Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА - I. СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО РАЗВИТИЯ



СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

КАК СРЕДСТВО СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

  Рецензент____________ Дипломная работа образовательно- квалификационного уровня СПЕЦИАЛИСТ студентки группы ПМ–6 специальности ПСИХОЛОГИЯ ШКЕПУ НАТАЛЬИ ФЕДОРОВНЫ Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент КОВАЛЁВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

 

Севастополь


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ГЛАВА - I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА В НАУЧНЫХ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1. Сплоченность коллектива как интегральная характеристика его развития……………………………………………………………………………

1.2. Сущность, структура, принципы и технологии СПТ………………………

1.3. Психологические механизмы влияния социально-психологического тренинга на сплочение ученического коллектива

ГЛАВА - II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПТ В СПЛОЧЕНИИ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

2.1. Эмпирическое исследование уровня сплоченности ученического коллектива…………………………………………………………………….

2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по сплочению ученического коллектива…………………………………………………

2.2. Анализ результатов исследования……………..……………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ГЛАВА - I. СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО РАЗВИТИЯ.

1.1 Современное представление о групповой сплоченности ..........................

1.2 Сплоченность как ценностно-ориентационное единство ..........................

1.3 Методы оценки сплоченности групп...................................................................

 

ГЛАВА - II. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

КАК СРЕДСТВО СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА.

2.1 Возможности социально- -психологического тренинга. Сплоченность группы……………………………………………………………..

2.2 Сущность, принципы и технологии социально-психологического тренинга……………………………………….…………………………………..

2.3. Программа тренинга по сплочению коллектива

2.4. Анализ результатов ……………..……………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Уже на самих ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. Человек проводит всю свою жизнь в микро - и макросоциуме. Его развитие, социализация, деятельность, досуг в течение всей жизни осуществляется во множестве различных формальных и неформальных контактных групп. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды. Многие древнегреческие мыслители, в том числе Сократ, прибегали к «групповой форме философствования», чтобы проверить свои идеи о природе, Вселенной и человеческом роде. Средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к социальным группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, наибольшего своего развития они достигли в наше время мощного развития производственных отношений, когда и стали сформировываться коллективы.

Коллектив – контактная группа, характеризующаяся общностью общественно значимых целей ее членов, высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости.

В связи с этим для достижения руководителями различных уровней целей, которые ставятся перед коллективами, необходима целенаправленная деятельность по сплочению команды (группы, коллектива) для решения присущих им задач с наибольшей эффективностью.

Отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр социализирующей деятельности коллектив, что принесло в свою очередь позитивные результаты (были и негативные, они общеизвестны). Они заключались в развитии научной социально-психологической теории коллектива и разработке мощного практического инструментария организации межличностного взаимодействия членов различных социальных групп.

Утверждение ведущей роли коллектива в формировании и становлении личности в советские времена стало одним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем. То, что стратометрическая концепция А.В. Петровского получила всемирную известность в психологической науке так же, как и теория поля Курта Левина, было обусловлено повышенным вниманием советских ученых к феноменологии коллектива. Весомый вклад в развитие психологии групп внесли: Е.Л. Кричевский, Я.Л. Коломенский, Е.С. Кузьмин, Г.М. Андреева, В.С. Агеев, В.С. Аванесов, А.И. Донцов, К.К. Платонов, Л.И. Уманский, В.А. Семиченко, Н.И. Шевандрин, С.А.Багрецов, В.В. Наумов, В.М. Львов и другие.

Динамические характеристики коллектива рассматривались Е.Н. Каменской, А.А. Деркача, А.Н. Сухова, Т.А. Ивановой и В.В. Ивановым. Количественные характеристики малых групп, такие как сплоченность, экспансивность, конформность, ценностно-ориентационное единство, референтность, нашли описание в исследованиях В.С. Агеева, М.И. Еникеева, С.А. Богрецова, Я.Л. Коломинского, В.М. Козубовского, В.А. Семиченко, Н.Н. Обозова и других. Структура межличностных отношений в группе раскрыта в трудах Д. Майерса, Е.В. Андриенко, В.И. Паниотто, А.В. Петровского, А.А. Русалиновой. Своеобразие развития производственных коллективов хорошо изложено в монографиях и учебных пособиях Н.М. Ануфриевой, Т.Н. Зелинской, Н.Е. Зелинского, П.Н. Шихирева и других ученых. Особенности развития ученических коллективов раскрыты в трудах Е.Н. Каменской, В.А. Чикер, Л.Г. Почебут, Н.И. Шевандрина.

Не смотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологии групп, современные руководители всех уровней испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата. Между тем ученые: И.В. Вачков, В. Э. Пахальян, А.И. Донцов, А.С. Прутченков убедительно показали, что сплочение формальных малых групп может быть вполне успешным за сравнительно небольшой промежуток времени за счет проведения социально-психологических тренингов, коллективных игр и специально организуемой совместной деятельности. Более того, исследования Н.И. Шевандрина, В.С. Аванесова и других ученых показали то, что в сплоченных коллективах их члены более успешно работают, быстрее адаптируются, ощущают себя более защищенными. Им в меньшей степени присущи фобии, агрессивность, гиперзастенчивость и неуверенность в себе. Более того, сплоченный ученический коллектив, способствует успешному решению учебно-воспитательных задач школы, создает условия для успешного развития личности ребенка (школьника).

Актуальность темы нашего исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в формировании сплоченных коллективов (как мощного средства социализации личности) с благоприятным микроклиматом в них и недостаточностью инструментально четких методических разработок для психологов, направленных на эффективную реализацию поставленных задач.

Объект исследования: ученический коллектив как малая контактная группа просоциальной направленности.

Предмет исследования: влияние социально-психологического тренинга на повышение уровня сплоченности ученического коллектива.

Цель исследования: разработать программу и содержание тренинга по сплочению ученического коллектива пятого класса средней общеобразовательной школы

Гипотеза исследования:Если с учащимися пятых классов проводить СПТ, базирующийся на социально-психологических играх, осуществляемых в динамических микрогруппах класса, то уровень сплоченности ученического коллектива существенно возрастет, так как:

1) СПТ способствует развитию у детей эмпатии, рефлексии, социальной перцепции, конформности в группе;

2)социально-психологические игры облегчают межличностное взаимодействие между учащимися и позволяют вовлекать в активную деятельность весь класс, обеспечивая при этом высокий уровень экспансивности всех членов коллектива;

3) работа в динамических группах позволяет включать в моделируемые межличностные отношения в равной степени всех членов коллектива, не допуская локализации и конфронтации отдельных микрогрупп.

Задачи исследования:

1. Раскрыть современное представление о групповой сплоченности как интегральном показателе развития коллектива

2. Определить сущность, структуру, принципы и технологии СПТ

3.Выявить психологические механизмы влияния социально-психологического тренинга на сплочение ученического коллектива.

4. Разработать и апробировать программу и содержание СПТ по сплочению ученического коллектива; установить степень её эффективности.

Методологическую основу нашего исследования составляют: феноменология коллектива как малой контактной группы просоциальной направленности, разработанная Р.Л. Кричевским; стратометрическая концепция развития коллектива А.В. Петровского и принципы СПТ по сплочению учебных групп, разработанные В.Э. Пахальян .

В настоящей дипломной работе нами были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, опрос, социометрия, тестирование, математические методы обработки данных.

Эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы №10 с октября 2006 года по апрель 2007 года. В нем принимали участие 30 учащихся пятых классов.

 

ГЛАВА - I. СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО РАЗВИТИЯ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.