В основу право понимания была положена идеология естественного права с изменениями. В римском праве естественное право имело религиозный характер. Романо-германская система освободила естественное право от религиозных основ. Романо-германская семья идет от идеи естественного права как формы выражения природы человека.
Право – явление разума (в рамках романо-германской семьи), право – писаный разум. Право в обществе не в силу гласности и принуждения значимо, а в силу убеждения, авторитета. Нормы права должны внедряться не силой власти, а силой убеждения. Тогда нормы будут достигать своей цели.
Норма права – общее правило поведения, сформулированное законодателем на основе естественного права (уполномоченным им органом), имеет абстрактный, персонифицированный характер. Юридическая норма по своему содержанию нечто среднее между общем принципом права и юридическим решением конкретного спора. Не должна быть слишком общей, иначе она перестает быть руководством для практики, не должна быть рассчитанной на конкретную ситуацию, а на определенный тип ситуаций.
Большей конкретизацией должны обладать нормы ФП, НП, УП, АП и т.д.
Наиболее оптимальная норма – первичная норма, выработанная законодателем, рядом с ними могут быть вторичные нормы – выработанные судебной практикой в виде актов судебного толкования и т.д.
Научная доктрина выделила категорию субъект права – это закрепленная юридической нормой естественное право человека, поставленного под защиту государства.
2. Сходство источников права в юридическом значении (сходство внешних форм выражения права)
Традиционно источники делят на 2 группы:
· первичные
· вторичные
Основная черта романо-германской семьи – единая иерархическая построенная система источников права, в которой ведущее место занимают законодательство и законодательство конституционное, в первую очередь.
Первичные источники:
K ЗАКОН – самые различные нормативно-правовые акты, не только исходящие от законодательной власти, но и нормативные акты главы государства, ведомственных органов.
Доктрина показывает необходимость разных видов законодательных актов, следовательно, появились:
Ø органические законы – необходимость в них вытекает из принципов конституционного регулирования (права гражданина, гарантии, избирательная система)
Ø программные законы – по своему содержанию определяют цели политической и экономической деятельности
Ø специальные законы – призваны дополнить Кодексы, законодательные акты, регулируют специальные отношения, ещё не охваченные правовой регламентацией
K В качестве источников наряду с законами стали признаваться НОРМАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ в образе МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВАРОВ. Договоры были приравнены к конституционным законам, они обладали силой большей, чем национальное законодательство. В XIX веке появились внутригосударственные договора.
K ОБЫЧАИ (Германия, Греция, Швейцария – самостоятельный источник права), в большинстве национальных правовых систем он ставится ниже, чем законы, нормативные договоры. 3 варианта:
- самостоятельный источник выступает на региональном уровне, если не противоречит законам региона;
- дополнительный источник к закону;
- обычаи, действующие кроме закона при выполнении 2 условий: а) пробел в праве, либо б) прямо предусмотрено законом применение обычая.
В XVI – XVIII веках – в странах Континентальной Европы была произведена работа, которая называется «Компиляция обычаев» - все обычаи получили записанную форму и были систематизированы. Частная компиляция – систематизация обычаев, которые превратились в письменную форму.
Вторичные источники – имеют юридическое значение в том случае, когда первичные источники отсутствуют, либо характеризуются неполнотой своего содержания. Это судебные решения и научные труды ученых-юристов.
В течении всего процесса исторического развития романо-германской семьи не были выработаны ни общие концепции относительно места и роли судебного прецедента. Есть страны, в которых обязательность судебного решения признана на законодательном уровне.
Германия, Португалия и Швейцария - судебные прецеденты признаются в качестве источника правового регулирования. Это исключение, т.к. общий тезис: судья не может и не должен ставить себя на место законодателя.
Судебный прецедент нельзя исключать из числа источников романо-германской семьи, но он используется как второстепенный источник. Прецедент законодательно не закреплен, за исключением 3 стран. Фактически он существует и применяется.
3. Структурное сходство
4. Общность принципов регулирования общественных отношений
5. Сходство основных юридических категорий и понятий, техники и терминологии