов.


3. Право Европейского союза 167

Важным звеном в ЕС является Европейский парламент (ЕП). В него входят 518 депутатов, представляющих более 80 политических партий. С 1979 г. депутаты избираются путем прямых выборов сроком на 5 лет. Его полномочия несколько расширились. "Процедура консультаций" Совета ЕС с ЕП заменена "процедурой сотрудничества", в соответствии с которой Совет ЕС выносит окончательное решение только после одобрения его проекта Европарламен-том. В случае отказа ЕП одобрить представленный проект он передается на доработку инициировавшим его институтам. С 1970 г. Европарламент ежегодно утверждает бюджет ЕС. Решения принимаются абсолютным большинством голосов.

В число институтов Сообществ входит Суд ЕС. Он состоит из 13 судей, которые назначаются сроком на 6 лет с общего соглагсия стран-участниц. Решения Суда ЕС обязательны для ЕС в целом, а также для отдельных стран и юридических лиц ЕС. Суд контролирует законность действий органов ЕС, регулирует споры КЕС с государствами-членами, дает толкования и уточнение условий практического применения правовых норм ЕС.

Качественно новый шаг – подписание в Маастрихте 7 февраля 1992 г. Договора о Европейском союзе, предусматривающего комплекс последовательно осуществляемых мер по европейской интеграции. В валютно-экономической сфере намечено для проведения общей экономической политики определять "основные ориентиры" в виде обязательных рекомендаций и осуществлять многосторонний контроль. Бюджетная политика направлена на предотвращение дефицитов бюджетов (не превышать 3% к ВНП) и поддержание бюджетной дисциплины вплоть до санкций (изменение кредитной политики, передача государством-нарушителем беспроцентного вклада на временное хранение, штрафы, оказание финансовой помощи). Намечено введение в обращение единой валюты.

В социальной сфере выделены новые сферы сотрудничества государств-членов регулирования со стороны ЕС – образование, профобразование и молодежь, здравоохранение, защита потребителя, культура. Появились новые направления в политической сфере. t Во внешней политике и политике безопасности ЕС определяет объекты общеевропейского сотрудничества: общеевропейские ценности и фундаментальные интересы ЕС. Обеспечение его достигается путем согласования позиций и совместных действий, включая военные. В сфере юстиции и внутренних дел предусмотрены согласование позиций, совместные действия, заключение соглашений. Договор внес изменения в систему институтов ЕС1.

Исследователи отмечают ряд особенностей развития права Сообщества – Европейского союза и правовых систем государств-членов2. Кратко их можно суммировать следующим образом.

Передача государствами-членами части своих суверенных прав ЕС привела к значительному расширению правотворческой и право-

1 Подробнее см.: Московский журнал международного права. 1995. № 2, С. 129–144.

2 Подробнее см.: Клемин А. В. Суверенные права государств и их реализация в рамках Европейского союза// Московский журнал международного права. 1995. № 2.


168 Глава VI. Правовые системы государственных объединений

применительной компетенции ЕС. Но они не утратили право по развитию национальных законодательств. Скорее всего произошло "переплетение" двух слоев правового регулирования в отдельных отраслях – европейского и национального.

Приоритетное действие европейского права перед национальным не означает отмены или ограничения последнего. Сомнителен приоритет в сфере конституционного права, особенно в части прав и свобод человека и гражданина, ибо сохраняется стандарт соответствия всех норм Конституции. Нормы европейского права скорее не отменяют, а воздействуют на национальные правовые системы с целью их гармонизации. Коллизионные нормы в учредительных договорах ЕС позволяют решать вопрос в пользу европейского права в случае противоречия ему положений национальных законодательств. Причем речь идет не об отмене, а о неприменении последних.

Государства-члены обязуются содействовать праву ЕС для достижения им своих целей. Это достигается путем воздержания от поведения, противоречащего европейскому праву, отмены либо изменений национальных актов, консультирования с КЕС перед изданием актов, которые могут нарушить нормы европейского права.

Суд ЕС управомочен только официально констатировать нарушения государствами-членами норм европейского права. Причем национальным судам как бы передается "изложение" права ЕС с учетом толкований и решений Европейского суда.

Право Европейских сообществ (ныне – Европейского союза) широко изучается в разных странах. Так, в изданной в 1994 г. книге "Право Европейских сообществ" есть три части – право институтов ЕС, право Общего рынка, право гармонизации и внешние отношения1.

