Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы словообразования

В русском языке постоянно появляются новые слова. Это закономерное явление связано прежде всего с потребностью носителей языка назвать новые предметы и явления действительности, обновить имеющиеся словарные ресурсы за счёт более экспрессивных, более выразительных слов. Процесс образования новых слов на базе имеющихся называется словообразованием.

Словообразование –образование слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксов (значимых частей слова), словосложения и других формальных средств.

Вновь образованные слова называются производными (или мотивированными),а те, от которых образуются новые слова,- производящими.

В зависимости от того, какие языковые средства используются для образования слов в русском языке, выделяются следующие способы словообразования:

1) морфемный –образование слов с помощью сочетания морфем по существующим в языке правилам;

2) морфолого-синтаксический -образование новых слов путём перехода его из одной части речи в другую. Например, в словосочетании «столовая комната» слово «столовая» является прилагательным, а в словосочетании «большая столовая» - существительным;

3) лексико-семантический -расщепление одного слова на два омонима: «чайник» - сосуд для кипячения воды и «чайник» - человек, являющийся новичком в какой-либо области;

4) лексико-синтаксический - слияние словосочетания в одно слово, например: сей час – сейчас; с ума сошедший – сумасшедший.

Основным способом словообразования в русском языке является морфемный способ.

Морфемный способсловообразования имеет следующие разновидности в зависимости от того, какие морфемы используются для образования слов:

1) суффиксальный способ - образование слов посредством суффикса. Этот способ - ведущий в русском словообразовании, например: серебро - серебряный, ночь – ночник, приветливый – приветливость;

2) префиксальный– образование слов при помощи приставок, например: ехать – подъехать, доехать, выехать, уехать;

3) префиксально-суффиксальный способ– образование слов при помощи приставки и суффикса одновременно, например: темно - дотемна, небеса – поднебесный;

4) постфиксальный -образование слов при помощи постфикса, например: брить – бриться;

5) префиксально-постфиксальный –образование слов путём присоединения префикса и постфикса одновременно, например: спать – выспаться;

6) суффиксально-постфиксальный– образование слов путём присоединения суффикса и постфикса одновременно, например: труд – трудится;

7) префиксально-суффиксально-постфиксальный– образование слов путём присоединения приставки, суффикса и постфикса одновременно, например: верить – разувериться;

8) безаффиксный (или безсуффиксный)– образование слов путём отсечения, отбрасывания окончания и суффикса, например: зелёный – зелень, глубина – глубь, уговорить – уговор;

9) сложение– способ образования слов при помощи сложения имеет следующие разновидности:

а) сложение основ слов с помощью соединительных гласных (интерфиксов, например: пылЕсос, телОхранитель Нередко в этом случае участвуют и суффиксы, например: левОбережный;

б) сложение целых слов, например: сапоги-скороходы, шапка-невидимка;

в) сложение части основы слова с целым словом, например: турпоход – туристический поход;

г) сложение слогов или частей слова, например: завуч – заведующий учебной частью;

д) сложение названий начальных букв, например: МГУ - Московский государственный университет;

е) сложение начальных звуков, например: вуз – высшее учебное заведение.

Такие сложносокращенные слова (два последних примера) называются аббревиатурами(от лат. abbreviare – «сокращенно излагать»0. Таким способом образуются только имена существительные.

Различные способы словообразования в русском языке делают нашу речь богатой и экспрессивной, то есть позволяющей передавать самые тонкие эмоциональные оттенки. И всё это возможно благодаря разнообразию оценочных аффиксов, с помощью которых слова получают другую стилистическую окраску. Например, нейтральное слово «дом» с помощью различных аффиксов может приобретать различные оценочные значения: «домик» (уменьшит.-ласк.), «домишко» (пренебреж.), «домище» (увеличит.).

Иногда образование нового слова меняет его стилистическую окраску, привнося иной эмоционально-экспрессивный оттенок или изменяя сферу употребления слова (например, «жилет» и «жилетка» - первое употребляется в книжной речи, второе характерно для разговорной).

Задание 1. Определите способ словообразования в следующих словах:

Безопасность, банковский, безналичка, вирусный, вирусология, вкладчик, загнивание, девятиэтажка, добудиться, компьютерщик, контрмера, кредиторский, малообеспеченный, маршрутка, МРОТ, персоналка, по-христиански, развал, раскрутиться, распродажа, секретарь-референт, системщик, сканирование, творец, турагентство, факс-модем, фирмач, читалка, южане.

 

Выделяются две группы словообразовательных моделей.

1. Способы словообразования, которые закрепляются за определённым стилем.

Например, способы образования слов книжного и разговорного стиля. В свою очередь, книжные слова делятся на книжно-нейтральные (например, существительные с суффиксом –е(ние), -ость, -аци(ия), -изац(ия): рассмотрение, наследственность, поэтизация, автоматизация), книжно-возвышенные (например, глаголы с приставкой воз-: возгореться, восстать), а также слова, закреплённые за определённым функциональным книжным стилем (например, суффиксы –ит, -ин в научной речи: нефрит, аспирин; приставка анти- в публицистической речи: антигосударственный и т.д).

Среди разговорных слов можно также выделить разговорно-нейтральные, которые постоянно используются в разговорной литературной речи и не воспринимаются в ней как стилистически окрашенные. Однако при перенесении их в иную сферу употребления они приобретают особую окраску разговорности, сниженности (например, кассирша, мелкота и т.д.); сюда же следует отнести и слова, закреплённые за разговорной речью людей определённых профессий (например, ультрафиолет и т.д.).

2.Способы словообразования, которые выражают субъективную оценку автора (уничижительные, возвышенные и др.).

В основном субъективная оценка выражается с помощью слов с оценочными суффиксами: уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными и т.д.

Некоторые суффиксы сами по себе имеют ярко выраженную разговорную окраску. Это суффиксы –к-(тетрадка, гармошка); -ик (ножик); -ль (враль); -ун (хвастун); -ух-(-юх-) (стряпуха); -отн- (толкотня) и др.

Ещё более сниженный характер придают высказыванию суффиксы –уг-

(-юг-) (ворюга), -их- (врачиха), -ех- дурёха и др.

Словообразовательные ресурсы языка широко используются в художественной литературе для оценки, например, существительных в создании образов героев, для выражения разнообразных оттенков значений в оценочных суждениях.

 

Задание 2.Прочитайте цитаты из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Вспомните, кому из героев принадлежат эти высказывания. Найдите в них слова с эмоционально-экспрессивной окраской. Какую функцию эти слова выполняют в приведённых высказываниях?

 

1. «Французик из Бордо. Посмотришь, вечерком он чувствует себя здесь маленьким царьком».

2. «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не боле напёрстка, я гладил всё его: как шёлковая шёрстка».

3. «Как станешь представлять к крестишку ли ли к местечку, ну как не порадеть родному человечку».

4. «Будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – то и жених».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.