Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование MMPI в практике управления и консультирования



 

Методика MMPI может использоваться для решения задач профессионального психологического отбора и подбора персонала. Традиционно заказчик, в качестве которого выступает руководитель организации, формулирует требования к психологическим качествам сотрудника. Наиболее часто в качестве таких требований выступают такие особенности личности, как коммуникабельность, лидерский потенциал, творческие способности, обучаемость, надежность и т.п. Иногда называют качества, которыми сотрудник не должен обладать, например, конфликтность, склонность к беспокойству и т.п.

При этом, как правило, не принимается в расчет, что данные качества являются противоречивыми и крайне редко могут встречаться и сочетаться в личности одного человека. Чем больше формулируется требований к качествам личности, тем труднее найти и подобрать соответствующего этим требованиям сотрудника. Поэтому дополнительно приходится уточнять содержание этих качеств и определять их приоритетность.

После того, как установлены психологические особенности личности требуемого работника, могут определяться показатели шкал MMPI, в наибольшей мере соответствующие этим требованиям (Таблица 21). При этом среди кандидатов подбираются те, которые в максимальной степени соответствуют сформулированным критериям.

Например, при подборе коммерческих агентов в качестве ведущего сформулировано требование коммуникабельности, максимально проявляется у представителей демонстративного и гипертимного типов акцентуации, и которому могут препятствовать дистимические, педантичные, шизоидные черты и интроверсия. Таким образом, профиль MMPI идеального коммерческого агента характеризуется пиками по 3 и (или) 9 шкалам и как можно более низкими значениями по шкалам 2, 7, 8 и 0. При этом оставшиеся шкалы в идеальном случае должны характеризоваться средними значениями.

 

Таблица 21. Соотношение между профессионально важными качествами личности и шкалами MMPI

 

Профессионально важные качества личности Шкалы MMPI
L F K 5 (ж)
1. Стрессоустойчивость, способность к адаптации в критических ситуациях -
2. Коммуникабельность, способность к установлению и поддержанию контактов - + - - + -
3. Способность к лидерству, инициативность, соперничество - - - + + - + - - + -
4. Работоспособность, продуктивность - + - - - + + +
5. Надежность, ответственность - - + - + - - + + + - -
6. Агрессивность, конфликтность - + - - + - + - +
7. Тревожность, беспокойство + - + + +
8. Способность к творчеству, оригинальность + - - - + + - - + +
9. Обучаемость, способность к усвоению новых знаний и навыков - + - + - + + +

 

Примечания: 1)+ высокое значение шкалы, 0 среднее значение шкалы, - низкое значение шкалы. 2).Пятая шкала представлена как показатель женственности, соответствующий высоким значениям для мужчин или низким значениям для женщин

 

В некоторых случаях заказчик не формулирует конкретных требований к психологическим качествам личности и не описывает, каким должен быть сотрудник. В этом случае называется профессия или должность, по которой требуется подобрать кандидата. Если при этом удается отнести профессию к одному из известных типов профессий в соответствии с классификацией профессий Е.А.Климова, то для данного типа профессий можно определить, какие типы акцентуаций являются наиболее показанными, какие не имеют выраженных показаний и противопоказаний, а какие противопоказаны (Таблица 22). При этом личность кандидата или сотрудника считается профессионально пригодной, если соответствующий тип акцентуации не имеет профессиональных противопоказаний по отношению к соответствующему типу профессий. Кроме того, следует помнить, что неакцентуированные личности не имеют никаких профессиональных противопоказаний ни по одному типу профессий. Поэтому их можно достаточно эффективно использовать на любой профессии или должности.

Например, для профессии бухгалтера, относящегося к профессиям типа "человек - знаковая система", пригодны представители типов акцентуаций за исключением демонстративного, возбудимого и гипертимного, соответствующих пикам по 3, 4 и 9 шкалами MMPI. Кроме того неакцентуированные личности также пригодны к данной профессии. Однако наиболее рекомендуемыми и соответствующими бухгалтерской профессии могут считаться представители педантичного и шизоидного типов акцентуаций, имеющие пики по 7 и 8 шкалам MMPI.