В качестве межгосударственного объединения ЕС влияет на многие стороны развития национальных законодательств государств-членов. Решение данной задачи существенно облегчается той степенью правовой общности, которая присуща этим законодательствам. Принадлежность преимущественно к семье континентального права вполне объясняет органическое сходство систем законодательства и многих правовых идей и решений. Совпадение и общность интересов государств – членов ЕС облегчает гармонизацию законодательств в широком смысле и сближение юридических режимов в более узком смысле. В сферах, признанных общими, создаваемые институтами ЕС нормы служат стиранию юридических различий и введению единых, общих или согласованных способов законодательного или договорного регулирования.

В рамках ЕС не ломаются, но известным образом видоизменяются границы между национальным правом и правом межгосударственных объединений. Сошлемся на опыт Англии2, где договоры ЕС не обладают сами по себе "исполнительной властью" и требуют

1 См.: Evans A. The Law of European Community. Stockholm, 1994.

2 Подробнее см.: Корнеев С. Е. Взаимодействие права Европейских сообществ и национального законодательства Великобритании// Журнал международного частного права. 1994. № 3.


3. Право Европейского союза 169

признания и оформления во внутреннем праве. Это достигается либо путем издания парламентом ряда статутов или дополнений к ним, либо путем издания общего закона, в котором имплементированы нормы договоров, либо путем прямого введения договора с соответствующей преамбулой в состав английского права. Все подобные процедуры были урегулированы Законом о Европейских сообществах 1972 г. и рядом других законов.

Интерпретация норм права Сообществ английскими судами предполагает ответ на вопрос, являются ли они непосредственно действующими. Поэтому на основе Положения о порядке применения решения суда Европейских сообществ (1972 г.) привлекается Суд ЕС для истолкования того, как и каким образом эти нормы действуют в Англии. Суд либо прямо влияет на применение права в случае несоблюдения обязательств, либо косвенно (путем предварительных постановлений) используется процедура запросов в Суд ЕС.

Своеобразным путеводителем может служить сборник "Основные законы Сообщества", периодически издаваемый ЕС. В изданиях содержатся все договоры и соглашения, заключенные при создании ЕС и в процессе его функционирования, обновленные и дополненные на момент выпуска. В пятом издании сборника помещены, во-первых, базовые, первичные договоры об образовании отдельных сообществ, о чем говорилось выше, протоколы и дополнения к ним, наиболее важные договоры и акты. Во-вторых, "вторичное законодательство" и иные документы – о свободном движении товаров, рабочей силы, о свободном производстве и оказании услуг, о социальных гарантиях для мигрантов, об общественных трудовых контрактах, о конкуренции, об ответственности за некачественную продукцию, директивы Совета в социальной сфере. В-третьих, другие документы (о выборах Европарламента и др.)1.

Приведем в качестве иллюстрации материалы, содержащиеся в обзорной информации "Законодательство Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей"2.

В октябре 1972 г. главы государств и правительств шести первоначальных участников ЕЭС приняли решение о возложении на органы Сообщества обязанности по "расширению", а фактически созданию системы защиты прав потребителей. В 1973 г. в рамках Комиссии ЕС был создан Консультативный комитет по защите прав потребителей. Программы и последующие нормативные акты по защите прав потребителей основываются на косвенных положениях Договора о создании ЕЭС, относящихся к указанным правам. Так, в ст. 39, касающейся общей политики в области сельского хозяйства, упоминается о целях стабилизации рынков, обеспечения доступности товаров и предоставления этих товаров потребителям по разумным ценам. Статья 40 предусматривает способы достижения обозначе! гых в ст. 39 целей, в том числе "создание совместной организации сельскохозяйственных рынков" (п. 2).

1 См.: Basic Community Laws., Fifth edition. Edited by Rudden B. and Wyatt D. Oxford, 1994.

2 См.: Законодательство Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей. Серия "Законодательство зарубежных государств". М., 1994.


17Q Глава VI. Правовые системы государственных объединений

Основные принципы и нормы Римского договора дополнены положениями Единого европейского акта, ратифицированного парламентами всех стран-участниц и вступившего в силу с 1 июля 1987 г. Изменения, внесенные Единым европейским актом, послужили основой для принятия Комиссией ЕС программы создания основной структуры объединенного европейского рынка к 31 декабря 1992 г. Этой же цели служат и Маастрихтские соглашения об образовании политического и валютного союза стран – участниц ЕЭС. Программа Комиссии, получившая название "Программа-1992", предусматривает создание объединенного рынка товаров и услуг, а также свободное передвижение рабочей силы и специалистов.

Расширение Европейского экономического сообщества до границ объединенного рынка ставит перед органами ЕС задачи в области унификации права на уровне Сообщества и побуждает государства совершенствовать национальное законодательство. Это объяснение, даваемое в указанной информации, является правильным. Создание объединенного рынка требует от органов Сообщества проведения активной политики защиты прав потребителей путем:

а) информирования потребителей о свойствах и качествах товаров и услуг иностранного производства, поскольку объединенный рынок строится на принципе "взаимного признания": товар (услуга), на законных основаниях производимый в одном государстве – участнике ЕЭС, может свободно продаваться и распространяться во всех остальных странах Сообщества;

б) решения проблем расширения ассортимента товаров и услуг, что влечет за собой риск причинения ущерба потребителям вследствие недостатков качества и отсутствия должной безопасности товаров и услуг;

в) разрешения проблемы так называемой трансграничной торговли, т. е. продажи товаров (оказания услуг) непосредственно потребителям, минуя посредников-импортеров;

г) оказания содействия потребителям в связи с созданием общеевропейской системы кредитования и осуществления платежей;

д) разрешения проблемы применимого права к правоотношениям, возникающим при трансграничных сделках;

е) исключения явного неравенства в случае "лоббирования" в органах Сообщества интересов производителей и потребителей.

Полезными оказались программные документы Европейского экономического сообщества по защите прав потребителей. Начало было положено принятием в 1975 г. первой предварительной программы ЕЭС по защите потребителей и информационной политике. В ней отмечалось, что Сообщество подтверждает свое твердое намерение "улучшить качество жизни народов Сообщества". Потребитель более не рассматривался в качестве простого покупателя или пользователя товарами и услугами, а возводился в ранг лица "социального", требующего защиты со стороны государственных и иных органов. В программе указывались пять основных прав потребителей: на охрану жизни и здоровья и безопасность товаров и услуг; на защиту экономических интересов; на возмещение причи-


3. Право Европейского союза 171

ненного ущерба; на информацию и просвещение; на представительство (право быть услышанным). Эти права подлежали дальнейшей конкретизации в специальных нормативных актах по вопросам экономики, общей сельскохозяйственной политики, социальной, экологической, транспортной политики путем сближения законодательств стран-участниц, по защите экономических интересов потребителей (путем исключения злоупотребления правами потребителей в односторонне составленных стандартных договорах, недопущения недобросовестного игнорирования основных прав потребителей в договорах и т. д.), оказанию помощи, консультаций, возмещению ущерба, информированию и просвещению потребителей.

В указанной информации отмечается, что концепция развития законодательства ЕС по обеспечению безопасности и качества потребительских товаров и услуг предполагала решение проблемы разграничения мер, осуществляемых на уровне Сообщества, и мер, предпринимаемых государствами-участниками. Была выработана общая стратегия, основанная на двойном подходе. Первый состоит в гармонизации законодательства на основе юридически обязательных директив по вопросу установления минимальных требований к безопасности и качеству товаров и услуг, обеспечивающих охрану жизни и здоровья потребителей. Второй подход заключается во взаимном признании странами-участницами национальных правил и стандартов. Путь взаимного признания в последнее время возобладал. Напротив, гармонизация правил и стандартов на уровне ЕС отошла на второй план.

Другое направление развития законодательств государств – членов ЕС и их сближения – социальная сфера. В 1993 г. в Институте была подготовлена информация "Правовое регулирование социальной защиты населения по законодательству стран – членов Европейского сообщества" к семинару по линии ЕС и МИД. Ниже приводятся некоторые выдержки из этого материала.

Специалисты отмечают, что правовое регулирование социальной защиты в странах – членах ЕС осуществляется как в законодательном порядке (включая нормы конституций в части, касающейся основных прав граждан; специальные законы), так и путем закрепления соответствующих норм в коллективных договорах и индивидуальных трудовых контрактах. Наиболее полно конституционное закрепление права на социальную защиту отражено в Конституциях Италии, Нидерландов, Франции, Португалии, Испании. В них прямо устанавливаются права граждан, не способных трудиться и не имеющих достаточных средств к существованию, на обеспечение и социальную помощь.