 

Таблица 22. Профессиональная пригодность различных типов акцентуаций личности к разным типам профессий

 

Типы профессий Типы акцентуации
Человек - человек (продавец, агент, медицинский работник, педагог, менеджер, социальный работник, инспектор, практический психолог и т.п.) - + - - - +
Человек - техника (инженер, водитель, оператор, электрик, строитель, машинист, слесарь, механик, швея, станочник и т.п.) - + +
Человек - знаковая система (бухгалтер, маркетолог, программист, системный администратор, переводчик, кассир и т.п.) - - + + -
Человек - художественный образ (дизайнер, фотограф, жерналист, актер, закройщик, парикмахер и т.п.) + +
Человек - природа (агроном, ветеринар, фармацевт, геолог, лесник, лаборант, фермер и т.п.) - - + + + -

 

Примечение: + наличие профессиональных показаний, 0 отсутствие выраженных показаний и противопоказаний, - наличие профессиональных противопоказаний.

 

Если решается обратная задача - профориентация, то есть, подбор наиболее подходящего типа профессии, то вначале определяется наличие и тип акцентуации личности клиента. При отсутствии типа акцентуации особенности личности не ограничивают возможностей профессионального выбора клиента. Поэтому выбор профессии осуществляется с учетом других факторов, таких как интеллектуальные способности, профессиональные интересы и склонности клиента, его образование и т.д. Если же личность клиента акцентуирована, то в зависимости от типа акцентуации можно рекомендовать ему, в первую очередь, профессии наиболее показанного типа, во вторую очередь, профессии, не имеющие выраженных показаний и противопоказаний, наконец, можно не рекомендовать профессии, по отношению к которым клиент имеет психологические противопоказания.

Например, для представителя застревающего типа акцентуации можно рекомендовать, во-первых, профессии типа "человек - техника" и "человек - природа", характеризующиеся наличием показаний, во-вторых, профессии типов "человек - знаковая система" и "человек - художественный образ", не имеющие выраженных показаний и противопоказаний", и в общем случае не рекомендуется выбор профессий типа "человек - человек", по отношению к которым застревающий тип акцентуации характеризуется наличием противопоказаний.

В том случае, если сотрудник должен осуществлять определенное направление деятельности в организации, можно установить степень соответствия его психологических качеств выполняемой деятельности (Таблица 23).

 

Таблица 23. Рекомендуемые и не рекомендуемые направления деятельности при различных типах акцентуаций личности

 

Направления деятельности Типы акцентуаций
Производство - + - + + + + -
Обслуживание - + + - - + - +
Продажи - - + - - - - +
Маркетинг + + - - + + - -
Реклама - - + + - - - +
Финансы + + - - + + + -
Управление - - + - + - - +
Персонал - - + - - + - +
Обучение - + + - + + - +
Искусство - - + + - - + +
Охрана - + - - + + - -
Информация + + - - + + + -
Транспорт - + - - + + - -
Техническое обеспечение - + - + + + + -
Исследования и разработки + + - - + + + +

 

Примечение: + направление деятельности соответствует типу акцентуации личности, - направление деятельности не соответствует типу акцентуации личности.

 

Данные, представленные в таблице 24, позволяют прогнозировать, в каких ситуациях, связанных с трудовой деятельностью, представители различных типов акцентуации могут испытывать наиболее выраженные затруднения. Зная содержание затруднений, возникающих в трудовой деятельности, можно:

· рекомендовать самому клиенту избегать этих затруднений,

· организовывать деятельность таким образом, чтобы минимизировать частоту встречаемости этих затруднений,

· оптимальным образом распределять обязанности и задачи между сотрудниками, характеризующимися разными типами акцентуаций.