В ряде стран имеется развитое специальное законодательство по вопросам социальной защиты, в том числе специальные кодексы. В Германии действует Социальный кодекс, во Франции – Кодекс по социальной защите, в Ирландии – Акт социального благосостояния, консолидирующий действующее законодательство и подлежащий регулярному пересмотру, в Португалии есть Основной акт о социальной защите, в Испании – Основной акт о социальной защите.


172 Глава VI. Правовые системы государственных объединений

В Великобритании, Ирландии, Нидерландах наряду с указанными актами традиционно значительное место в правовом регулировании занимает прецедент.

В ряде стран законодательные полномочия в сфере социальной защиты делегированы органам исполнительной власти (Бельгия, Великобритания, Греция).

Все более значительное место в правовом регулировании социальной защиты занимают акты локального регулирования, в частности, коллективные и индивидуальные трудовые договоры. Например, во Франции именно через систему коллективных договоров были созданы схемы дополнительных пенсий. Вначале они функционировали лишь как добровольные, действующие в рамках дополнительной социальной защиты, а с 1972 г. были законодательно закреплены в качестве обязательных для всех наемных работников, подпадающих под общую и сельскохозяйственную схемы.

Для систем социальной защиты в странах – членах ЕС характерна дифференциация по кругу лиц, охватываемых ими. Ряд категорий лиц, в том числе наемного труда, исключен из системы социального страхования (например, по законодательству Бельгии к ним отнесены: домашняя прислуга, работающие студенты, руководящий персонал и некоторые другие) либо подлежит ограниченному страхованию (т. е. имеет право лишь на отдельные виды страхования).

Социальная защита в странах – членах ЕС предоставляется в двух основных формах: товаров и услуг, денежных выплат. При выборе формы помощи решающее значение имеет то, с какой целью она оказывается.

В целом законодательство стран – членов ЕС устанавливает четыре основных подхода к исчислению размера социальной помощи: предоставление всем получателям в одинаковом размере; ориентация на индивидуальную нуждаемость получателя (при отсутствии иных источников дохода); ориентация на величину прежней заработной платы или величину страховых взносов получателя; зависимость от потребности получателя (особенно при оплате лекарств и медицинских услуг).

Изучение законодательства стран – членов ЕС в области социальной защиты населения позволило специалистам сделать вывод о том, что, несмотря на своеобразие национальных норм, в этой сфере имеется много общего в регулировании основных вопросов социальной защиты, выражающегося в общности подходов. Все это обусловливает возможность дальнейшей гармонизации законодательства о социальной защите стран – членов ЕС и выработки общих норм в этой сфере. Опыт правового регулирования социальной защиты населения в странах – членах ЕС представляет определенный интерес для российского законодателя с точки зрения подходов к решению аналогичных проблем в России и государствах СНГ.

Следует назвать Европейский кодекс социальных гарантий (последнее издание в Риме, 1990 г.). В нем есть следующие части: Общие положения; "Медицинское попечение"; "Пособие по болезни";


4. Правовое развитие в рамках Совета Европы 173

"Пособие по безработице"; "Пособие по старости"; "Пособие по катастрофе на работе и профессиональному должностному заболеванию" (перечень к этой ч. 6 содержит список профессиональных заболеваний); "Пособие семье"; "Пособие по материнству"; "Пособие по инвалидности"; "Пособие на выживание" (из-за потери кормильца); "Расчет периодических выплат"; Общие положения (касающиеся ситуаций с пособиями); Разные положения; Поправки; Итоговые положения.

В виде приложения дана Международная стандартная промышленная классификация экономических деятельностей (отраслей хозяйственной деятельности, в том числе и сферы обслуживания).

Не нужно думать, что развитие права и институтов в ЕС протекает спокойно и без противоречий. Они есть и попеременно возникают то в отношении квот на сельскохозяйственную продукцию, то в разном отношении к безвизовому приезду-отъезду граждан, то применительно к крупным проектам в области транспорта и связи. Не закончились споры по поводу способов борьбы с терроризмом и организованной преступностью. И это вполне естественно для крупных межгосударственных объединений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.