 

Таблица 24. Возможные затруднения в трудовой деятельности при различных типах акцентуаций личности

 

Содержание затруднений Типы акцентуаций
При различных видах трудовой деятельности: Интенсивных и длительных физических, интеллектуальных или эмоциональных нагрузках + +   +        
Работе в условиях неблагоприятных внешних факторов, помех и посторонних раздражителей +     +       +
Физической опасности, угрозе жизни и здоровью + +       +    
Планировании, контроле и коррекции своего поведения       +       +
Встрече с препятствиями, невозможности непосредственного и немедленного удовлетворения своих потребностей       +        
Сдерживании своих эмоциональных реакций +   + +       +
Смене видов деятельности, быстрых и частых изменениях ситуации, непостоянстве условий, ломке привычек + +     + +    
Угрозе безопасности, в ситуациях, связанных с риском, внезапностью и неожиданностью, неупорядоченностью и непредсказуемостью +         +    
Неопределенности, дефиците времени или информации в процессе принятия решения, необходимости проявить инициативу           +    
Регламентации деятельности, ограничении свободы, принуждении, однообразии деятельности     + +       +
Доведении начатого дела до конца, необходимости проявить настойчивость и достичь цели       +       +
Ошибках и неудачах + +     + +    
При коммуникативной деятельности Выполнении своих обязанностей, соблюдении общепринятых социальных норм и правил поведения, требований дисциплины, в условиях повышенной ответственности       +        
Критике со стороны окружающих, потере престижа, успехах других людей         +      
Невнимании, безразличии и непризнании со стороны окружающих     +   +      
Одиночестве, социальной изоляции и ограничении круга общения       +       +
Конкуренции, противостоянии, необходимости сопротивления социальному давлению   +       + +  
Утрате значимых лиц и интересов, разрыве привязанностей, потере чувства собственной ценности и нужности   +            
Вступлении в контакт, близком, доверительном и неформальном общении, понимании окружающих, выражении своих чувств   +       + +  
Совместных действиях, построении коллективных отношений, улаживании конфликтов +     + +   +  
При познавательной деятельности Усвоении новых знаний и навыков в процессе обучения или переобучения, +     +        
Анализе сложных ситуаций +   + +       +
Принятии решений   + +     +    
Формулировании собственных мыслей             +  
Необходимости концентрации внимания +     +        

 

Наконец, для сотрудников, относящихся к различным типам акцентуаций личности, можно подбирать наиболее оптимальные для них способы управленческих воздействий (Таблица 25) и создавать условия, в которых они могли бы наиболее эффективно осуществлять свою трудовую деятельность.

 

Таблица 25. Рекомендуемые условия деятельности и организация труда при различных типах акцентуаций личности

 

Рекомендуемые условия деятельности и организация труда Типы акцентуаций
Условия и режим работы Четкая организация рабочего места и времени +     + + +    
Дозирование нагрузок +              
Физический комфорт +     +        
Спокойные условия + +   + + +    
Обеспечение постоянства условий + +     + +    
Достаточное количество времени +         +    
Предоставление исчерпывающей информации           +    
Возможность получения эстетического удовлетворения от работы     + + +      
Характер управления Внешний контроль и регламентация деятельности     + +       +
Предоставление достаточной свободы режимов и сроков + +     + + +  
Достаточная свобода в принятии решений         +   + +
Зависимость поощрения от конкретных результатов труда     + +       +
Акцентирование внимания на качестве + +       +    
Подчинение непосредственно руководителю             + +
Похвала, подчеркивание успехов и перспектив, демонстрация доверия + + +     +    
Предоставление внешних атрибутов статуса     + + +      
Содержание деятельности Разнообразие решаемых задач       +       +
Возможность решения стратегических задач, планирования и определения задач         +     +
Предоставление возможности руководить людьми     + + +     +
Решение нестандартных задач       +     + +
Предоставление простых и знакомых задач +         +    
Исполнение уже принятых решений   +       +    
Культурно-массовая работа     +         +
Ответственность за оздоровительную работу +              
Возможность публичных выступлений     +         +
Взаимодействие в коллективе Преимущественно индивидуальная работа + +   + + + +  
Работа в группе или совместная работа   + +     +   +
Соревнование     + + +     +

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.